Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:58, контрольная работа
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции……4
1.1.Условия возникновения совершенной конкуренции……..………………. 4
1.2.Спрос на продукт фирмы в условиях совершенной конкуренции………...7
Глава 2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой……………………..12
2.1. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками…..12
2.1.1. Случай максимизации прибыли…………………………………………13
2.1.2. Случай минимизации убытков и закрытия фирмы
2.2. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками
2.2.1. Случай максимизации прибыли
2.2.2 Случай минимизации убытков и закрытия фирмы
Заключение……………………………………………………………………....29
Список использованной литературы…………………………………………32
Данные столбцов (1) и (2) табл.1. описывают кривую совершенно эластичного спроса при рыночной цене, равной 142 дол. Фирма не в состоянии добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене для увеличения объема продаж.
Таблица 1 - Спрос на продукт фирмы и ее доход в условиях чистой конкуренции.
Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что в столбце (1) табл.1 обозначено как цена на единицу продукта для покупателя, представляет собой выручку от продажи единицы продукта, или средний доход продавца. Утверждение о том, что покупатель должен заплатить цену 142 дол. за единицу продукта, тождественно следующему тезису: выручка от единицы продукта, или средний доход, полученный продавцом, составляет 142 дол. Цена и средний доход – это одно и то же, но с разных точек зрения.
Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма способна продать (столбец (3)). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину 142 дол. – с каждой дополнительной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет к валовому доходу свою цену.
Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее интересует, как изменится доход в результате этого сдвига в выпуске. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта? Предельный доход есть изменение валового дохода, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукта. Как показано в столбце (3) табл.1, валовой доход равен нулю, когда продано ноль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 142 дол. Предельный доход – увеличение валового дохода в результате продажи первой единицы продукта – составляет, следовательно, 142 дол. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход со 142 до 284 дол., то есть предельный доход опять составит 142 дол. В столбце (4) предельный доход есть постоянная величина, равная 142 дол., поскольку именно на такую неизменную величину возрастает валовой доход по мере каждой дополнительной единицы продукта.
Глава 2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой.
В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т. д.), которые она использует. Экономические прибыли, к которым фирма стремится, определяются как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Данные о доходе и данные об издержках должны быть сведены вместе, с тем чтобы можно было определить для фирмы объем производства, максимизирующий прибыль.
Существуют два подхода
(принципа) к определению уровня
производства, при котором конкурентная
фирма будет получать максимальные
прибыли или минимальные
2.1. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками.
2.1.2. Случай максимизации прибыли.
При фиксированной рыночной
цене перед конкурентным производителем
стоят три взаимосвязанных
1. Следует ли производить?
2. Если да, то какое количество продукции?
3. Какая прибыль (или убыток) будет получена?
Рассмотрим ответы на эти
вопросы в краткосрочном
В краткосрочном периоде часть валовых издержек, фирмы является переменными издержками, а остальные - постоянными. Последние должны быть оплачены в любом случае, даже если фирма закрывается. Т.е. когда производство находится на нулевом уровне, фирма несет убытки, равные ее постоянным издержкам. Значит, фирма может производить также в том случае, если от производства она понесет убыток меньший, чем постоянные издержки, с которыми она сталкивается при закрытии.
Таким образом, фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получать: либо (1) экономическую прибыль, либо (2) убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки.
Ответ на второй вопрос будет
следующим: "В краткосрочном периоде
фирме следует производить
Отсюда следует, что ответ на третий вопрос включает три ситуации:
Сопоставим уже известные вам график валового дохода и валовых издержек (рис 4).
Рис. 4 Валовой доход и валовые издержки
Рис.4 графически сравнивает
валовой доход и валовые
2.1.3 Случай минимизации убытков и закрытия.
Рис. 5 Случай минимизации убытков
Q
Когда валовой доход превышает переменные издержки, фирма будет осуществлять производство, так как эти издержки, так же как и некоторая часть постоянных издержек могут быть оплачены из дохода. Минимальные убытки фирма понесет при производстве такого объема продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину.
Рис. 6. Случай закрытия
Если линия валового дохода (TR) лежит ниже кривой совокупных переменных издержек, т.е. не существует объема производства, при котором переменные издержки могут быть покрыты - лучший выбор закрыться и оплатить постоянные издержки из своего кармана (рис.6).
2.2.Принцип
сопоставления предельного
Другим подходом к определению
объемов продукции, которые конкурентная
фирма захочет предложить на рынке
по любой возможной цене, является
определение и сравнение сумм,
которые каждая дополнительная единица
продукции будет добавлять к
валовому доходу, с одной стороны,
и к валовым издержкам —
с другой. Иначе говоря, фирме
следует сравнить предельный доход
(MR) и предельные издержки (МС) каждой
последующей единицы продукции.
Любую единицу продукции, предельный
доход от которой превышает ее
предельные издержки, следует производить.
