Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:57, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ издержек производства предприятия и экономического поведения производителя, а также выработка рекомендаций по их снижению для укрепления позиций предприятия на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение издержкам как качественному показателю хозяйственной деятельности предприятия;
Определить систему показателей издержек производства предприятия;
Рассмотреть факторы, влияющие на уровень и сумму издержек производства;
Оценить динамику издержек производства;
Провести анализ издержек;
Выявить резервы снижения издержек производства предприятия;
Предложить направления для оптимизации структуры издержек производства предприятия.
Введение 2
Глава 1. Теоретические и методологические основы анализа и планирования издержек производства и экономического поведения производителя 5
1.1 Положения и нормативные акты, регламентирующие порядок учета производственных затрат 5
1.2 Понятие и виды издержек производства 7
1.3 Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции 14
Глава 2. Анализ издержек производства в ОАО фирма «Стройтрейд» и его экономического поведения 17
2.1 Характеристика предприятия: основные виды деятельности и организационно-правовая форма ОАО фирма «Стройтрейд» 17
2.2 Анализ издержек производства ОАО фирма «Стройтрейд» и экономического поведениякомпании за период 2008 – 2010 года 22
Глава 3. Совершенствование анализа издержек производства и стабилизации экономического поведения ОАО «Стройтрейд» 32
3.1. Выбор основных направлений снижения издержек ОАО «Стройтрейд» 32
3.2. Стабилизация экономического поведения ОАО «Стройтрейд» 37
Заключение 40
Список использованной литературы 43
VPП - заданный объем продаж;
р – цена;
b – переменные затраты на единицу продукции;
Д дм - доля маржинального дохода в общей выручке.
Переменные,
или пропорциональные издержки (VC) зависят
от изменения объемов производства. На
рисунке 1.2 видно, что с увеличением объема
производства они увеличиваются, а с уменьшением
снижаются. Но при этом на единицу продукции
переменные затраты остаются неизменными.
Рис. 1.2. Зависимость переменных издержек от объема производства
Примеры:
- Прямые материальные затраты;
- Заработная плата основного производственного персонала;
-
Топливо и энергия на
Деление затрат на постоянные и переменные несколько условно: многие издержки могут быть условно-постоянными (условно-переменными). Например:
- Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования могут включать в себя расходы на плановый ремонт, производимый вне зависимости от объемов производства.
-
Заработная плата некоторых
Постоянные затраты могут считаться таковыми до некоторого объема производства; увеличение его влечет и увеличение этих затрат. Пример:
-
Расходы на содержание
Условно-постоянные издержки зависят от произведенного количества, но меняются ступенчато с изменением объемов производства, что отображено на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Зависимость условно-постоянных издержек от объема производства
Средние издержки – издержки на единицу продукции. Средние постоянные издержки (AFC) определяются по формуле (1.2).
AFC = FC / Q (1.2)
где FC - суммарные постоянные издержки;
Q - соответствующее количество произведенной продукции [14. С.352].
Расходы по хранению материалов и готовой продукции с ростом объемов производства могут изменяться скачком. Например, до определенного уровня производства достаточно арендовать один склад. При дальнейшем росте объемов производства необходимо арендовать два склада. При этом арендная плата увеличивается.
Однако,
если рассматривать средние
Средние переменные издержки (AVC) определяются по формуле (1.3).
AVC = VC / Q (1.3)
где VC - суммарные переменные издержки;
Q - соответствующее количество произведенной продукции.
К постоянным издержкам относятся отчисления на амортизацию, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и прочие затраты, которые имеют место, даже если предприятие не производит продукцию. В определенном диапазоне выпуска общая сумма этих издержек остается практически неизменной (рис. 1.5 а).
Что
касается средних постоянных издержек,
то они снижаются с ростом объема
производства и увеличиваются при его
снижении (рис. 1.5 б).
Рис. 1.5. Зависимость постоянных издержек FC (а) и средних постоянных издержек AFC (б) от изменения объема производства
Сумма
постоянных и переменных издержек
составляет валовые
издержки предприятия (рис. 1.6) и определяется
по формуле (1.4).
