Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:48, курсовая работа
Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.
Введение ……………………………………………………………………………...2
1.Социальная политика государства……………………………………………….. 4
1.1. Основные задачи и цели социальной политики………………………………11
1.2. Понятие социального блага ……………………………………………………14
1.3. Основные направления реализации социальной политики…………………..17
1.3.1. Социальное страхование……………………………………………………...17
1.3.2. Социальная защита в сфере занятости населения…………………………..19
1.3.3. Социальная политика в области заработной платы…………………………21
1.3.4. Социальная политика на рынке труда………………………………………..22
1.3.5. Социальная политика в сфере образования………………………………….23
1.3.6. Социальная политика в сфере здравоохранения…………………………….24
2. Анализ реальной ситуации РФ…………………………………………………....26
3. Совершенствование социальной политики государства………………………..28
Заключение
Список литературы
Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).
1.3.3. Социальная политика в области заработной платы
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.
С помощью законов государство определяет также режим оплаты труда (через две недели или ежемесячно, например).
В некоторых
случаях политика заработной платы
предусматривает введение ее предельного
уровня и сохранения этого уровня
в течение определенного
Различна величина индексируемой заработной платы. Полная индексация может быть осуществлена минимальной заработной платы, затем индексация начинает носить частичный характер, что способствует сдерживанию инфляции.
Необходимо отметить, однако, что низкая оплата труда не означает автоматической бедности. Так, по оценкам, лишь около 20% семей, в которых есть низкооплачиваемые работники, и лишь 25% семей работников с очень низкими зарплатами, попадают в бедность. Это означает, что существуют другие важные детерминанты бедности. В частности, почти 35% бедных в трудоспособном возрасте составляют безработные, затем идут низкооплачиваемые, затем — люди вне экономически активного населения, и, наконец, имеющие задолженность по заработной плате.
Ситуация в России осложняется тем, что большое количество низкооплачиваемых работ очень медленно сокращается, и дефицит новых хорошо оплачиваемых рабочих мест остается острым.
1.3.4. Социальная политика на рынке труда
Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
Социальная
политика применительно к рынку
связана прежде всего с возможностями
государства влиять на спрос на рабочую
силу. Кроме того, воздействие на
этот рынок идет с помощью корректировки
правовых норм, касающихся использования
в стране иностранной рабочей
силы. Регулирование может
Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно.
1.3.5. Социальная политика в сфере образования
За последние
десять лет в сфере образования
произошли следующие изменения:
изменился рынок труда –
Позитивно
то, что идет формирование новой
законодательной базы, растет влияние
региона, учитываются требования рынка
труда. В тоже время налицо явно недостаточное
и не эффективное бюджетное
1.3.6. Социальная политика в сфере здравоохранения
В сфере
здравоохранения все более
Из подобного положения существует два выхода: - либо менять закрепленные в конституции гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, предлагается три варианта реформирования здравоохранения:
- консервативный
предлагает сохранение
- радикальный
означает пересмотр
- умеренный
основан на сохранении
Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось
За два года реализации национального проекта «Здоровье» для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.
Говоря
о программе развития здравоохранения
необходимо учитывать, что невозможно
развивать национальный проект "Здоровье"
без эффективной системы
2. Анализ реальной ситуации РФ
Нынешняя
социальная политика не соответствует
новым экономическим
В результате социальная политика свелась лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации.
Просчеты
государства в сфере социальной
политики ведут к росту бедности
и нищеты, деградации труда, маргинализации
граждан с низким социальным статусом.
Вместо постоянного формирования среднего
класса, являющегося залогом
Конечно,
определенные меры, направленные на смягчение
отрицательных последствий
В немалой степени все это связано с отсутствием национальной концепции социального государства, носящий сколько-нибудь целостный характер, согласие в обществе по вопросу о приоритетах социальной политики на переходном этапе.
Информация о работе Социальная политика государства-курсовая работа