Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методы ее преодоления. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
- выделить сущность и виды безработицы;
- определить порядок и основание признания граждан безработными;

Оглавление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………… ..3
Глава 1. Теоретические аспекты безработицы………………………………….....4
1.1. Сущность и виды безработицы………...……………………………………....4
1.2. Порядок и основание признания граждан безработными…………………....7
Глава 2. Проблемы безработицы ......................................………………………..10
2.1. Социально-экономические последствия безработицы…………........……...10
2.2. Динамика безработицы в РФ………………………………………...……......13
2.3. Методы преодоления безработицы…………………………………………...16
2.4. Структура и динамика безработицы в Российской Федерации и на уровне отдельного субъекта (на примере города Москвы)……………………………....19
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы.......................................................................27

Файлы: 1 файл

курсовая11111.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

 При  безработице недоиспользуется экономический  потенциал общества. Незанятая рабочая  сила не участвует в росте  национального богатства. Поэтому  в стране возникают потери от недоиспользованных производственных возможностей.

Безработными  признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы безработицы

 

2.1. Социально-экономические последствия безработицы

 

Проблемы, связанные с оценкой уровня безработицы  при полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Безработица ставит людей в нестандартные  ситуации, она не только деформирует сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

Безработица, как социальное явление, приводит к  обеднению населения. Этот процесс  может стать устойчивым и перерасти  в хроническую бедность или, в  случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

При этом надо иметь в виду, что трудовая деятельность для подавляющего большинства людей в недавнем прошлом была не только и не столько источником дохода, сколько делом чести, гражданской доблести человека. И следовательно, лишение сегодня возможности трудиться - это еще и большая социальная трагедия.

Серьезная циклическая безработица- это нечто большее, чем экономический недуг, это еще и социальное бедствие. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, снижению самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам. Массовая безработица усиливает бедность, повышает расовую и этническую напряженность, уменьшает надежду на материальное благополучие.

Работа  дает надежду на материальное и социальное продвижение. Она обеспечивает детям  более благоприятный старт в  жизни. Она означает единственный честный способ жить не так бедно, как родители. Она помогает преодолевать расовые и другие социальные барьеры. Работа – это пропуск к свободе и к лучшей жизни. Лишить людей работы – это значит вычеркнуть их из нашего общества.

История свидетельствует, что серьезная безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Например, приход Гитлера к власти произошел в условиях высокой безработицы. Несомненно, одной из причин серьезных беспорядков и насилия, которые периодически охватывают города США и других стран, является высокий уровень безработицы среди чернокожих и других национальных меньшинств.

 Что  касается простых обывателей, исследователи считают, что между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы существует прямая связь.

Главная «цена» безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто способен и готов работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Можно сказать, что безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой своих потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как потери (разрыв) ВВП, измеряемое величиной, на которую фактический объем ВВП отстает от потенциального. Если представить в более компактной форме,

 

Потери  ВВП = Фактический ВВП – Потенциальный  ВВП.                       (1)

 

Разрыв  ВВП может быть как негативным (реальный ВВП больше потенциального ВВП), так и позитивным (реальный ВВП больше потенциального ВВП). Когда безработица выше естественного уровня, разрыв негативный, поскольку реальный ВВП отстает от потенциального ВВП.

Потенциальный ВВП определяется с учетом допущением, что экономика действует на уровне естественного уровня безработицы. Рост потенциального ВВП – это проекция в будущее исходя из «нормального» темпа роста реального ВВП в экономике. Чем выше доля безработных, тем больше разрыв ВВП.

Артур Оукен (Arthur Okun), исследовавший явления макроэкономики, математически выразил этот разрыв в виде соотношения между уровнем безработицы и потерями ВВП. Закон Оукена, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, ВВП снижается приблизительно на 2%. Исходя из такого соотношения уровня безработицы и потерь ВВП, можно вычислить абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы выше естественного. Например, в 1992 г. уровень безработицы составлял 7,4%, т.е. на 1,4 процентных пункта превышал естественный уровень, существовавший в то время и равный примерно 6%. Умножив 1,4% на коэффициент Оукена, получим, что в 1992 г. потери ВВП составили 2,8% потенциального ВВП (в реальном исчислении). Вычислив, сколько составляют 2,8% потерь от номинального объема ВВП, равного в 1992 г. 7337 млрд. долл., мы увидим, что из-за того, что не был достигнут естественный уровень безработицы, экономика США недополучила продукцию почти на 205 млрд. долл.

Но фактический  объем национального продукта иногда может превышать его потенциальный  объем или объем при полной занятости. Экономический рост в 1999 и 2000 гг., например, привел к тому, что за эти годы фактический ВВП превышал потенциальный. Другими словами, в 1999 и 2000 гг. разрыв ВВП был положительным. Таким образом, фактический ВВП иногда может превосходить потенциальный, но положительный разрыв ВВП порождает инфляционное давление и не может сохраняться бесконечно.

В конечном итоге рост безработицы свидетельствует  об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.

Однако вряд ли правомерно говорить о том, что  все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия, изучен недостаточно [7, с. 345].