TC = FC + VC (1.4)
где TC – валовые издержки;
FC – постоянные издержки;
VC – переменные издержки.
С увеличением объема производства и реализации продукции валовые издержки на единицу продукции снижаются за счет снижения постоянных расходов [14. С.359].
Широко применяется понятие предельных издержек. Это затраты, необходимые для получения прироста продукции. Их еще называют дополнительными, поскольку они направлены на получение дополнительной продукции. Под предельными издержками понимается изменение величины валовых издержек в результате изменения объема выпуска на одну единицу.
Предельные
издержки можно исчислить по формуле
(1.5).
MC=TC2-TC1
или
(1.5)
где МС – предельные издержки;
- предыдущая и последующая
- предыдущая и последующая
Из данного рисунка видно, что между кривыми предельных издержек, средних валовых и средних переменных существует прямая взаимосвязь:
- когда предельные издержки меньше средних валовых издержек и средних переменных издержек MC < AC, AVC производство каждой добавочной единицы продукта уменьшает средние издержки, поэтому кривые АС и AVC идут вниз;
- когда МС > АС, AVC производство каждой добавочной единицы продукта увеличивает средние издержки, поэтому кривые АС и AVC идут вниз;
- кривая МС пересекает кривые AC и AVC в точках их минимального значения, то есть МС = АС, AVC, когда АС, АVC = min [26].
Для оценки издержек производства существует несколько подходов.
Себестоимость продукции (работ/услуг) – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ/ услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию [30].
В
настоящее время вопрос о соотношении
понятий «себестоимость», «затраты»,
«расходы» и «издержки» в экономической
литературе является дискуссионным. Одни
авторы считают эти понятия
Бухгалтерские затраты представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Характеристика доходов и расходов, их классификация и оценка, признание в учете и отражение в отчетности определяются ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», которые были утверждены приказом Минфина РФ 6 мая 1999 г. №32н, 33н (соответственно) [6. С. 186].
Строительным организациям в качестве типовой МДС 81.-35.2004 «Методические рекомендации по определению стоимости строительной продукции на территории РФ» рекомендуется следующая группировка затрат на производство строительных работ:
«Материалы»;
«Расходы на оплату труда рабочих»;
«Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов»;
«Накладные расходы».
Все перечисленные статьи затрат себестоимости строительной продукции, кроме статьи «Расходы на оплату труда рабочих», являются комплексными, т.е. содержат все первичные элементы: материалы, оплата труда, амортизация и другие. «Накладные расходы», являясь комплексной статьёй, группируются по следующим экономическим элементам затрат: оплата труда административно-хозяйственного персонала; оплата труда рабочих вспомогательных производств; материалы; амортизация; отчисления на социальные нужды; прочие затраты [18. С. 59].
Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказаться на функционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.
Данный тезис можно изобразить в виде условной логической схемы:
Структура рынка поведение фирмы преуспевание фирмы – преуспевание отрасли – преуспевание национальной экономики. |
Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.
Спрос на продукцию фирмы. Если фирма является ценополучателем, она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту равную рыночной цене продукта.
Интересно отметить, что эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов фирмы. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D = MR = AR.
Что касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле: P * Q. Графически величину совокупного дохода можно либо проиллюстрировать на примере прямоугольника 0P1 TQ1 на рис. 2, либо изобразить как особую кривую (рис. 3). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.
Предложение фирмы. В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Поскольку в силу убывания предельной производительности предельные издержки растут по мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на продукт, чтобы побудить производителя наращивать производство. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид.
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы. При анализе поведения фирмы используется важное теоретическое допущение, что производитель ведет себя рационально. Принцип рациональности поведения производителя аналогичен принципу, используемому потребителем. Полезный результат (в данном случае это прибыль производителя) достигается, когда предельный выигрыш от производства еще одной единицы продукта превышает предельные затраты на производство этой дополнительной единицы. Положительная разница между предельным доходом и предельными издержками составит предельную прибыль фирмы.