Социальные реалии формирования рынков труда в условиях гуманизации сообществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 00:39, реферат

Краткое описание

Недооценка значимости инвестиций в социальную сферу в конечном итоге искажает экономическую стратегию государств. Опыт многих стран, правильная экономическая политика – это не только достижение важных текущих показателей, связанных с состоянием государственного бюджета, уровня капиталовложений или инфляции, но и социальные цели, такие, как рост занятости, уменьшение бедности, поддержание высокого качества здравоохранения и образования.

Файлы: 1 файл

beklemeshev.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    Особенности адаптации регионального рынка  труда напрямую зависят от формирования и проведения социальной политики. Это объясняется имеющимися, как правило, межрегиональными, различиями, которые проявляются не только на низших уровнях административно-территориальной иерархии, но и в регионах субфедерального уровня.

    Проблема  социально-экономической типологии  регионов в РФ не является принципиально новой. В социальной сфере эти решения сводились, в основном, к включению в перечень новостроек на территории депрессивного региона каких-либо социальных объектов. Анализ многих принятых органами законодательной и исполнительной власти решений по реформированию социальной сферы показывает, что при их выработке не всегда учитываются факторы дифференциации состояния региональных экономик5.

    Одной из принципиальных особенностей социально-экономического развития России в 90-е годы являлась растущая дифференциация условий обеспечения  человеческого потенциала в различных  регионах, а также выделения населения по разным типам, прежде всего, в крупных городах с одной стороны, и в сельской местности, с другой. О масштабах региональных различий свидетельствует, в частности, разрыв в индексах развития человеческого капитала. Велики контрасты между столицами и прилегающими к ним областями. Так, индекс развития человеческого потенциала в Санкт-Петербурге относится к числу наиболее высоких в России, тогда как в Ленинградской области он заметно ниже среднероссийского – всего 0,741. Эта разница обусловлена не только различием доходов, но и заметно более длительной средней продолжительностью жизни в Санкт-Петербурге. Эти разрывы свидетельствуют о серьезных качественных расхождениях в образе жизни, порожденных опережающим и сбалансированным развитием столичных городов в условиях рыночной трансформации.

    В свою очередь это создает сложности формирования корпоративной культуры и применения эффективных мотивационных схем, порождаемых низким уровнем доходов населения и высоким уровнем усложнения процесса взаимодействия отдельных структур СДС, в частности использования рабочей силы. В рамках этих согласований регионального рынка труда могут использоваться корпоративно стратегические принципы инжиниринга проблем доминантного управления рабочей силы:

    – принцип корпоративной конгруэнтности;

    – принцип проактивного поведения;

    – принцип доминирования человеческого капитала;

    – принцип согласованной автономности подразделений;

    – принцип непрерывного организационного самообучения;

    – принцип контролируемого предпринимательства.

    Актуальной  проблемой региональной адаптации  рынка труда как составной части концепции саморазвития региона выступает оценка потенциала корпоративного управления и корпоративной культуры. Потенциал региональных корпоративных структур становится одной из значимых составляющих региона в части эффективного использования и сознательно управляемого процесса, который необходимо адекватно оценивать как фактор стабилизации реального сектора экономики региона. Прямо противоположное мнение принадлежит профессору Л. И. Эльпинеру, который считает, что это возможно на основе учета региональных особенностей качества вод, гигиенических критериев выбора приоритета показателей и эффективных решений, опирающихся на результаты такого выбора Не менее важной, по мнению Г. Моткина, будет экологическое страхование в рамках оценки рынка труда. Исходя из этого, определяются основные функции экологического страхования:

  1. Страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды.
  2. Стимулирование противоаварийных мероприятий у страхователей за счет специальных резервов страховых экологических фондов.
  3. Возмещение за счет страховых резервов самого страхователя.
  4. Формирование страховых экологических фондов.

    Этими функциями диктуется необходимость  изменения подходов экологической безопасности в предпринимательской деятельности. Основными направлениями ее деятельности по-прежнему остаются контроль за соблюдением природопользователями экологических требований в соответствии с действующими нормативами; обязательная экологическая оценка проектов намечаемых новых объектов; содействие развитию предпринимательства, способствующего оздоровлению окружающей среды.

    Переход к устойчивому развитию, поддержанный всеми странами мира, вызывает необходимость включения экологического фактора в систему основных социально-экономических показателей. Рост этих показателей сегодня может базироваться на техногенном, природоемком развитии. Тем самым создается основа для резкого ухудшения экономических показателей в будущем при истощении природных ресурсов и загрязнении окружающей среды. Проведенные в этом направлении исследования показывают, что предварительная количественная оценка ряда эколого-экономических показателей на макроуровне свидетельствует, что складываются антиустойчивые тенденции развития для оформления и становления адаптационных механизмов региональных рынков труда по определенным параметрам, а следовательно, и представления в их взаимоотношениях элементов гуманизации. Речь здесь может идти о создании эффективных косвенных и прямых экономических инструментов и регуляторов для развития эколого-адаптированных видов деятельности, предпринимательства в новых формах, привлечения инвестиций. Следовательно, должны быть сформированы более благоприятные условия для развития ресурсосберегающих предприятий в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфраструктуре. Государство и регионы должны проводить эффективную селективную экономическую политику для изменения структуры инвестиций как в отдельные сектора экономики, так и внутри них на основании макроэкономического регулирования, индикативного планирования с помощью налоговых инструментов, льгот, кредитов, субсидий, таможенных тарифов, платежей и прочих инструментов, что и отразится в реалиях нового развития.

    Необходимость поиска эффективных путей тесной увязки экономической и социальной политики создает широкие возможности для реализации прав человека, увязывает непосредственно экономические и социальные права, ставит общие ценности в программы развития регионов для практического решения. Это дает возможность социальным группам вносить свой вклад в экономический рост и создавать предпосылки ликвидации бедности 
 

    Список  использованной литературы 

    
  1. Гутман  Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман и др. М.: Финансы и статистика. 2002.
  2. Шаститко А. Выплескивая воду, не забудьте про ребенка! / А. Шаститко // Вопросы экономики. 2003. № 12.
  3. Гутман Г. В. Экономический рост и проблемы бедности в регионе / Г. В. Гутман М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
  4. Скавитин А. Управление коммуникациями в кризисных ситуациях: работа с персоналом / А. Скавитин // Управление персоналом. 2004. № 1-2.

Информация о работе Социальные реалии формирования рынков труда в условиях гуманизации сообществ