Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 03:05, курс лекций
Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и отличается многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследования. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ в структype мировой экономической мысли.
1 Концепции занятости населения.
2. Рынок труда. Равновесие на рынке труда.
3. Безработица и ее виды. Экономические и социальные издержки безработицы. Закон Оукена.
4. Государственное регулирование занятости в России.
5. Состояние рынка труда в России.
Зависимость между потерями ВВП страны из-за отклонения фактической безработицы от естественного уровня на базе эмпирических данных исследовал американский экономист Артур Оукен.
Взаимосвязи между безработицей и выпуском продукции, выявленные на примере США А. Оукеном, получили название закона Оукена, который гласит, что на каждые 2% сокращения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Например, если вначале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема. а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1 процентный пункт, скажем с 6 до 7%.
Закон Оукена выражает
ключевую взаимосвязь между рынком
благ и рынком труда. Он описывает
зависимость между
В формализованном виде закон Оукена может быть записан как:
= γ Закон Оукена.
где Y*— потенциальный объем производства в условиях полной занятости; Y — фактический объем национального производства: и — фактический уровень безработицы (выпускается объем Y); и*— естественная норма безработицы (выпускается объем Y*); γ — коэффициент Оукена.
Потери, связанные с циклическим разрывом, выше, чем отклонения от естественного уровня безработицы, по следующим причинам:
♦ из-за наличия скрытой безработицы, так как не все безработные регистрируются на бирже труда;
♦ работа неполный рабочий день;
♦ по так называемым «вынужденным отпускам» в условиях высокого уровня безработицы и др.
Из приведенной формулы
выводится зависимость объема выпуска
продукции от уровня фактической
безработицы в графической
Рис. 6.9. Кривая Оукена
Графическая интерпретация кривой Оукена
В состоянии полной занятости объем производства равен Y*, а норма безработицы — и*.
Если занятость снизится, то объем производства сократится до Y2, а фактический уровень безработицы составит и1 Следовательно, точка А лежит на кривой Оукена. Аналогично находится точка В.
Сдвиг кривой Оукена происходит в двух случаях:
1) при изменении величины национального дохода при полной занятости Y* (при увеличении Y* кривая смещается вверх, при уменьшении — вниз);
2) при изменении нормы естественной безработицы и* (при увеличении и* эта линия сдвигается вправо, при уменьшении — влево).
6.4 Государственное регулирование рынка труда
Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
1. Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.
2. Программы по подготовке и переподготовке работников.
3. Программы содействия найму работников.
4. Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработице).
Ключевое значение в государственном регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры.
Социальная помощь безработным осуществляется по "трем направлениям: 1) пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США — 50% заработной платы, во Франции — 40, в Японии — 80%.
По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии — 26 недель, в Великобритании — 45, в Канаде — 50 недель;
2) финансовая помощь безработным;
3) помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т. д.).
В системе государственного
регулирования рынка труда
В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого являются денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политики государства.
Существенную роль в регулировании
рынка "труда играет законодательство
в сфере трудовых отношений и
социального обеспечения
Следовательно, государственное регулирование рынка труда — это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.
Большое значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.
Биржа труда — одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу предпринимателям же помогают организовать наем работников.
Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро и т. д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.
Биржи труда выполняют следующие основные функции:
♦ оказание услуг при трудоустройстве безработных;
♦ оказание содействия в перемене работы;
♦ изучение спроса и предложения рабочей силы;
♦ сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;
♦ профессиональная ориентация молодежи;
♦ организация переобучения и трудоустройства инвалидов;
♦ выдача пособий безработным (в ряде стран).
В современных условиях в развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однак роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации остается достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь многим миллионам безработных.
Роль государства состоит
в том, чтобы обеспечить осуществление
политик; оказания помощи в полной,
эффективной и свободной
6.5 Занятость и безработица в Российской Федерции в августе 2011 года.
(по итогам обследований
населения по проблемам
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю августа 2011 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2011г. составила 76,7 млн.человек, или более 54,0% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 72,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,7 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2011г. составил 6,1%.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в августе 2011г. составил 65,0%.
Экономическая активность населения
I |
II |
Июль |
Август |
Август к июлю 2011г. (+,-) | |
Тыс.человек |
|||||
Экономически активное население |
75044 |
75680 |
76642 |
76685 |
43 |
Занятые2) |
69427 |
70721 |
71629 |
72013 |
384 |
Безработные |
5617 |
4959 |
5013 |
4672 |
-341 |
В процентах |
|||||
Уровень экономической
актив- |
67,7 |
68,3 |
69,1 |
69,2 |
0,1 |
Уровень занятости |
62,6 |
63,8 |
64,6 |
65,0 |
0,4 |
Уровень безработицы |
7,5 |
6,6 |
6,5 |
6,1 |
-0,4 |
_______________ |
По сравнению с июлем
2011г. численность занятого населения
увеличилась на 384 тыс.человек, или
на 0,5%, численность безработных за
этот период уменьшилась на 341 тыс.человек,
или на 6,8%. По сравнению с августом
2010г. численность занятого населения
выросла на 477 тыс.человек, или на
0,7%, численность безработных
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце августа 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1327 тыс.человек.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,8% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2011г. составила 32,1%, среди безработных женщин - 38,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2011г. составила 48,3%, доля городских жителей - 63,5%.
Безработица городского и
сельского населения
Уровень безработицы по полу и виду поселения
в процентах
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское | |
2011г. |
|||||
Январь |
7,8 |
8,4 |
7,1 |
6,5 |
11,4 |
Февраль |
7,6 |
8,3 |
6,8 |
6,3 |
11,2 |
Март |
7,1 |
7,9 |
6,3 |
6,2 |
10,0 |
Апрель |
7,2 |
7,9 |
6,5 |
5,9 |
11,0 |
Май |
6,4 |
6,6 |
6,2 |
5,3 |
9,5 |
Июнь |
6,1 |
6,4 |
5,7 |
5,2 |
8,5 |
Июль |
6,5 |
6,9 |
6,2 |
5,6 |
9,2 |
Август |
6,1 |
6,2 |
6,0 |
5,2 |
8,9 |
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2011г. составил 34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2% (в июле 2011г. - 30,5%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,5%, 20-24 лет - 23,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,5%) и 20-24 лет (13,8%). По сравнению с июлем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 4,9 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - остался на том же уровне.
В среднем среди молодежи
в возрасте 15-24 лет уровень безработицы
в августе 2011г. составил 15,8%, в том
числе среди городского населения
- 15,0%, среди сельского населения
- 17,6%. Коэффициент превышения уровня
безработицы среди молодежи в
среднем по возрастной группе 15-24 лет
по сравнению с уровнем
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 35,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,5% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля
застойной безработицы
Наличие опыта работы. В численности безработных 32,2% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2011г. их численность составила 1,5 млн.человек (в июле 2011г. - 1,6 млн.человек, или 32,7%). В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 19,4% составляет молодежь до 20 лет, 49,6% - от 20 до 24 лет, 16,6% - 25-29 лет.
В августе 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,6%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.