 

2.2. Динамика безработицы в РФ

 

Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства сокращаются в результате структурных изменений. Казалось бы, спад производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям.

Однако  ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся в кризисных  условиях, пытаются лавировать и сохранить  свой коллектив. Практикуется система  длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.

Следует иметь в виду, что квалифицированные  работники с таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу же, ибо первые шаги перехода к рынку значительно снизили уровень потребления населения. Продвижение в направлении реформ ставит и другую проблему сопоставления: во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица по сравнению с финансированием содержания безработных, их переобучения и содействия в трудоустройстве.

По данным обследования населения по проблемам  занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю марта 2010 г., численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности  экономически активного населения 68,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью  и 6,4 млн. –как безработные с применением  критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с февралем 2010 г. численность безработных осталась практически на том же уровне, численность занятого населения увеличилась на 0,2 млн. человек за счет сокращения численности экономически неактивного населения.

Рис.1. Динамика численности  экономически активного населения с 2008 по 2010 год (без корректировки сезонных колебаний) в России.

Итоги обследований свидетельствуют, что благодаря  реализации в 2009 г. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, во второй половине года удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда. К концу года численность безработных  сократилась на 0,9 млн. человек, или  на 12,5% численность занятого населения увеличилась на 1,5 млн. человек, или на 2,2%

И хотя в  январе 2010 г. был вновь зафиксирован рост безработицы (на 0,7 млн. человек, или  на 10,7% по сравнению с декабрем 2009 г.), тем не менее численность безработных  в январе 2010 г. была на 0,2 млн. человек (на 3,2%) ниже, чем в феврале 2009 г.

В марте 2010 г. уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 8,6% и был ниже, чем в январе 2010 г. и феврале 2009 г. (соответственно на 0,8 и 0,6 п. п.), но тем не менее он еще далек от докризисного.

В феврале 2010г. общая численность безработных  по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2009г. - в 3,6 раза).

Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2010г. это превышение составляло в 1,5 раза.

Молодежь  до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2009г. в составе безработных увеличилась  доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).

В феврале 2010г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2009г. и  ноябрем 2009г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работ в связи с высвобождением или сокращением численности работников.

На совещании Правительства РФ в конце сентября 2010 года, посвященном итогам реализации региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году, министр здравоохранения и социального развития РФ Т. Голикова сообщила, что ситуация в области занятости населения по России в целом позитивная. По ее словам, пик уровня безработицы следует ожидать в январе 2011 года. При этом нынешняя волна сокращений будет носить преимущественно сезонный характер, который обычно приходится на осенние и зимние месяцы. Такая безработица вызвана особенностью работы в некоторых отраслях экономики: туристическом бизнесе, аграрном комплексе и др. Так, по прогнозам Минздравсоцразвития России, в январе 2011 года общая безработица может составить 6,4 млн человек, но к марту ожидается ее снижение до 6,2 млн. [6].

 

 

 

 

2.3. Методы преодоления безработицы

 

Правительство РФ считает целесообразным продолжить финансирование программ, направленных на стабилизацию рынка труда. Однако количество участников таких программ сократится с 1,5 млн человек, как  это было в 2010 году, до 900 000 в 2011-м. Объясняется  это тем, что важнейшим направлением в программах станет продолжение  содействия самозанятости безработных  и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то есть субсидирование лиц, желающих организовать собственное дело. Субсидия предоставляется безвозмездно под представляемый в службу занятости бизнес-план.

Последние данные, опубликованные на сайте Минздравсоцразвития  России, говорят о том, что за восемь месяцев 2010 года (данные на сентябрь 2010 года) создали собственный бизнес на госсубсидию размером 58 800 рублей 121 500 безработных [2].

На второй план в этом году отойдет поддержка  организации общественных работ для безработных, а финансирование опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, теперь будет увязываться с планами модернизации и развития предприятий.

Позицию руководства страны озвучил вице-премьер А. Жуков на выездном совещании в столице Бурятии правительственной комиссии по ситуации на рынке труда 17 ноября 2010 года.

Вице-премьер  отметил эффективность стажировки выпускников образовательных учреждений, имеющих риск нетрудоустройства. Молодые люди и в 2011 году смогут пройти стажировку на реальных рабочих местах под руководством наставников и тем самым приобрести необходимый опыт. Планируется создание новых рабочих мест для инвалидов, при этом работодателю будут платить не 30 000 рублей, как в 2010 году, а 50 000 за одно специализированное место. Еще одна перспективная мера регулирования рынка труда – поддержка маятниковой миграции трудовых ресурсов. Государство продолжит компенсировать расходы тем, кто пожелает переехать в другой регион с целью трудоустройства.

Согласно  данным сайта Минздравсоцразвития, в 2011 году новой мерой поддержки  россиян будет возмещение работодателю затрат на оснащение рабочего места для развития надомной и дистанционной занятости для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Работодатель сможет получить компенсацию в 50 000 рублей за каждое рабочее место.

Также запланировано  обучение женщин, находящихся в отпуске  по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и планирующих возвращение  к трудовой деятельности. Центры занятости  населения организуют профессиональную переподготовку для молодых матерей, где они смогут повысить свою квалификацию или получить новую профессию [2].

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления