Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:53, реферат

Краткое описание

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Цель данной работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Спрос и факторы, вляиющие на него……………………………………..4
Глава 2. Предложение и факторы предложения…………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 84.94 Кб (Скачать)

5. Экономические ожидания  потребителей.

Ожидания могут  касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так  называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.

Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса: если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:

  • С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).
  • С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).

Закон спроса не действует в следующих  случаях:

  • Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)
  • Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)
  • Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")
  • Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)
  • Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

 

 

 

Глава 2. Предложение и факторы, влияющие на него.

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.

Объем предложения, как правило меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.

Предложение исследуется  по трем временным интревалам:

  • Краткосрочный — до 1 года
  • Среднесрочный — от 1 года до 5 лет
  • Долгосрочный — более 5 лет

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях

Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения  объема предложения и изменения предложения:

  1. Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
  2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)

  • Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель
  • S — предложение

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

К неценовым факторам предложения  относят:

  • изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.
  • Выход на рынок новых фирм.
  • Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.
  • Природные катастрофы
  • Политические действия и войны
  • Перспективные экономические ожидания
  • Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.
  • В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

На кривую предложения  огромную роль оказывает технический  прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. Если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях свободной  рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

Любой рынок состоит  из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает  рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Лебедев О. Т. Основы экономики. - СПб.: ИД «МиМ».- 2010

2. Липсиц И.В. Закономерности формирования спроса и предложения- М.:Тригон.,2011

3. Рыночная экономика. Учебник. Ч.2. /Под ред. Максимовой В.Ф. М., 2010

4. Чапурина, М.Н. Курс экономической теории. М.: Инфра.,2010

 


Информация о работе Спрос и предложение