Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методы ее преодоления. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
- выделить сущность и виды безработицы;
- определить порядок и основание признания граждан безработными;
Содержание
Введение…………………………………………………………………………… ..3
Глава 1. Теоретические аспекты безработицы………………………………….....4
1.1. Сущность и виды безработицы………...……………………………………....4
1.2. Порядок и основание признания граждан безработными…………………....7
Глава 2. Проблемы безработицы ......................................………………………..10
2.1. Социально-экономические последствия безработицы…………........……...10
2.2. Динамика безработицы в РФ………………………………………...……......13
2.3. Методы преодоления безработицы…………………………………………...16
2.4. Структура и динамика безработицы в Российской Федерации и на уровне отдельного субъекта (на примере города Москвы)……………………………....19
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы.......................................................................27
19 февраля 2011 года президент Д.А. Медведев призвал входящие в парламент партии независимо от их политической принадлежности внимательнее следить за соблюдением трудовых прав граждан.
Д.А. Медведев, традиционно встречающийся с представителями думских партий, на этот раз пригласил их в Сочи. Для главы государства, как известно, первой темой сейчас является ситуация на рынке занятости. Ей он уже посвятил целую серию встреч, в том числе непосредственно с теми, кто в кризис стал жертвой сокращений.
Глава государства подчеркнул, что несмотря на выход нашей страны из активной части кризиса, ситуация в сфере занятости остается сложной.
Показатели безработицы постепенно вернулись на докризисный уровень, но это не повод успокаиваться. "Процент безработицы достаточно высокий: речь идет о миллионах наших граждан", - напомнил партийным лидерам Д.А. Медведев [2].
Депутаты думских партий со своей стороны могли бы продолжить всяческое законодательное содействие. Так, сейчас правительство доводит до ума Закон "О занятости населения в РФ". Он предусматривает государственную поддержку всем желающим сменить место жительства в целях трудоустройства. Кроме того, глава государства уверен, что у партий есть способы и средства контролировать, насколько рационально используются средства, которыми уже сейчас финансируют программы поддержки рынка труда.
Наконец, какой бы политической ориентации ни была партия - что правого, а тем более левого толка, - одна из ее задач, полагает президент Д.А. Медведев, заключается в том, чтобы отстаивать трудовые права граждан.
У партий оказалось немало рецептов, как улучшить ситуацию не только на рынке труда, но и в целом в экономике. "Единая Россия", как и положено, всецело выступает на стороне президентских инициатив. Председатель Высшего совета партии Б.В. Грызлов прежде всего поддержал идею, чтобы государство продолжило помогать гражданам в открытии собственного малого бизнеса, а также готов всерьез задуматься о введении в правовые рамки так называемых рабочих мест с удаленным доступом.
Еще активнее "единороссы" выступают за дальнейшее развитие инфраструктурных проектов, которые могли бы дать стране десятки тысяч новых рабочих мест. Это и программа "Урал промышленный - Урал Полярный", и строительство перемычки между БАМом и Транссибом, благодаря которой сразу несколько металлургических предприятий получат хороший стимул для расширения производства.
В "Справедливой России" выступают за налоговую поддержку тех инвесторов, кто готов создавать новые рабочие места в проблемных регионах. Например, хочет инвестор это делать в моногородах, то ему предоставляют налоговые каникулы на пять лет. Также налоговые льготы, считает лидер партии С. Миронов, актуальны для предпринимателей, создающих рабочие места на Севере.
В.В. Жириновский, как он рассказал после встречи, предлагал сделать упор на сельское хозяйство. Для начала можно меньше закупать за границей того, что и в России есть, тем самым вытесняя импорт. У Г.А. Зюганова тому нашлось математическое обоснование: одно рабочее место на селе дает 5-6 мест в городе. Как он пришел к такой пропорции, лидер коммунистов не объяснил [4].
2.4. Структура и динамика безработицы в Российской Федерации и на уровне отдельного субъекта (на примере города Москвы)
Город Москва
– социально-экономический
Таблица 1
Трудовые ресурсы Российской Федерации и г. Москвы за 2008 год
Показатели |
Российская Федерация |
Москва (млн. человек) |
Численность экономически активного населения |
78,5 |
5,54 |
из них: |
||
занятые в экономике |
72,8 |
5,16 |
Безработные |
5,7 |
0,29 |
в том числе: |
||
Официально зарегистрированные в службе занятости |
2,0 |
0,02 |
По данным
Мосгоркомстата, на начало 2008 г. в Москве
уровень общей безработицы
Политика Правительства г. Москвы, направленная на перестройку города в основном из индустриально-промышленного в финансово-управленческий, и общие экономические и политические изменения, происходящие в стране, вызывали структурные изменения и в поотраслевом распределении работающих горожан. С расширением жилищно-административного строительства число рабочих мест в этой области производства увеличивается. Растет число занятых в кредитно-финансовых и страховых организациях, на транспорте и учреждениях связи, в городской отрасли жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках. В основном за счет этих отраслей формируется официальный банк данных вакансий города.
Мероприятия, предусмотренные программой содействия занятости населения, наряду с другими правительственными программами и мероприятиями способствуют предотвращению угрозы значительного роста открытой безработицы. Тем не менее негативные тенденции в экономике (спад производства, рост неплатежеспособности) неблагоприятно сказываются на развитии рынка труда города.
В числе важнейших аспектов активной политики государства на рынке труда является направление, связанное с воспроизводством квалифицированных кадров, отвечающих требованиям не только сегодняшней экономике города, но и ее будущего развития.
