Социально-экономические проблемы народонаселения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 07:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить новые тенденции в динамике и структуре народонаселения и оценить степень их влияния на социально-экономическое развитие человечества, в том числе и Казахстана.
В соответствии с целью дипломной работы, поставлены следующие задачи:
исследовать развитие теории народонаселения;
выявить взаимозависимость экономического уровня развития страны, динамики численности и ожидаемой продолжительности жизни населения;
проследить новые тенденции и экономико-правовые проблемы народонаселения в условиях глобализации;

Оглавление

Введение
3

1 Теоретические основы социально-экономических проблем народонаселения
8
1.1 Эволюция теорий народонаселения
8
1.2 Динамика численности и структуры народонаселения Земли
18
1.3 Взаимосвязь народонаселения и экономики
35

2 Новые тенденции в развитии народонаселения
46
2.1 Глобальная проблема старения населения и ее социально-экономические последствия в Казахстане
46
2.2 Институциональная и законодательная база исследования проблем народонаселения
53
2.3 Методика преподавания экономических проблем демографии
59

Заключение
65
Список использованной литературы
69

Приложение А
72
Приложение Б
73
Приложение В

Файлы: 1 файл

Иссл-е народ-я.doc

— 914.50 Кб (Скачать)

Т.Мальтус выделил  препятствия к размножению населения, которые держат население на уровне средств существования, а именно:

  1. Предупредительные (влияющие на уровень рождаемости):

- нравственное обуздание;

- пороки

  1. Разрушительные (влияющие на уровень смертности):

      - несчастья  (болезни, эпидемия, война,  чума, голод).

Здесь уже можно проследить совершенствование развития теории народонаселения, в том плане, что численность населения зависит не только от уровня рождаемости, но и уровня смертности.

В то же время, Т.Мальтус  оправдывает эксплуатацию, войны, эпидемии как средства предотвращения бурного размножения.

Мальтузианская теория народонаселения является более приближенной к современным исследованиям народонаселения, однако она имеет существенные недостатки, точнее Мальтус изучал население узко и не учитывал многих основополагающих факторов. Узость исследования Мальтуса заключается главным образом в том, что народонаселение рассматривается им исключительно с точки зрения средств существования: «Народонаселение строго ограничено средствами существования, оно всегда увеличивается, когда увеличиваются средства существования, если только оно не будет остановлено какой-нибудь могущественной встречной причиной» [8, с.129]. Мальтус в своих исследованиях пренебрег такими факторами, характеризующими народонаселение, как:

  • социальные влияния на народонаселение;
  • влияние способа производства;
  • национальные традиции;
  • влияние культуры различных народов;
  • исторические события;
  • возможности усовершенствования способов обработки земли;
  • рост промышленности;
  • развитие науки.

Г.Тейлор, В.Фогт, Г.Браун, Дж.Форрестер являются продолжателями мальтузианской теории народонаселения и представителями неомальтузианства. Теория современного мальтузианства придерживается основной доктрины Мальтуса – демографического детерминизма, и расширила аргументацию и арсенал рекомендуемых средств для сдерживания и сокращения прироста населения. Г.Тейлор считал, что стремительное разрушение окружающей среды вследствие антропогенного давления на нее формирует “механизм обратной связи”, в силу и с помощью которого природа как бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение. В.Фогт, Г.Браун провозгласили теорию «оптимума населения»: сократить численность населения до 1 млрд. человек: «Войны и кризис – гигантский фактор отбора». Дж.Форрестер в своей теории обосновал достижение «нулевого прироста населения».

Однако последователи  мальтузианства не предложили путей  достижения такой численности населения, кроме моратория (запрета) на рождаемость, широкого применения контрацептивов и  других средств замедления воспроизводства населения. Таким образом, несмотря на внешнюю привлекательность, такая трактовка имеет реакционную мальтузианскую тенденцию [9].

Теория расизма рассматривает  народонаселение через классификацию  на так называемые расы – отдельные, замкнутые в себе группы людей. В рамках данной теории этим группам приписываются биологически определенные черты, не встречающиеся в чистом виде у представителей других рас, а также постулируются иерархии между расами, в силу которой одни оказываются интеллектуально или культурно выше, а другие – ниже. Суть расизма – в интерпретации различий (социальных, культурных, психологических, политико-экономических) в качестве естественных, а также в закреплении связи между различием и господством. Главный из этих постулатов – неснимаемость различия. Расизм сначала интерпретирует различия как естественные, а затем увязывает их с существующими отношениями господства. Группы, стоящие выше других в социальной иерархии, стоят там по «естественному» праву превосходства.

Наиболее известной  является классификация  Адольфа Гитлера – представителя исключительно агрессивного расизма:

  1. основатели культуры (арийцы);
  2. носители, или распространители культуры (неарийские народы, например, славяне);
  3. разрушители культуры (евреи и цыгане).

На сегодняшний день в мире признаются действительными по биологическим признакам и равноправными европеоидная, негроидная и монголоидная расы.

Наряду с перечисленными теориями народонаселения также рассматривается основная теория здравоохранения населения – евгеника. Евгеника (от греческого eugenēs — хорошего рода), учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одаренности и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Представителями данной теории являются Ф.Гальтон, О.Морель, Мьоен и др. Основная идея евгеники заключалась в выведении только качественного, здорового и высокоинтеллектуального человечества. Постулаты евгеники рассматривались не только как теоретическая информация, но и реализовывались практически, путем введения государственной евгенической политики (евгеническое просвещение, материальное поощрение ценных производителей, стерилизация нежелательных производителей, эвтаназия неполноценных). 

Мыслители и государственные  деятели прошлого, подходя с классовых  позиций к решению разнообразных  экономических, социальных, политических, военных и других вопросов, в той или иной мере затрагивали и проблемы народонаселения. Их внимание привлекали имевшие важное практическое значение вопросы о наиболее желательной численности населения страны (и, следовательно, о необходимости ускорения или замедления его роста), о роли населения в развитии экономики, общественных отношений, морали и т.п. Однако вплоть до нового времени воззрения на проблемы народонаселения формулировались лишь в связи с теми или иными реальными или предполагаемыми потребностями отдельных классов, социальных групп и слоев, не выходили за рамки разрозненных частных предположений и замечаний и не образовывали сколько-нибудь стройной системы взглядов, то есть теории народонаселения в самом строгом смысле слова.

Значительный вклад  в формирование теоретических представлений о народонаселении внесли работы представителей различных школ и течений политэкономии эпохи первоначального накопления капитала и мануфактурной стадии капитализма – меркантилистов, физиократов и экономистов классической школы. Последние в своих теоретических построениях достигли высшего, в рамках буржуазной общественной науки, предела научного изучения, как капиталистических производственных отношений, так и проблем народонаселения. Заслуга классиков буржуазной политэкономии состоит, в частности, в том, что они сделали первые попытки сформулировать закон народонаселения капиталистического общества. Разложение классической школы выразилось в вульгаризации как анализа капиталистического способа производства в целом, так и взглядов на проблемы народонаселения, в апологии буржуазного общественного строя. В области методологии изучения народонаселения резко усилилась тенденция к биологизации закономерностей изменения численности населения, к объяснению их якобы извечно присущим человеку инстинктом размножения, сдерживаемым лишь различными бедствиями. Одновременно все более реакционный характер стали приобретать выводы и практические предложения, выдвигавшиеся вульгарными экономистами, усилился пессимизм в оценках роста населения. Отчетливо обнаружилось заведомо фальсификаторское стремление только этим ростом объяснять все бедствия народных масс. Наиболее законченное выражение это получило в мальтузианстве, методологические и идейно-политические установки которого определяют основное содержание и практические выводы реакционных буржуазных концепций народонаселения.

Основы подлинно научной  теории народонаселения заложены в  работах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина. Классики марксизма-ленинизма подвели  под изучение народонаселения прочный фундамент материалистической теории общественного развития и диалектико-материалистической методологии. Разработка научных основ теории народонаселения явилась органической частью создания материалистического понимания истории, так как в ее ходе впервые удалось последовательно научно раскрыть роль народонаселения в общественном прогрессе. Классики марксизма-ленинизма не только разоблачили антинаучный характер буржуазных концепций народонаселения и самой реакционной из них – мальтузианства, но и четко определили место и значение народонаселения в общественно-историческом развитии, охарактеризовали его черты как социального явления, выявили существо проблем народонаселения различных общественно-экономических формаций, обосновали исторический характер законов народонаселения, открыли экономический закон народонаселения капитализма, концентрированно выражающий свойственный ему характер занятости – закон относительного перенаселения, разработали диалектико-материалистическую методологию изучения народонаселения.

В их трудах получили обоснование  главные принципы научного изучения народонаселения:

  • рассмотрение народонаселения как основы и субъекта общественного прогресса;
  • определяющая роль способа производства материальной жизни;
  • требование анализировать экономические отношения по воспроизводству народонаселения как момент воспроизводства системы производственных отношений общественной формации;
  • принцип развития, выведение сущности народонаселения из взаимодействия людей в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни;
  • принцип историчности законов народонаселения;
  • принцип системности законов народонаселения, выделения в них законов разной степени общности;
  • принцип необходимости учета конкретной социальной среды, сложившегося разделения труда, классовой структуры общества;
  • принцип восхождения от абстрактного к конкретному;
  • принцип комплексности – рассмотрение народонаселения как совокупности многочисленных определений и отношений и т.д.

Марксистско-ленинская  теория народонаселения далее неустанно развивалась советскими учеными, исследователями из зарубежных социалистических стран и учеными-марксистами капиталистических стран. В то время ими были проанализированы основные тенденции и закономерности развития народонаселения при социализме, обосновано положение о системе законов народонаселения общественно-экономических формаций и сформулирован экономический закон народонаселения социализма как закон полной и рациональной занятости. Таким образом формировалась общая теория народонаселения как система общеметодологических и общетеоретических положений и концепций, объясняющих закономерности развития народонаселения и его связь со всем социально-экономическим развитием. Методологическая роль общей теории народонаселения заключается в том, что она позволяет интегрировать в единое целое разрозненные знания об отдельных сторонах развития народонаселения, перейти от простой суммы научных знаний к системе знаний о народонаселении.

Марксистско-ленинская теория народонаселения, пользуясь методом восхождения от абстрактного к конкретному, воссоздает свой объект – народонаселение – в виде системы понятий, удовлетворяющей принципам целостности, воспроизводимости, наблюдаемости, обоснованности, эмпирической проверяемости, иерархичности. Значение теории народонаселения состоит не только в том, что она раскрывает законы и закономерности развития народонаселения, но и в том, что она создает методологические и познавательные предпосылки для управления этим развитием. В социалистическом обществе научные результаты, полученные теорией народонаселения, используются при разработке и проведении политики народонаселения и демографической политики.

Однако, принимая во внимание положительные  достижения теории народонаселения, многие ее аспекты, сравнительно широко вошедшие в научную литературу, все еще остаются дискуссионными. Это касается, в частности, таких вопросов, как правомерность выделения основного экономического закона народонаселения для каждой данной общественно-экономической формации, общность и различия между законами и закономерностями развития народонаселения и т.д.

Как видно из вышесказанного, во все  времена ученые искали и находили свойственную тому времени связь  между населением и государством, экономикой, здравоохранением и т.п., а также применяли эти взаимосвязи при формировании государственной политики и реформированием социальной сферы.

 

1.2 Динамика численности и структуры населения Земли

 

Современная демографическая  ситуация в мире заставляет человечество задуматься не только о том, что привело  к такому исходу событий (рост численности  в бедных и беднейших странах, снижение рождаемости в странах  с высокими доходами, миграции из сельской местности в города), но, главным образом, разработать план выхода из такого рода кризиса и внедрить новые принципы «управления» народонаселением (демографическая политика: программы, стратегии по развитию народонаселения, законы и нормативно-правовые акты, направленные на урегулирование отношений населения).

Главной проблемой в  этом отношении мы видим различие во взглядах на эти проблемы. Например, рассмотрим противоречия в изучении проблемы рождаемости: «одни считают, что рост населения влечет негативные социальные, политические, экономические последствия, и что продовольственную и экологическую катастрофу можно предотвратить, сдерживая рождаемость; другие считают, что рост населения – надуманная проблема; третьи считают, что перенаселения в целом на Земле не происходит, так как на Земле достаточно неосвоенных земель, и во многих странах не хватает рабочих рук» [10]. Проблема старения населения также рассматривается как «палка о двух концах»: с одной стороны, раз количество пожилых растет, значит, падает их смертность, а это как следствие улучшения уровня жизни; с другой стороны – численность людей в возрасте 65 лет и старше увеличивается по сравнению со снижающейся численностью детей и молодежи, что влечет за собой дополнительную нагрузку на более молодое общество.

Также следует выделить такие злободневные проблемы, как  нищета, и присущие ей недостаток питьевой воды, материнская и младенческая смертность в результате недоступности  квалифицированной медицинской  помощи и медикаментов, недоступность  получения образования, работы и карьерного роста населением женского пола, дисбаланс в половой и возрастной структурах населения Земли и т.д.

Информация о работе Социально-экономические проблемы народонаселения