Социальная политика государства-курсовая работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………...2

1.Социальная политика государства……………………………………………….. 4

1.1. Основные задачи и цели социальной политики………………………………11

1.2. Понятие социального блага ……………………………………………………14

1.3. Основные направления реализации социальной политики…………………..17

1.3.1. Социальное страхование……………………………………………………...17

1.3.2. Социальная защита в сфере занятости населения…………………………..19

1.3.3. Социальная политика в области заработной платы…………………………21

1.3.4. Социальная политика на рынке труда………………………………………..22

1.3.5. Социальная политика в сфере образования………………………………….23

1.3.6. Социальная политика в сфере здравоохранения…………………………….24

2. Анализ реальной ситуации РФ…………………………………………………....26

3. Совершенствование социальной политики государства………………………..28

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ани.docx

— 65.71 Кб (Скачать)

Наряду  с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых  людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

1.3.3. Социальная политика  в области заработной платы

Социальная  политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.

С помощью  законов государство определяет также режим оплаты труда (через  две недели или ежемесячно, например).

В некоторых  случаях политика заработной платы  предусматривает введение ее предельного  уровня и сохранения этого уровня в течение определенного времени. Используются также ограничения  на темпы роста оплаты труда. Эти  меры применяются для предотвращения инфляции. С другой стороны, для уменьшения негативных последствий инфляции, и  прежде всего роста цен, в развитых странах используется механизм индексации заработной платы. Порядок индексации различен. Он может носить общенациональный характер, а может быть зафиксирован в соглашениях, заключаемых в  рамках социального партнерства (между  предпринимателями, профсоюзами и  государством). Индексация может проводиться  на уровне фирм или отдельных отраслей и фиксироваться в коллективных договорах предпринимателей и профсоюзов.

Различна  величина индексируемой заработной платы. Полная индексация может быть осуществлена минимальной заработной платы, затем индексация начинает носить частичный характер, что способствует сдерживанию инфляции.

Необходимо  отметить, однако, что низкая оплата труда не означает автоматической бедности. Так, по оценкам, лишь около 20% семей, в  которых есть низкооплачиваемые  работники, и лишь 25% семей работников с очень низкими зарплатами, попадают в бедность. Это означает, что существуют другие важные детерминанты бедности. В частности, почти 35% бедных в трудоспособном возрасте составляют безработные, затем идут низкооплачиваемые, затем — люди вне экономически активного населения, и, наконец, имеющие задолженность по заработной плате.

Ситуация  в России осложняется тем, что  большое количество низкооплачиваемых  работ очень медленно сокращается, и дефицит новых хорошо оплачиваемых рабочих мест остается острым.

1.3.4. Социальная политика на рынке труда

Социальная  политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого  страхования по безработице к  поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная  политика применительно к рынку  связана прежде всего с возможностями  государства влиять на спрос на рабочую  силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки  правовых норм, касающихся использования  в стране иностранной рабочей  силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых  групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок  труда, информируя о его состоянии  заинтересованные органы. Весьма серьезное  воздействие на этот рынок оно  оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий  социальной политики в области рынка  труда включает в себя наряду с  произведением компенсационных  выплат при безработице и в  период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству  и профессиональному обучению, облегчающих  вступление в трудовую жизнь или  смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице  должны использоваться эффективно.

1.3.5. Социальная политика в сфере образования

За последние  десять лет в сфере образования  произошли следующие изменения: изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику; все более активную роль начинают играть региональные и  местные органы власти; происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.

Позитивно то, что идет формирование новой  законодательной базы, растет влияние  региона, учитываются требования рынка  труда. В тоже время налицо явно недостаточное  и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное  и региональное неравенство в  доступе к образованию. Среди  явно обозначившихся тенденции осознание  населением важности образования. Увеличивается  доля платного образования, население  постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого реформа образования  должна реально разделить бюджетные  потоки – часть из них будет  покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень  и качество образования. На платные  образовательные услуги российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее 28% семей  платят за учебу детей внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения оплачивающая те или  иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке более 30% бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.

1.3.6. Социальная политика в сфере здравоохранения

В сфере  здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских  услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о  ставшей традиционной частной стоматологической  практике, но и об оплате диагностических  обследований, консультации врачей. Платное  лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных  оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда  расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов  населения, многие отказываются от лечения  по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали  быть дефицитными, но для многих они  не доступны из-за высоких цен. Поэтому  до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для  бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового  обеспечения это право для  большинства “льготников” оказалось  формальным. Ситуация ухудшается, что  выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации  всех структур, отвечающих за положение  в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения  лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения  в оплате медицинских услуг постоянно  возрастает, на сегодняшний день она  сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным  финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Из подобного  положения существует два выхода: - либо менять закрепленные в конституции  гарантии предоставления бесплатной медицинской  помощи, либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, предлагается три варианта реформирования здравоохранения:

- консервативный  предлагает сохранение формально  бесплатной медицины, свертывание  системы обязательного медицинского  страхования, частичное восстановление  вертикали административного управления  системой здравоохранения;

- радикальный  означает пересмотр государственных  гарантий, окончательный переход  к обязательному мед. страхованию,  реструктуризации сети мед. учреждений, по душевой налог с населения  для обеспечения функционирования  системы здравоохранения;

- умеренный  основан на сохранении формально  бесплатной медицины, введении территориального  планирования, снижение затрат в  этой сфере. Предполагается официальный  переход к согласованной долевой  оплате медицинской помощи за  счет средств бюджета и обязательного  медицинского страхования на  основе единых тарифов. 

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось

За два года реализации национального проекта «Здоровье» для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.

Говоря  о программе развития здравоохранения  необходимо учитывать, что невозможно развивать национальный проект "Здоровье" без эффективной системы медицинского страхования прежде всего работающего  населения. А это значит, что для  стабильных финансовых поступлений  в национальную систему здравоохранения  нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов  и понижение ставок социального  страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным  с сокращением государственных  выплат по больничным листам, с санаторно-курортным  лечением работающих и нуждающихся  категорий граждан, с детским  оздоровлением. Поэтому решить эти  вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может  строиться социальная политика государства, реально невозможно.

2. Анализ реальной  ситуации РФ

Нынешняя  социальная политика не соответствует  новым экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение централизованных и рыночных элементов управления. Выбор в качестве доминирующего  направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении  некоторых категорий населения  и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным  механизмам были обусловлены не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и недооценкой, а в  ряде случаев игнорированием социальной составляющей экономической реформы.

В результате социальная политика свелась лишь к  обеспечению предельно низкого  социального минимума для населения  и к реагированию на социальные ситуации.

Просчеты  государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.

Конечно, определенные меры, направленные на смягчение  отрицательных последствий резкого  падения уровня жизни и частичную  компенсацию потерь наиболее нуждающимся  группам населения, предпринимаются. Хотя до сих пор в области социальной политики не определены и не разграничены действия государства, направленные на выработку временных мер, адекватных переходному периоду, и стратегии  социального развития на длительную перспективу. На всех властных уровнях  все более остро осознаются недостаток гибкости, слабость сценарного прогнозирования  и системного анализа социальных последствий принимаемых решений. Недостаточное внимание уделяется  выработки принципов социальной политики, вытекающих из федерального устройства нашего государства, разграничению  предметов ведения Российской Федерации  и ее субъектов.

В немалой  степени все это связано с  отсутствием национальной концепции  социального государства, носящий  сколько-нибудь целостный характер, согласие в обществе по вопросу о  приоритетах социальной политики на переходном этапе.

Информация о работе Социальная политика государства-курсовая работа