Социально-экономические проблемы народонаселения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 07:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить новые тенденции в динамике и структуре народонаселения и оценить степень их влияния на социально-экономическое развитие человечества, в том числе и Казахстана.
В соответствии с целью дипломной работы, поставлены следующие задачи:
исследовать развитие теории народонаселения;
выявить взаимозависимость экономического уровня развития страны, динамики численности и ожидаемой продолжительности жизни населения;
проследить новые тенденции и экономико-правовые проблемы народонаселения в условиях глобализации;

Оглавление

Введение
3

1 Теоретические основы социально-экономических проблем народонаселения
8
1.1 Эволюция теорий народонаселения
8
1.2 Динамика численности и структуры народонаселения Земли
18
1.3 Взаимосвязь народонаселения и экономики
35

2 Новые тенденции в развитии народонаселения
46
2.1 Глобальная проблема старения населения и ее социально-экономические последствия в Казахстане
46
2.2 Институциональная и законодательная база исследования проблем народонаселения
53
2.3 Методика преподавания экономических проблем демографии
59

Заключение
65
Список использованной литературы
69

Приложение А
72
Приложение Б
73
Приложение В

Файлы: 1 файл

Иссл-е народ-я.doc

— 914.50 Кб (Скачать)

Человек – непосредственный субъект общественных отношений, в  социальных науках – часть общества, часть населения. Народонаселение – одно из основных понятий ряда общественных наук, центральная категория системы знаний о народонаселении. При наиболее общем определении «народонаселение» – естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственно жизни совокупность людей, главный материальный компонент человеческого общества. На каждом этапе развития последнего народонаселение выступает как конкретно-историческая совокупность людей (народонаселение Древнего мира, народонаселение феодального общества, народонаселение эпохи социализма и т.д.), что определяет его социально-временную характеристику. Она дополняется еще одной общей характеристикой – пространственно-территориальной. Люди, будучи связанными между собой определенным единством (например, государственно-политическим, хозяйственно-экономическим, и др.), осуществляют свою жизнедеятельность в пространстве, пределах, соответствующих территориальной организации общества, образуя относительно устойчивые совокупности – народонаселение материка, его регионов, народонаселение той или иной страны, ее районов, городов и т.д.

Важнейшим признаком, свойственным народонаселению вообще, является его  постоянное возобновление путем непрекращающейся смены уходящих из жизни поколений людей новыми, нарождающимися и развивающимися поколениями. Этот непрерывный процесс нередко называют (по традиции, возникшей в буржуазной научной литературе XIX в.) «естественным» воспроизводством, или «естественным» движением народонаселения, поскольку внешне он проявляется, прежде всего, через биологические свойства людей (их деление по полу, способность к деторождению, изменения человеческого организма по мере прохождения жизненного цикла, его старение, смерть и т.д.)

Другая важнейшая черта народонаселения – обеспечение его длящегося существования путем непрерывного производства средств к жизни (продуктов питания, одежды, жилищ и необходимых для этого орудий труда). То есть на основе трудовой деятельности людей развилось общественное воспроизводство, что выразилось в формировании принципиально нового, надбиологического отношения людей к природе. Вместе с тем общественное воспроизводство, становление общества определили и новые, внебиологические связи между самими людьми – общественные (социальные) отношения. Эти отношения имеют объективный характер, то есть не зависят от воли и сознания людей, и действуют не только в сфере производства материальных благ, но и пронизывают всю жизнедеятельность народонаселения, включая «...производство самого человека, продолжение рода» [4, т. 21, с. 26].

Социальные законы, не отменяя биологические свойства народонаселения, оказывают определяющее воздействие на их конкретно-исторические проявления, придают им качественно новое, социальное содержание, детерминируемое общественными отношениями, а в конечном счете – характером материального производства на данном этапе общественного развития. Так, способность людей к деторождению является их природным свойством. Однако реализуется она в семье, являющейся общественным институтом, и регулируется не «биологическими инстинктами», а объективно действующими и исторически изменяющимися общественными отношениями в области «детопроизводства». Это определяет тот факт, что «условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов...» [5, т. 1, с. 476].

Установление социальной сущности народонаселения имеет принципиальное значение. Оно не только позволяет уяснить общественно-историческую обусловленность так называемого естественного возобновления народонаселения, но и показывает несводимость характеристики народонаселения к этому процессу, который, несмотря на свою первостепенную важность, не исчерпывает всего многообразия воспроизводства народонаселения и, разумеется, не может полно раскрыть социальное значение народонаселения во всем процессе общественного развития.

