Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 00:16, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1 Сущность и формы государственного регулирования----------------------------4
1.1 Кейнсианская теория экономики----------------------------------------------------9
1.2 Неоклассическая теория государственного регулирования экономики---15
2 Современная практика государственного регулирования экономики -------21
2.1 Методы государственного регулирования---------------------------------------28
2.2 Проблемы государственного регулирования экономики в условиях
финансового экономического кризиса------------------------------------------------40
Библиографический список
В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, Ф.Р.Г., Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.
Слабее развито ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.
Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.
Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
1.1 Кейнсианская теория экономики.
Одно из наиболее известных и призванных направлений экономической
теории, положившее свои рецепт регулирования экономики, неразрывно связано с именем и работами англичанина Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж. Кейнс – выходец из научной среды, его отец был английским ученым – экономистом. В течение нескольких десятилетий он вносил ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины ХХ века. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А.Смита и К.Маркса. В его главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) изложены теория и программа государственного регулирования экономики. Эта теория получила широкое распространение в правосоциалистической литературе и приобрела многочисленных сторонников (У. Беверидж, С. Харрис, А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер и многие другие), оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Дж. Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления для того, чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить меры бесперебойного функционирования экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ ( в отличие от микроэкономического подхода), взаимообусловленность совокупных показателей – национального подхода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Дж. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии».
Заслуга Кейнса в том, что он предложил новый подход, разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Кейнс обратил внимание на то, что по мере роста общественного богатства проблема поддержания эффективного спроса становится все более сложной и актуальной. Все большую часть дохода люди склонны сберегать. Отождествление сбережений с реальным накоплением не соответствует реальной практике; сэкономленные рубли и доллары не переходят в накопляемую часть общественного продукта. Сбережения и инвестиции следует разделить. Если сбережения больше инвестиций, то экономическая активность падает, темпы роста снижаются. Если сбережения меньше инвестиций, активность усиливается.
Кейнс выступил с критикой так называемого «закона Сэя», который разделялся многим. Французский экономист Жан – Батист Сэй (1762-1832) считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, что будто бы исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Нарушения могут происходить по отдельным товарам или отдельным группам в силу каких – либо внешних причин, а не в силу несовершенства самого хозяйственного механизма. Поэтому государству не следует вмешиваться в работу рыночного механизма.
Однако товары не просто обмениваются «товар на товар», а продаются и покупаются. Если спрос меньше произведенного в обществе продукта, то возникает несоответствие, часть продукции не находит сбыта. Цены не всегда успевают выравнивать спрос и предложение, а в современных условиях вообще имеют тенденцию к росту, а не снижению.
Кейнс приходит к выводу: размеры производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должно находится рассмотрение спроса, его составляющих факторов, влияющих на спрос. Совокупный спрос – это реальный объем национального производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при данном уровне цен.
С увеличением доходов не все доходы будут направлены на покупку товаров. Часть доходов пойдет на сбережения. Причем с повышением доходов склонность к потреблению понижается, а склонность к сбережению возрастает. Это своего рода психологический закон.
Второй тормоз – снижение эффективности инвестиций. С увеличением размеров накапливаемого капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает, а между тем именно инвестиции играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса.
Поэтому Кейнс, во – первых, предлагал снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью
капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги , а в развитие реального производства.
Во – вторых, чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагал увеличить государственные
расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные закупки товаров.
В – третьих, предлагалось перераспределение доходов, чтобы повысить денежный спрос массовых покупателей.
В качестве главного инструмента макрорегулирования Кейнс рассматривал бюджетную политику. Во время экономического спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно – кредитной способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе и расширению доходов и инвестиционной деятельности самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.
Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Мультипликатор показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается в том случае, когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Напротив, он уменьшается если усиливается склонность потребителей к накапливанию сбережений.
Говоря об эффекте мультипликации, Кейнс имел в виду прежде всего расходы из государственного бюджета, например, на организацию общественных работ. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, к примеру наполнять бутылки банкнотами и зарывать в землю, чтобы их разыскивали безработные.
