Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретический аспект социально-рыночной экономики, проследить этапы ее становления в мировой и российской практики
- исследовать российский опыт применения социально-рыночной экономики
- выявить основные проблемы и наметить пути решения.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики 4
1.2 Модели социально-ориентированной экономики 8
2 РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 19
2.1 Становление социально – рыночной экономики в России 19
2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной
модели экономики 21
3 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ СОЦИАЛЬНО-РЫНОЧНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Важными факторами сдерживания инфляции станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственных рынках субъектов Российской Федерации, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, расширению сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Второе направление - переход к новым денежно-кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Центральным банком Российской Федерации.
По оценке, темпы роста потребительских цен составили в 2008 году 10,9 процента по сравнению с прогнозируемыми значениями на уровне 8,5 процента.
Превышение прогнозных темпов инфляции в 2008 году обусловлено следующими факторами:
- опережающий рост спроса населения на товары и услуги, в том числе вследствие увеличения социальных расходов бюджета, по сравнению с ростом предложения отечественных и импортных потребительских товаров. На фактор ускоренного роста доходов населения и денежного предложения приходится основной вклад в рост потребительских цен - свыше 60 процентов общего роста цен;
- избыточный рост денежного предложения в результате установления высоких мировых цен на нефть, который, несмотря на стерилизацию значительной части избыточных доходов в Стабилизационном фонде Российской Федерации, превышает денежный спрос;
- резкое повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в начале 2007 года, а также нормативов потребления тепла, воды и газа, которое привело к значительному увеличению платежей населения. Вклад этого фактора в инфляцию 2008 года оценивается на уровне 22-23 процентов общего роста цен.
В связи с этим необходима реализация мер, направленных на снижение темпов инфляции [16].
Снижению инфляции будут способствовать поддержание макроэкономической стабильности, увеличение темпов экономического роста, развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата и решение социальных проблем.
По уровню инфляции РФ занимает первое место среди стран БРИК и G8. По данным на март текущего года, инфляция в РФ увеличилась на 14 процентов по сравнению с мартом прошлого года. В Индии инфляция составила 8 процентов, в Бразилии - 5,6 процента, в Китае наблюдалась дефляция на уровне минус 1,2 процента. В Великобритании уровень инфляции составил 2,9 процента, в Италии - 1,2 процента, Канаде - 1,2 процента, в Германии - 0,5 процента, во Франции - 0,3 процента. В Японии и США в этот же период наблюдалась дефляция - 0,3 процента и 0,4 процента соответственно.
По данным на 1 января 2008 года в службах занятости России были зарегистрированы 5 миллионов 707 тысяч безработных, что составляет 5,8% экономически активного населения страны. При этом он пояснил, что еще 5,6 миллиона человек, 7,5% трудоспособного населения, не имели занятия, но активно его искали. В соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные.
Россия по уровню безработицы 6 место. В Японии уровень безработицы составил 4,8 процента, Германии - 7,6 процента, Франции - 8,8 процента, Великобритании - 7 процентов, США - 8,5 процента, Италии - 6,9 процента (данные за четвертый квартал 2008 года), Канаде – 8 процентов.
Уровень безработицы в России к концу 2009 года достигнет 12%, а уровень бедности - 15,5%. Неожиданно быстрое расширение социального влияния кризиса в России - важный аспект кризиса, на который важно обратить внимание. По оценкам Всемирного Банка, официальная безработица в 2009 г может вырасти до 12,7 млн человек до конца года. Безработица в РФ по методологии Международной организации труда в феврале 2009 г составила 8,5%. Уровень бедность в России к концу 2009 года ориентировочно может составить 15,5%, увеличившись на 2,8% по отношению к началу года.
Рост безработицы может привести к дополнительному падению ВВП на 0,7 процентных пункта. Несмотря на то, что власти отрицают возможность повышения пособий по безработице, аналитики не исключают, что будет повышен минимальный размер пособия (сейчас – 850 руб.), а высокий уровень инфляции послужит хорошим оправданием для такого повышения. Мировой ВВП по прогнозам упадет в 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6-2,7 процентов, в Японии - до 5-5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2% [13].
У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.
Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
3 Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики
Социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.
Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта.
Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 - 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 - 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50 процентов (2007 год - 8,5 процента), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25 - 35 процентов (2007 год - 5,5 процента).
В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения).
Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 - 20 процентов (2007 год - 10 - 11 процентов). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 1,1 процента валового внутреннего продукта) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,8 процента), на здравоохранение - 6,7 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,2 процента), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и здравоохранение в валовом внутреннем продукте составят около 13 - 14 процентов, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран [1].
Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.
Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.
Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям [4].
Первое направление - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. Будут достигнуты следующие результаты:
- преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;
- формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;
- повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;
- обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;
- переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности;
- обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;
- создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;
- создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;
- обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;
- улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;
- снижение уровня преступности;
- обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.
Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе:
- создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;
- отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов;
- поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
- снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;
Информация о работе Социальное рыночное хозяйство и социально ориентированное общество