Профессионально-
Одни из них связаны с перестройкой структуры подготовки, требованиями повышения ее качества, необходимостью быстрой адаптации к новым условиям и вхождением ее в инфраструктуру рынка в качестве важнейшей составляющей. Другие вызваны кризисными явлениями в нашем обществе. Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения привели к изменению трудовой мотивации граждан и отношения их к профессиональному образованию. Для многих молодых людей получение полного среднего, а тем более профессионального образования сегодня теряет смысл или становится невозможным.
Усугубляющаяся социальная стратификация создает неравенство образовательных возможностей для разных слоев общества. Начиная с 1992 г. наблюдается устойчивое снижение общей численности студентов в высших и средних специальных учебных заведениях и учащихся в профессионально-технических училищах Москвы.
Данные микропереписи населения 2006 г. указали на снижение образовательного уровня молодежи в возрасте 15-19 лет. При этом в настоящее время 21% юношей и девушек этого возраста с неполным средним и более низким уровнем образования нигде не учатся (в 1990 г. их было 17%). Во многом это можно объяснить наблюдающимся в последние годы стремлением молодежи заниматься мелкой коммерческой деятельностью, как правило достаточно доходной и не требующей образования.
Между тем сохраняется устойчивый спрос на профессиональные кадры.
Качество рабочей силы достигается в результате специальной и длительной подготовки, поэтому рабочие места предоставляются и будут предоставляться скорее выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, чем высвобожденным работникам, даже после их переподготовки. Но в Москве растет доля лиц, не имеющих профессии.
Москва исторически была центром подготовки квалифицированных кадров в государственном масштабе. Поэтому тенденция снижения кадрового потенциала столицы должна привлечь внимание властей города.
Анализ спроса на рабочие специальности и должности на предприятиях различных отраслей экономики показывает, что основное количество вакансий на рынок труда города поставляют такие отрасли, как промышленность, транспорт, строительство. Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, просвещение, культура не влияют на состояние банка вакансий.
Среди вакантных рабочих мест и должностей можно выделить три основные группы. Первая группа - рабочие места и должности, на которые на рынке труда сформировался устойчивый спрос (водители общественного и грузового транспорта, медсестры, санитарки, электрогазосварщики, страховые агенты).
Ко второй группе относятся рабочие места и должности, для которых отношение количества вакансий к количеству ищущих работу близко к единице, спрос равен предложению (бондарь, гравер, красильщик).
Третью группу составляют рабочие специальности и должности, на которые сложился устойчивый дефицит вакансий (горничная, администратор). Очевидно, что наиболее остро стоит вопрос трудоустройства работников этих специальностей.
Для всех вышеуказанных групп профессий общим является то, что, несмотря на наличие вакансий, они не заполняются полностью даже по специальностям, на которые существует устойчивый дефицит, и работу по данной специальности ищет большое число людей. Такое положение обусловлено рядом социально-экономических причин, и в первую очередь низким уровнем заработной платы.
В условиях
разнообразных деформаций в России
на современном этапе в сфере
занятости населения происходит
переход от хаотичного рынка труда
к рынку труда корпоративно-
Итак, первый феномен современной сферы занятости населения, к которому должно адаптироваться трудоспособное население,- это само наличие безработицы. Время поколебало мнение, что безработица – это плата за эффективный труд и в то же время фактор повышения эффективности труда.
Следующая особенность сферы занятости населения Москвы кризисного периода, вытекающая из наличия безработицы, - это диктат работодателя, который ряд исследователей называют «монопсоническим» (от слова «монопсония» - наличие одного покупателя и многих продавцов – положение, из которого покупатель извлекает массу выгод для себя). Именно такого рода диктат позволяет работодателю играть роль всемогущего хозяина при найме. Самая значительная выгода, к которой приводит работодателя монопсоническое положение в сфере занятости, - возможность опускать цену рабочей силы ниже прожиточного минимума. В итоге молодые работают крайне интенсивно на одной высокооплачиваемой, но несоразмерно трудозатратам работе. Немолодые люди, чтобы обеспечить себе прожиточный минимум, работают на 3-4 низкооплачиваемых работах (на них легче устроиться).
Неотъемлемой чертой сферы занятости в эпоху кризиса является сочетание жестокой конкуренции при подборе персонала с корпоративно-личными связями, влияние которых усиливается при росте напряженности рынка труда. Корпоративно-личные связи «просочились» и в чисто капиталистическую структуру сферы занятости: частные биржи и агентства по найму. Они также чувствуют напряженность рынка труда: работодателей, которые способны оплачивать их услуги, становится все меньше.
Сами государственные службы занятости переживают в настоящий момент не лучшие времена. Если руководствоваться сугубо официальной статистикой, то можно сделать вывод, что Россия на протяжении последних двух лет переживает период экономического подъема, позволяющего уменьшить численность регистрируемых безработных до уровня 1995 г. А между тем снижение уровня регистрируемой безработицы явилось не результатом каких-либо эффективных и продуманных шагов властей, а прямым следствием дефицита фондов занятости и сокращения по этой причине возможностей службы занятости оказывать помощь безработным.
Следующая по важности и по существу особенность сферы занятости – это наличие конкуренции рабочей силы, что зачастую сопряжено с конкурсами на вакантное рабочее место. Конкурсность и конкурентность – непривычные понятия для менталитета россиян. К этой стороне сферы занятости люди (особенно немолодые) адаптируются крайне неохотно, такую адаптацию можно назвать вынужденной.
Трудоспособное население в сфере занятости должно адаптироваться к новым реалиям кризиса. Прежде всего, к отсутствию реальных гарантий занятости и защиты от безработицы, высокому и все повышающемуся напряженности рынков труда и вытекающему отсюда монопсоническому диктату работодателя, а в определенной степени и государства [8].
Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления