Социальное рыночное хозяйство и социально ориентированное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики 4
1.2 Модели социально-ориентированной экономики 8
2 РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 19
2.1 Становление социально – рыночной экономики в России 19
2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной
модели экономики 21
3 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ СОЦИАЛЬНО-РЫНОЧНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Файлы: 1 файл

Социальное рыночное хозяйство и социально ориентированное общество Айгуль.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

- улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;

- повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;

- обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:

- формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;

- формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;

- создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;

- содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.

Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:

- обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация энергетического экспорта;

- развитие на территории России крупных узлов международной энергетической инфраструктуры, использующих новые энергетические технологии;

- переход от экспорта первичных сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки;

- завоевание лидирующих позиций в развитии возобновляемых источников энергии и внедрение в промышленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии;

- формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;

- укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны;

- реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России при обязательном соблюдении природоохранных требований;

- реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства.

Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, в том числе:

- расширение возможностей реализации сравнительных преимуществ России на внешних рынках и использование возможностей глобализации для привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров;

- поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, включая становление России как одного из мировых финансовых центров;

- выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами с целью обеспечения устойчивости развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;

- усиление роли России в решении мировых глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.

Шестое направление - переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе:

- формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

- сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики;

- укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.

Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития.

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью [4].

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

- создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

- снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

- формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

- устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

- поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

- концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

- поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

- развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

- поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

- активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

- расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества.

Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для активизации инновационных процессов.

 


Заключение

 

В последние годы все чаще звучат голоса о кардинальном повороте реформ в сторону формирования социально ориентированной рыночной экономики. Это тем более актуально, что мировой опыт передовых стран содержит не только элементы социальной рыночной экономики в разных странах, но и опыт претворения ее в жизнь в Германии.

Социальная рыночная экономика не является неизменной доктриной, которая раз и навсегда была принята, это открытая система, в которой можно менять ряд принципов и механизмов, но она гарантирует эффективность и хорошую жизнь. Это как бы теоретический инструмент для решения практических задач хозяйственной и социальной политики государств, инструмент для решения одной из важнейших задач современности- возможности проявления личной инициативы и реализация способностей. Чего, в первую очередь, хотелось бы пожелать России на ее трудном пути построения социально ориентированной экономики.

Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.

Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет. Практически единственный результат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что для решения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год.


Библиографический список

 

1.   Берестова Л.И. Образование как системный фактор социально-экономического развития Текст:  Л.И. Берестова, А.Б. Докторович // Право и образование. – 2008. - №5. – С.10-18.

2.   Докторович А.Б. Социально ориентированное развитие общества: теории и методы системного исследования Текст: / А.Б. Докторович.  Монография.- Изд-во «ИКАР», 2003.- 420 с.

3.   Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации: Учебное пособие Текст: / Под ред. А.Л. Гапоненко, Т.М. Орловой- М.: Издательский Дом "Социальные отношения", – 2003. - 184 с.

4.   Лыгина Н. Социально-экономическая политика и интересы социальных страт. Социальные страты и реализация их экономических интересов Текст / Н.И. Лыгина, О.В. Рудакова // Управление персоналом. – 2009. - №3. - С.7-12.

5.   Люблинский В. Социальная политика в условиях глобализации: опыт развитых стран Текст:  В.В. Люблинский // Полис. –2008. - №6. – С.130-146.

6.   Макинтайр, Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов Текст: Р.Макинтайр // Проблемы прогнозирования. – 2002. - №2. – C.26-28.

7.   Макконнелл К.Р., Экономикс.-М.: Республика Текст: / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю /, 1992.- 399 с.

8.   Микульский, К.И. Социально-экономические модели (из мирового опыта) Текст: / Междунар.ассоциация акад.наук, РАН; Под ред. К.И. Микульского.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 911 с.

9.   Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства / Социальное  рыночное  хозяйство. Теория  и  этика  экономического  порядка  в  России  и   Германии.  -  СПб.:  Экономическая  школа, 1999/ - 591 c.

10.   Мюрдаль Г., Мировая экономика Текст: / Г.Мюрдаль, М. 1958. – 284 c.

11.   Петросян, Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты Текст / Д.Петросян // Вопросы экономики. – 2008.- №2. – С.59-67

12.   Ракитский Б.В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе. Часть первая Текст: /Б.В. Ракитский.- М.,- 1998 – 245 с.

13.   Россия в цифрах. 2010: Крат. Стат.сб. Текст: / Госкомстат России.- М., 2010.-398 с.

Информация о работе Социальное рыночное хозяйство и социально ориентированное общество