Для этого необходимо в первую очередь выяснить роль и место народонаселения в общественном производстве. При этом народонаселение предстает в качестве его непременного условия: «Это производство начинается впервые с ростом населения» [6, с. 217]. Однако народонаселение – не только необходимое условие производства, но и носитель производственных отношений, а его основная и подавляющая часть – трудящиеся, выступает как «первая производительная сила всего человечества...» [5, т. 38, с. 359], что раскрывает глобальную общественно-экономическую функцию народонаселения. Оно «...есть основа и субъект всего общественного процесса производства» [4, т. 46, ч. 1, с. 36].

Тот факт, что общество состоит из людей, не подлежит сомнению на уровне видимости. Однако он оказывается  совершенно недостаточным для анализа взаимосвязи народонаселения и общества и, более того, как бы стирает различие между ними. Не случайно К.Маркс, раскрывая сущность общества, подчеркивал, что оно «...не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» [4, т. 46, ч. 1, с. 214].

Данное положение дает возможность охарактеризовать два существенных момента. Во-первых, оно является исходным в отграничении понятий «народонаселение» и «общество». Хотя общество и состоит из людей, то есть включает в свою материальную основу население, оно не тождественно ему. Вообще понятие народонаселения уже понятия «общество» (в последнее входят также и овеществленные результаты совместной деятельности людей, социальные институты и т.д.). С позиций системного подхода к изучению народонаселения оно, будучи само сложной системой, представляет подсистему по отношению к системе «общество в целом». Во-вторых, приведенное положение Маркса создает основу для рассмотрения взаимосвязи населения и общества. Определение сущности общества вместе с тем является отправным для более углубленной социальной характеристики народонаселения. Если общество выражает сумму связей и отношений индивидов, то и любая совокупность этих индивидов, образующая народонаселение, не может быть их простым механическим сложением. Действительно, она всегда представляет собой такую совокупность, в основе которой (вне зависимости от других образующих ее признаков) лежит совместная целенаправленная деятельность людей. Свойственная народонаселению функция носителя предметно-практической деятельности не ограничивается производством материальных благ, а проявляется во всех сферах общества. В силу этого народонаселение выступает в реальных условиях общественной жизни не как механическая совокупность людей, некая толпа, «наполняющая» резервуар общества, а как его полнокровный субъект, материально-личностная основа, выражающая процесс совместной деятельности людей, их взаимодействие, которое имеет общественный характер и продуктом которого является общество.

Именно общественные отношения, которые не могут быть отторгнуты от своего носителя – народонаселения, и превращают совокупность людей  из простой возобновляющейся популяции  в население. Взятое в этих отношениях народонаселение выступает не просто как одно из выражений социальной формы движения материи, а как реальный ее носитель.

Раскрытие социальной сущности народонаселения, его положения в системе экономического базиса общества обеспечивает конкретизацию общей характеристики населения. «Население – это абстракция, – отмечал Маркс, – если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы опять-таки пустой звук, если я не знаю тех основ, на которых они покоятся...» [4, т. 46, ч. 1, с. 36-37]. Движение от абстрактного к конкретному, от явления к сущности народонаселения раскрывает многообразие его социально-экономических, политических, национальных, религиозных, семейных и других связей, возникающих в ходе общественного развития. Если после такого анализа «пуститься в обратный путь», то он приведет «... снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к некоторой богатой совокупности многочисленных определений и отношений» [4, т. 46, ч. 1, с. 37].

Движение – неотъемлемый признак народонаселения, выражение и способ его существования. Обычно выделяются три вида движения народонаселения:

  • непрерывное возобновление его в ходе смены поколений (воспроизводство населения);
  • пространственное движение (миграция населения);
  • социальное движение населения (социальная мобильность), которое выражает определяющую линию всего движения народонаселения, его нерасторжимую связь с общественным процессом воспроизводства и развития общества в целом.

В результате движения народонаселения  не только определяются структуры и иные его характеристики, но и осуществляется постоянное взаимодействие населения со всеми другими компонентами общества. Это выявляет следующее важнейшее свойство населения – развитие народонаселения, которое характеризуется непрерывными количественными и качественными изменениями, обусловливаемыми в конечном счете развитием производительных сил и производственных отношений. Народонаселение, являясь органической частью всего общественного развития, вместе с тем и само выступает фактором, который существенно влияет на это развитие, определенным образом модифицируя его.

Таким образом, народонаселение  предстает нам как богатая внутренними связями и отношениями совокупность людей, неотделимая от жизнедеятельности общества и реализующая в ходе общественно-исторического процесса свое длящееся существование, которое не сводится к простому физическому возобновлению поколений, а означает постоянное воспроизводство населения как основы и субъекта общественного производства, носителя общественных отношений.

