Стратегии поведения безработной молодёжи на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Социальные статусы, как правило, неустойчивы: высокие доходы не связаны с высшим образованием, богатство может быть не престижным, обладание властными полномочиями тоже не всегда сопряжено с высоким престижем. Сама система стратификации становится весьма условной. Жизненные цели молодежи и средства их достижения являются важным фактором ее социальной активности и в то же время индикатором фундаментальных перемен, происходящих в российском обществе.

Оглавление

Глава 1. Феномен молодёжной безработицы как социального явления.

Понятие и виды молодёжной безработицы.
Молодёжный рынок труда, его специфика, перспективы трудоустройства и службы занятости.
Социологические исследования стратегий поведения молодёжи на рынке труда.


Глава 2. Программа конкретного социологического исследования на тему «Стратегии поведения безработной молодёжи на рынке труда, на примере г. Апатиты».

2.1 Методологический раздел.

2.2. Методический раздел.

2.3. Операциональный раздел.

Файлы: 1 файл

На проверку.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Глава 1. Феномен  молодёжной безработицы как социального  явления.

    1. Понятие и виды молодёжной безработицы.
    2. Молодёжный рынок труда, его специфика, перспективы трудоустройства и службы занятости.
    3. Социологические исследования стратегий поведения молодёжи на рынке труда.
 

Глава 2. Программа  конкретного социологического исследования на тему «Стратегии поведения безработной молодёжи на рынке труда, на примере г. Апатиты».

2.1 Методологический  раздел.

2.2. Методический  раздел.

2.3. Операциональный  раздел. 
 

Введение.

Актуальность  обзора информации о стратегиях поведения  безработной молодёжи на рынке труда  обусловлена необходимостью анализа  кардинальных изменений в

современной системе  жизненного ориентирования личности.

Изменения таких  ее элементов, как образ жизни, ценности и нормы жизни, а также смысла и цели жизни, делает подвижной всю эту систему в целом. В настоящее время осуществляется переход от этих понятий к понятию стратегии, требующему нового социокультурного наполнения. Все чаще социологи оперируют такими понятиями, как стратегия жизни, стратегия поведения, так как они делают возможным изучение динамики социальной адаптации личности к новой социокультурной ситуации, как на личностном, так и на социальном уровне.

Понятие стратегии  объединяет в себе не только направленность на достижение желательного социально-экономического статуса, но и стремление к общественным и

культурным идеалам, являясь, таким образом, комплексной  характеристикой, отражающей различные  стороны человеческой жизни. Например, Т.Е.Резник и Ю.М.Резник определяют понятие стратегии как «символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека его ориентиры и приоритеты.

Она предполагает определение или принятие наиболее значимых ориентиров и

приоритетов на долговременную перспективу» ..1

Но в нашей  работе нас будут интересовать стратегии  поведения на рынке труда и  такой социальной группы, как молодёжи. Актуальность рассмотрения данных стратегий  обусловлена тем, что проводимые в России реформы ведут к усилению классовой

системы стратификации, соответствующей индустриальной стадии развития общества. При этом размывание старых социальных структур и формирование новых резко

увеличили количество маргинальных групп. Социальные статусы, как правило, неустойчивы: высокие доходы не связаны с высшим образованием, богатство может быть не престижным, обладание властными полномочиями тоже не всегда сопряжено с высоким престижем. Сама система стратификации становится весьма условной. Жизненные цели молодежи и средства их достижения являются важным фактором ее социальной активности и в то же время индикатором фундаментальных перемен,

происходящих  в российском обществе. Любой трудоустроенный  человек, обладает свободным выбором. В ситуации свободного выбора человек выбирает цели, соответствующие желаемым стандартам удовлетворения потребностей. Но индивид не имеющий работы лишён этого свободного выбора в удовлетворении своих потребностей и имеет свободу лишь в выборе стратегий, направленных на изменение своего положения безработного. Конечно, выбираемые молодёжью стратегии очень разнообразны и зависят от ряда изменяющихся факторов, таких как уровень образования, возраст и другие. Но для нас открытым остаётся вопрос о том, какие же стратегии существуют среди молодёжи, какие из них чаще всего выбираемы и, несомненно, какие из выбираемых стратегий наиболее эффективные, то есть стратегии помогающие преодолеть безработицу. 
 

    1. Понятие и виды молодёжной безработицы
 

«Одним из главных факторов, влияющих на жизнедеятельность личности, является потеря работы. Особенно остро ситуацию незанятости переживает молодёжь в силу возрастных, социально-психологических и других особенностей.»2

Для того чтобы  лучше разобраться в явлении  молодёжной безработицы, необходимо обратиться к ряду задач. Во-первых, существует необходимость рассмотрения феномена безработицы в целом, выделить её основные виды. Во-вторых, каждый молодой человек, находящийся в поисках работы, имеет индивидуальный набор факторов, таких как образование, возраст, пол и др., которые могут повлиять на результат поиска. Поэтому необходимо выделить основные категории молодёжи, которым присущ той или иной набор факторов в данной социальной группе.

Так же следует  рассмотреть причины безработицы среди молодёжи, чтобы лучше понять основные проблемы, с которыми сталкивается молодой человек, выходящий на рынок труда в поисках работы. В-четвёртых, безработица, как и любое другое негативное явление, несёт за собой последствия. Так как безработная молодёжь является крайне не устойчивой и социально незащищённой группой населения, необходимо рассмотреть какие же последствия несёт за собой молодёжная безработица, и как эти последствия отражаются на благополучии молодых людей. В-пятых, чтобы проследить за уровнем безработицы среди молодёжи необходимо обратиться к уже имеющимся статистическим данным.

«Безработица, как феномен, всегда рассматривается в контексте занятости: увеличение занятости, как правило, снижает безработицу, тогда как сокращение – увеличивает её. По определению, безработица – это количество незанятого трудоспособного населения, желающего работать. Можно выделить два основных типа безработицы – это регистрируемая и теневая (скрытая или латентная) безработица. Последняя, как правило, чаще всего переходит в скрытую занятость, что несёт за собой ряд негативных последствий, таких как: «оттягивание» значительной части рабочей силы и безработных с открытого рынка труда, а затем «выплёскивание» этой части обратно, искажение реального уровня безработицы и нелегальной занятости потенциально свободных вакансий.

В зависимости  от причин возникновения безработица  бывает фрикционной, структурной, сезонной, циклической. Фрикционная безработица  традиционно рассматривается как  безработица, вызванная естественным стремлением человека искать более выгодные и интересные сферы приложения своей рабочей силы. Это безработица «между работами», когда человек оставил прежнее место и находится в поиске другого. Причин поиска новой работы может быть много: лучшие условия труда, более высокая заработная плата и т.д. Фрикционная безработица в основном носит вынужденный характер.  Структурная безработица – это безработица среди тех, чьи профессии уже устарели. К структурной безработице относится и технологическая, вызванная совершенствованием технического уровня производств и отраслей. Сезонная безработица характерна для сельского хозяйства, туристического бизнеса, некоторых промыслов, вызвана природными факторами и достаточно легко прогнозируется.

Также безработица  выделяется по социально-экономическому составу безработных: половозрастная (среди женщин, молодёжи и т.д.), профессиональная, среди социально-неустроенных групп населения (инвалиды, бывшие заключённые) и этническая.

Резюмируя выше сказанное, можно констатировать, что безработица может быть вызвана разными причинами. Все эти виды безработицы существуют и среди безработной молодёжи, и каждая в своих специфических проявлениях».3

«Молодёжная безработица – явление на рынке труда, среди молодых людей в возрасте от 18-30 лет, которые хотят и могут работать, но по ряду причин не имеют рабочего места.

Выходящие на рынок  труда молодые люди (18-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить категории, каждая из которых имеет свои специфические черты.

  1. Молодёжь в возрасте от 14-18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и ссузов. Именно в этот период молодой человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии. Это первое серьёзное жизненное испытание для большинства юношей и девушек. В последние годы с развитием сети высших учебных заведений (прежде всего коммерческих) у молодёжи появилось больше потенциальных возможностей и путей профессионального самоопределения, но одновременно увеличился разрыв «стартовых возможностей» между различными группами молодёжи, выделяемые по социально-материальным признакам. Выбор профессии и типа учебного заведения приводит к дифференциации жизненных путей юношей и девушек, и это часто связано с дифференциацией не только умственных способностей и интересов, но и материальных способностей семей, так как высшее (а в ряде случаев и среднее профессиональное) образование является платным и оказывается не «по карману» для значительной части общества. Наш интерес к этой группе обусловлен тем, что почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет и в социально-профессиональной структуре общества выделяется значительный слой работающей молодёжи от 16-18, что приводит к низкому уровню квалификации, так как ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование. Так же проблема заключается и в том, что такая молодёжь работает не по ТК, что является выгодным для работодателя, так как помогает избежать уплаты налогов, и занимает потенциально свободные вакансии для безработной молодёжи, находящейся в поисках постоянного места работы и оформления согласно ТК. Такую занятость этой части молодёжи можно назвать теневой.
  2. Вторая категория – молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Для неё ведущей сферой деятельности является труд. Молодые люди приобретают в большей или меньшей степени материальную независимость от родителей. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как для значительной части молодёжи, прежде всего студенческой, это время освоения высокой квалификации и различных сфер деятельности, то есть их профессиональный статус не является полным. Так же существует и неполнота социального статуса, так как большинство молодых людей не имеют собственного жилья и реальных перспектив на его получение. И как следствие всего выше сказанного эта категория менее конкурентоспособна. Такая категория молодёжи является основной частью среди регистрируемой безработицы, так как активно участвует в поиске постоянного рабочего места. Так же среди такой молодёжи наблюдается сезонная занятость, или если рассматривать в сфере безработицы – сезонная безработица, так как большой процент молодых людей устраиваются на работу лишь в перерывах между сессиями или на время каникул.
  3. В возрасте от 25-30 лет у молодых людей окончено образование, сформированы смысло-жизненные цели и системы ценностей, определены мировоззренческие ориентиры и позиции. В основном молодые люди определили свою профессиональную стратегию. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к потенциальной работе. Большинство оставляет прежнее место работы и начинают поиск нового, для того, чтобы улучшить свои жизненные условия. Этой категории характерен такой вид безработицы, как фрикционная безработица. При этом отсутствие работы у данной категории воспринимается более болезненно, что ведёт к тяжёлым социальным и психологическим последствиям, таким как: распад семьи, брошенные дети, уход в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.»4
 

«Комбинация вышеуказанных факторов безработицы и категорий молодёжи, подталкивает нас на рассмотрение причин молодёжной безработицы и проблем, с которыми сталкиваются молодые люди во время поиска работы.

  1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, то есть всё то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению молодёжи на рынке труда.
  2. Необоснованное представление молодёжи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда. Здесь так же существует проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. Проблема "вуз - армия - рынок" состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.
  3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодёжи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодёжи пользуются такие профессии как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Приоритет отдаётся не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной материальной выгоде.
  4. Отсутствие опыта и стажа работы. Наличие опыта и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.
  5. Проблема дискриминации женщин при приеме на работу. Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитают брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.
  6. Инфантилизм молодежи в поиске работы. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.
  7. Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы. В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль пассивная позиция в поиске работы, и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.
  8. С увеличением пенсионного возраста рынок труда столкнулся с ситуацией, когда    рабочие места занимают опытные специалисты, "досиживающие" в компаниях до пенсии. Это отражается, в первую очередь, как раз на молодых специалистах: им не остается мест в компаниях. Важная причина, особенно в России, — несогласованность системы образования, работодателей и государства. Молодежь получает рискованные профессии, не может найти работу на перенасыщенном рынке. Как следствие — куча рабочих вакансий и проблемы в трудоустройстве специалистов.»5

Информация о работе Стратегии поведения безработной молодёжи на рынке труда