Кейнсианская теория оказала влияние на направления и сферы дальнейших исследований. Обращение Кейнса к макроэкономическому анализу стимулировало разработку системы национальных счетов в тесной увязке с практическими нуждами экономического регулирования. С идеями Кейнса неразрывно связаны разработка исходных положений антициклической политики, концепция дефицитного финансирования, система государственного среднесрочного программирования.
Кейнсианская теория занимала господствующее положение со второй половины 30-х и до начала 70-х гг. Изменившаяся хозяйственная ситуация, обострение инфляционных процессов в сочетании со стагнацией производства (стагфляцией) потребовали поиска новых инструментов и методов экономического регулирования.
В отличие от Кейнса и вместе с тем опираясь на принципиальные выводы Кейнса, его последователи обосновали следующие положения:
- государственное вмешательство в экономику должно быть не эпизодическим, а носить постоянный характер;
- инвестиционные вложения
рекомендуется направлять не столько в
общественные работы (это «рецепт» Кейнса), сколько в наукоемкие отрасли, в новую технику и новые технологии;
- в соответствии с этим
возникает потребность в стимулировании и поддержке структурных сдвигов.
Сегодня в нашей стране имя Кейнса упоминается не только в студенческих лекциях. Многие сторонники государственного регулирования экономики, независимо от того, о каких инструментах и методах регулирования идет речь, готовы опереться на его авторитет. Мол, даже Кейнс был за регулирование! На самом деле все не так очевидно. Во-первых, следует помнить, что кейнсианская теория и политика исходят из существования развитой рыночной экономики. Мы же находимся в стадии перехода к этой экономике со всеми ее особенностями, нелепостями и трудностями. Поэтому прямое "наложение" кейнсианской теории на нашу экономику не подходит.
Во-вторых, многие из теперешних "знатоков" кейнсианства критикуют жесткую политику стабилизации, направленную на снижение бюджетного дефицита и инфляции. Их привлекает идея более активного использования бюджетного дефицита и денежной экспансии в качестве того горючего, которое якобы способно помочь росту экономики. Скорее всего, они не знают - но именно об этом шла речь в данной статье, - что дефицитное финансирование в условиях инфляции оказалось как раз тем слабым местом кейнсианской теории и политики, которое вызвало кризис прежней ее модели и определило пути дальнейшей ее коррекции. Поэтому скорее следовало бы прислушаться к голосу современных посткейнсианцев, которые советуют относиться к бюджетному дефициту крайне осторожно, перенося акценты с бюджета и роста государственных расходов на кредитно-денежную политику в качестве основного инструмента косвенного воздействия на экономику.
В-третьих, наша переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок превращается в "дикое поле" разбоя. А кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Все эти проблемы непосредственного отношения к теории Кейнса не имеют. Однако знать ее, как и всю экономическую теорию Запада, а не отдельные вырванные из исторического контекста положения, необходимо. Знание теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики, способны и помочь, и уберечь от ошибок в ходе ненужного экспериментаторства или очередного "изобретения велосипеда".
Именно этому прежде всего учит опыт научной и практической деятельности великого англичанина Джона Мэйнарда Кейнса.[1]
1.2 Неоклассическая теория государственного регулирования экономики.
Родоначальник неоклассического направления английский экономист Альфред Маршал (1842 – 1924) ввел в обиход термин «экономикс» как науки о наиболее эффективном использовании имеющихся экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества в экономических благах.
Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считают выход в свет книги Альфреда Маршалла «Принципы экономической науки» (1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.
В неоклассической экономической теории четко выделяются три периода:
Главная проблема, которая находилась в центре внимания представителей неоклассиков — Альфреда Маршалла, Артура Пигу (1877—1959) и др., — удовлетворение потребностей человека. Определяя цели экономической науки, неоклассики говорили о влиянии различных факторов на экономическое благосостояние. На первый план ими выдвигалась потребительная стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. При этом представители неоклассиков исходили из того, что экономические законы одинаковы для любого общества: как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весьма сложных экономических систем.
Информация о работе Современная практика государственного регулирования экономики