Теорией народонаселения именуется «система научных знаний, дающая целостное представление о народонаселении, изучающая взаимосвязи и взаимодействие между социально-экономическим развитием в целом и развитием народонаселения как его органической части, между отдельными сторонами общественного развития и конкретными демографическими процессами, а также систему связей между последними; раскрывающая законы и закономерности развития народонаселения и конкретных демографических процессов» [6, с. 409].

Основными проблемами, подпадающими под спектр изучения теории народонаселения, обозначились:

  • роль народонаселения в общественном прогрессе;
  • социально-экономическая обусловленность развития народонаселения и отдельных его процессов, влияние законов общественного развития на народонаселение,
  • специфическое место народонаселения в исторически определенной системе производственных отношений, законы народонаселения общественно-экономических формаций, исторические типы народонаселения;
  • законы и закономерности демографических процессов;
  • взаимосвязи между отдельными демографическими процессами;
  • соотношение социального и биологического, стихийного и сознательного в развитии народонаселения и в конкретных демографических процессах, попытки истолкования количественных и качественных изменений в народонаселении в связи с общественным развитием в целом и его отдельными сторонами.

Древнегреческие ученые, такие как Платон и Аристотель занимались изучением населения, его  взаимосвязи с государством. Платон, например, при изучении государства пришел к выводам, что ограниченное число людей является обязательным условием создания и функционирования государства, и что следует установить «определенные нормы брачных отношений такие, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет». Платон предлагал правителям государства стараться сохранять постоянное число мужчин, «принимая в расчет войны, болезни и т.д., чтобы государство не увеличивалось и не уменьшалось».

Аристотель идеальным  государством считал такое, в котором  население малочисленно и свободно. Он считал, что это способствует возникновению социальной гармонии. Он предлагал, например, узаконить умерщвление больных детей и части «излишних» новорожденных. «Ежели правила государства не позволяют этого, то обществу следует установить для каждой семьи число детей, которое она может иметь».

Греческое государство  просто приказывало гражданам вступать в брак и строго преследовало за нарушение своего приказания. Римские  императоры соблазняли преимуществами и привилегиями, которыми награждали людей семейных, и пугали перспективой различных неудобств, связанных с холостым состоянием.

Например, эдикт Людовика XIV предоставлял людям, женившимся до 25 лет, а также отцам десятерых  детей значительные льготы в платеже  податей и повинностей.

Зонненфельд в XVIII веке вывел следующие закономерности:

•  основное положение политики – чем больше народная масса, тем сильнее может быть то сопротивление, на котором покоится внешняя безопасность;

•  основное положение полиции (искусства управления) – чем больше народная масса, на чье содействие можно рассчитывать, тем меньше опасности грозит изнутри;

• основное положение экономики – чем больше людей, тем больше потребностей, тем многочисленнее в стране внутренние источники пропитания;

• основное положение науки о торговле – чем больше рабочих рук, тем лучше идет земледелие, тем больше материала для обмена;

• основное положение финансовой науки – чем больше граждан, тем больше получает государство на свои расходы, хотя для каждого облагаемого меньше [7].

Зюсьмильх определил, что равновесие между рождаемостью и смертностью ради наполнения Земли есть устойчивая закономерность, определяемая провидением.

Систематическое, научное  осмысление народонаселения началось в новое время. Отрывочные, разрозненные представления, накопленные тысячелетиями, оказались недостаточными для капиталистического общества, в соответствии с социально-экономическими потребностями которого, народонаселение стало постепенно выделяться как один из объектов развивающегося обществознания. Внешним выражением этого явилось утверждение с середины XVIII века нового понятия: в английском, французском и ряде других европейских языков – population, в немецком языке – die Bevolkerung, в русском языке (с начала XIX века) – народонаселение и его синонима население.

Следующей и наиболее известной ступенью развития теории народонаселения является теория Т.Мальтуса.  Основной идеей классического мальтузианства является демографический детерминизм. Т.Мальтус в своем труде «Опыт  о законе народонаселения» приводит такие слова: «Человек, пришедший в занятый уже мир... не имеет ни малейшего права требовать какого-бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. На великом жизненном пиру нет для него места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор» [8, с. 128].

Главный постулат теории Мальтуса гласит: увеличение выпуска  средств существования (производства) происходит в арифметической прогрессии, а рост населения – в геометрической. Мальтус в своей теории опирается на «Основной биологический закон», который «... состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи...» В рамках этой теории был сформулирован так называемый закон убывающего плодородия почвы, который Мальтус объясняет так: «...Когда мало-помалу... будет занята и возделана вся плодородная земля, увеличение количества пищи может быть достигнуто не иначе, как только путем улучшения занятых ранее земель. Эти улучшения, по самым свойствам почвы, не только не могут сопровождаться постоянно возрастающими успехами, но, наоборот, последние будут постепенно уменьшаться».

Информация о работе Социально-экономические проблемы народонаселения