Спрос и его величина. Закон спроса. Кривая спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Рынок - косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.

Оглавление

Введение
1.Спрос и его величина. Закон спроса. Кривая спроса
2. Изменения в спросе
3. Предложение
4. Шкала предложения
5. Эластичность
6. Выручка и факторы, влияющие на эластичность
7. Эластичность спроса по доходу
8. Эластичность предложения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

В общем случае под эластичностью понимается отношение процентного изменения функции к процентному изменению аргумента.

Эластичность спроса по цене:

Эластичность спроса по цене вычисляется по формуле:

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции.

 

Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют эластичным.

Ed > 1, поэтому спрос на товар Х является эластичным по цене.

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

Если Еd < 1

 

 

Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

 

Еd = 1.

 
 


 
Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

Если Еd = 0

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.

 

Еd = бесконечности∞

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выручка и факторы, влияющие на эластичность

 

Если спрос на товар Х эластичен, то фирмы могут увеличить свою выручку (ТR) путем снижения цены и повышения уровня продаж. Соответственно, при неэластичном спросе на товар Х, понижение цены товара Х приведет к падению выручки фирм. При единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной5.

То есть на выручку оказывает влияние эластичность. А эластичность спроса по цене, в свою очередь, зависит:

а) от степени необходимости (чем она больше, тем ниже эластичность);

б) количества товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность;

предметы первой необходимости имеют обычно невысокую эластичность, поскольку не располагают близкими заменителями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью)

в) факторов времени (чем его больше, тем легче потребителю отреагировать на изменение цены, т.е. выше эластичность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эластичность спроса по доходу

 

Кроме эластичности спроса по цене товара существуют, другие виды эластичности спроса, то есть зависимость его от других факторов (условий). К ним, прежде всего, относится эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Формула коэффициента эластичности спроса по доходу выглядит так:

Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории (при EУ < 0)

Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики6. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

Основным фактором, определяющим Еy, является важность данного товара в потреблении: чем более необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу. Кроме того, среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0 < Eу < 1), второй необходимости (Eу= 1), и предметы роскоши (Eу > 1).

Перекрестная эластичность спроса:

Концепция перекрестной эластичности спроса позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (скажем, Х) к изменению цены какого-то другого продукта (скажем, У). Формула перекрестной эластичности спроса идентична формуле простой ценовой эластичности, с той разницей, что нам придется взять отношение процентного изменения объема потребления продукта Х к процентному изменению цены продукта У:

процентное изменение количества

спрашиваемого продукта Х

Еху =

процентное изменение цены продукта У

Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами (например, разные прохладительные напитки).

Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами (автомобиль и бензин и т.п.). Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров7.

Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами (например, хлеб и цемент).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эластичность предложения

 

Эластичность предложения показывает, как изменится величина QSx при изменении цены товара Рх на 1%. Ее определяют по формуле:

Еs = процентное изменение QSx разделить на процентное изменение Рх.

Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. При тех же самых оговорках различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения8.

Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению (Еs=0, QSx никак не реагирует на изменение цены Рх, остается неизменным); горизонтальная, наоборот, - абсолютно эластичному (Еs=∞: достаточно ничтожного изменения Рх, чтобы QSx резко возросло). Другие положения линии предложения будут характеризовать либо эластичное (при ES > 1), либо неэластичное (при ES < 1) предложение9.

Помимо цены на эластичность предложения влияют и другие факторы:

1. Фактор времени (чем длиннее адаптационный период, тем больше возможностей имеют производители товара Х для перестройки производства в связи с ростом или падением цены товара Х, и тем выше будет эластичность предложения).

2. Издержки производства (из-за резкого удорожания производства, эластичность предложения этого товара будет невелика).

3. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения;

4. Цены других товаров (в том числе и ресурсов).

Заключение

 

Несмотря на повышение роли неценовых факторов в процессе современного маркетинга, эластичность, спрос и предложение остаются важными показателями, особенно на рынках монополистической и олигополистической конкуренции. Ведь только исследовав их, можно правильно установить цену на какой - либо товар, не упустив коммерческой выгоды, ведь установление цены - процесс, состоящий из шести этапов.

1. Фирма тщательно определяет  цель или цели своего маркетинга, такие как обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание  лидерства по показателям доли  рынка или качества.

2. Фирма выводит для себя кривую  спроса, которая говорит о вероятных  количествах товара, которые удаётся  продать на рынке в течение  конкретного отрезка времени  по ценам разного уровня. Чем  неэластичнее спрос, тем выше  может быть её цена, назначенная фирмой.

3. Фирма рассчитывает, как меняется  сумма её издержек при различных  уровнях производства.

4. Фирма изучает цены конкурентов  для использования их в качестве  основы при ценовом позиционировании  собственного товара.

5. Фирма выбирает для себя один из следующих методов ценообразования: «средние издержки плюс прибыль»; анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли; установление цены на основе ощущаемой ценности товара; установление цены на основе закрытых торгов.

6. Фирма устанавливает окончательную цену на товар с учётом её наиболее полного психологического восприятия и с обязательной проверкой, что цена эта соответствует установкам практикуемой фирмой политики цен и будет благоприятно воспринята дистрибьюторами и дилерами, собственным персоналом фирмы, конкурентами, поставщиками и государственными органами.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Бочаров С.А., Иванов А.А., Олейников  С.Я. ОСНОВЫ БИЗНЕСА: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. 447 с.

2.  Горяинова Л.В. МИКРОЭКОНОМИКА Практикум по курсу. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2004. - 56 с.

3.  Евдокимова Т.Г., Маховикова  Г.А. / Краткий словарь делового  человека. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 128с.

4.  Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономика: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика», 1993.

5. Максимова В.Ф. МИКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 204 с.

6. Обществознание: справ. материалы/С.В. Борисов и др. под общ. ред.Л.Д. Ибрагимовой. - 2-е изд. - Челябинск: Взгляд, 2007. - 204с.

7. Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение  потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 1994.

8. Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические  понятия. Вопросы экономики № 11, 1993.

9. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург  оркестр”, 1994.

 

1 . Максимова В.Ф. МИКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 204 с.

 

2 Бочаров С.А., Иванов А.А., Олейников С.Я. ОСНОВЫ БИЗНЕСА: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. С. 447.

3 Горяинова Л.В. МИКРОЭКОНОМИКА Практикум по курсу. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2004. - 56 с.

 

4 Обществознание: справ. материалы/С.В. Борисов и др. под общ. ред.Л.Д. Ибрагимовой. - 2-е изд. - Челябинск: Взгляд, 2007. - 204с.

 

5 Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993.

 

6 Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А. / Краткий словарь делового человека. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 128с.

7 Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994.

8 Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 1994.

 

9 . Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономика: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика», 1993.

 


Информация о работе Спрос и его величина. Закон спроса. Кривая спроса