Почему? Потому, что на каждой такой
единице продукции фирма
На начальных стадиях производства, когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно (но не всегда) превышать предельные издержки. Следовательно, прибыльно производить в пределах этого объема производства. Но на последующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, повышающиеся предельные издержки вызовут обратное действие. Предельные издержки будут превышать предельный доход. Очевидно, что следует избегать производства продукции, попадающего в этот интервал, в интересах максимизации прибылей. Разделять эти два интервала производства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка — ключ к правилу, определяющему объем производства: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам. Для удобства мы будем называть этот руководящий принцип максимизации прибыли правилом MR=MC. Для большей части данных о соотношении MR и МС не будет выраженного целым числом уровня производства, при котором MR и МС точно равны. В таких случаях фирме следует произвести последнюю целую единицу продукции, у которой MR превышает ее МС. Это правило предполагает, что фирма предпочтет производить, нежели закрыться. Короче, мы заметим, что предельный доход должен быть равен или должен превышать средние переменные издержки, или фирма сочтет более предпочтительным закрыться, чем производить объем продукции, при котором MR=MC.
Нужно подчеркнуть, что правило MR=MC является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, независимо от того, являются ли они чисто конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими. Применение правила не ограничивается особым случаем чистой конкуренции.
Так как кривая спроса или кривая продаж конкурентного продавца совершенно эластична, можно сказать, что предельный доход и цена равны, т.е. каждая проданная дополнительная единица продукции прибавляет к валовому доходу ровно свою цену. Таким образом, в условиях чистой конкуренции, чтобы максимизировать прибыли или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам (Р = МС) (рис. 7).
2.2.1. Случаи максимизации прибыли.
Рис. 7 Положение фирмы, максимализирующее
прибыль в краткосрочном периоде
Теперь давайте применим
это правило в уже
Из рис.7. легко видеть, что до точки О каждая произведенная дополнительно единица продукции добавляет больше к издержкам (MR > МС) и, следовательно, должна быть произведена. Во всех случаях правее точки О каждая последующая единица продукции добавляет больше к издержкам, чем к доходу (MR < МС) и. следовательно, от ее производства надо отказаться. Объем производства, при которой Р= МС позволяет производителю максимизировать прибыли. Следует заметить, что фирма стремится максимизировать свои совокупные прибыли, а не прибыли на единицу продукции.
Экономическая прибыль на единицу продукции (АР), умноженная на максимизирующий прибыль объем производства, даст совокупную прибыль, которая на графике показана заштрихованной прямоугольной областью.
2.2.2 Случай
минимизации убытков и
Всякий раз когда цена превышает минимум средних переменных издержек (AVC), но опускаясь ниже средних валовых издержек (АТС) фирма может, осуществляя производство, возместить часть, но не все постоянные издержки (рис.8).
Рис. 8 Положение фирмы, минимизирующее убытки в краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции
При производстве в точке Е совокупные постоянные издержки частично (на область VPEG) покрываются валовым доходом, т.е. убыток фирмы составляет только область PACE.
Всякий раз, когда цена превышает минимум средних переменных издержек, но опускается ниже средних валовых издержек, фирма может, осуществляя производство, возместить часть, но не все свои постоянные издержки.
Рис. 9. Положение закрытия фирмы в краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции
Если цена опускается ниже
минимума совокупных переменных издержек,
не существует уровня производства, при
котором фирма может
Случай закрытия заставляет нас модифицировать наше правило MR(P)==MC для максимизации прибыли или минимизации убытков.
Конкурентная фирма будет
максимизировать прибыли или
минимизировать убытки в краткосрочном
периоде, производя такой объем продукции,
при котором MR (Р) = МС при условии, что цена
превышает минимальное значение средних
переменных издержек (рис.9).
Итак,
мы выбрали 3 различные цены и выяснили,
какой объем продукции предпочла бы предложить
и поставить на рынке по любой из этих
цен стремящаяся к прибыли конкурентная
фирма. Суммируя эти данные, мы можем построить
кривую предложения конкурентной фирмы
(рис. 10).
Рис. 10. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Кривая предложения является восходящей (bc de),
При цене Р1 - фирма не будет производить, т.к. Р1 меньше минимума AVC. При цене Р2 -фирма находится в состоянии равновесия в точке b производя Q2 единиц продукции, и несет убыток, равный ее постоянным издержкам.
При РЗ (равновесие в точке с) фирма производит Q3 единиц продукции при убытках меньших, чем постоянные издержки.
При Р4 (равновесие в точке d) объем производства Q4 - в этом cлучае фирма просто возмещает свои издержки.
При цене Р5 - (фирма в точке равновесия е) максимизирует свою прибыль, производя q5 единиц продукции.
Так как ниже минимума средних переменных издержек ничего не производится, мы можем заключить, что отрезок кривой предельных издержек фирмы, который лежит выше кривой её средних переменных издержек, является кривой ее предложения в краткосрочном периоде.
Чтобы определить равновесную цену для отрасли в целом, мы должны суммировать кривые предложения всех фирм, входящих в отрасль и сопоставить эти данные с данными об общем спросе на продукцию отрасли. Как уже отмечалось в начале, кривая спроса для отрасли (в отличие от отдельной фирмы) не является совершенно эластичной (на рис. 11. кривая DD).
Рис. 11. Конкурентное равновесие для отрасли в краткосрочном периоде
Точка пересечения кривой
спроса DD и кривой предложения SS определяет
цену равновесия и равновесный объем
для отрасли в целом. Этот график
подтверждает тот факт, что цена
продукта - заданная величина для отдельной
фирмы и одновременно есть результат
решений о производстве (предложении)
всех фирм отрасли, взятых как группа (рис.11.).