Рынок труда, занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 03:05, курс лекций

Краткое описание

Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и отличается многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследования. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ в структype мировой экономической мысли.

Оглавление

1 Концепции занятости населения.
2. Рынок труда. Равновесие на рынке труда.
3. Безработица и ее виды. Экономические и социальные издержки безработицы. Закон Оукена.
4. Государственное регулирование занятости в России.
5. Состояние рынка труда в России.

Файлы: 1 файл

6Рынок труда занятость и безработица.docx

— 157.25 Кб (Скачать)

Зависимость между потерями ВВП страны из-за отклонения фактической безработицы от естественного уровня на базе эмпирических данных исследовал американский экономист Артур Оукен.

Взаимосвязи между безработицей и выпуском продукции, выявленные на примере США А. Оукеном, получили название закона Оукена, который гласит, что на каждые 2% сокращения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Например, если вначале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема. а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1 процентный пункт, скажем с 6 до 7%.

Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает  зависимость между краткосрочным  движением реального ВВП и  изменениями уровня безработицы.

В формализованном виде закон  Оукена может быть записан как:

  =  γ      Закон Оукена.

 

где Y*— потенциальный объем производства в условиях полной занятости; Y — фактический объем национального производства: и — фактический уровень безработицы (выпускается объем Y); и*— естественная норма безработицы (выпускается объем Y*); γ — коэффициент Оукена.

Потери, связанные с циклическим  разрывом, выше, чем отклонения от естественного уровня безработицы, по следующим причинам:

♦  из-за наличия скрытой  безработицы, так как не все безработные регистрируются на бирже труда;

♦  работа неполный рабочий  день;

♦  по так называемым «вынужденным отпускам» в условиях высокого уровня безработицы и др.

Из приведенной формулы  выводится зависимость объема выпуска  продукции от уровня фактической  безработицы в графической форме (рис. 6.9).

Рис. 6.9.  Кривая Оукена

 

Графическая интерпретация  кривой Оукена

В состоянии полной занятости  объем производства равен Y*, а норма безработицы — и*.

Если занятость снизится, то объем производства сократится до Y2, а фактический уровень безработицы составит и1 Следовательно, точка А лежит на кривой Оукена. Аналогично находится точка В.

Сдвиг кривой Оукена происходит в двух случаях:

1)  при изменении величины национального дохода при полной занятости Y* (при увеличении Y* кривая смещается вверх, при уменьшении — вниз);

2)  при изменении нормы естественной безработицы и* (при увеличении и* эта линия сдвигается вправо, при уменьшении — влево).

 

 

6.4  Государственное регулирование рынка труда

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

1.   Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.

2.   Программы по подготовке и переподготовке работников.

3.   Программы содействия найму работников.

4.   Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработице).

Ключевое значение в государственном  регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры.

Социальная помощь безработным  осуществляется по "трем направлениям: 1) пособия по безработице, которые  существенно разнятся по странам  как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице  составляют: в США — 50% заработной платы, во Франции — 40, в Японии — 80%.

По срокам выплаты пособий  по безработице: в США и Италии — 26 недель, в Великобритании — 45, в  Канаде — 50 недель;

2)  финансовая помощь безработным;

3)  помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т. д.).

В системе государственного регулирования рынка труда имеют  место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничение государственного вмешательства в проблемы рынка труда, поскольку характеризуют безработицу как естественное и добровольное социально-экономическое явление.

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого являются денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политики государства.

Существенную роль в регулировании  рынка "труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и  социального обеспечения граждан.

Следовательно, государственное  регулирование рынка труда — это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Большое значение в регулировании  рынка труда имеют биржи труда.

Биржа труда — одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу предпринимателям же помогают организовать наем работников.

Биржи труда выступают  в различных формах: общества, конторы, бюро и т. д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

Биржи труда выполняют  следующие основные функции:

♦  оказание услуг при  трудоустройстве безработных;

♦  оказание содействия в  перемене работы;

♦  изучение спроса и предложения  рабочей силы;

♦ сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;

♦  профессиональная ориентация молодежи;

♦  организация переобучения и трудоустройства инвалидов;

♦  выдача пособий безработным (в ряде стран).

В современных условиях в  развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однак роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации остается достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь многим миллионам безработных.

Роль государства состоит  в том, чтобы обеспечить осуществление  политик; оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.

6.5 Занятость и безработица в Российской Федерции в августе 2011 года.

(по итогам обследований  населения по проблемам занятости)

Росстат подвел итоги выборочного  обследования населения по проблемам  занятости по состоянию на вторую неделю августа 2011 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2011г. составила 76,7 млн.человек, или более 54,0% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 72,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,7 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2011г. составил 6,1%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в августе 2011г. составил 65,0%.

Экономическая активность населения

 


квартал 2011г.

II 
квартал 2011г.

Июль

Август

Август к июлю 2011г. (+,-)

Тыс.человек

         

Экономически активное население 
в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

75044

75680

76642

76685

43

Занятые2)

69427

70721

71629

72013

384

Безработные

5617

4959

5013

4672

-341

В процентах

         

Уровень экономической  актив- 
ности (экономически активное  
население к численности населения  
в возрасте 15-72 лет)

67,7

68,3

69,1

69,2

0,1

Уровень занятости  
(занятые к численности населения  
в возрасте 15-72 лет)

62,6

63,8

64,6

65,0

0,4

Уровень безработицы  
(безработные к численности  
экономически активного населения)

7,5

6,6

6,5

6,1

-0,4

_______________ 
2) С учетом лиц, отнесенных к занятым на основе ответов на дополнительные уточняющие вопросы, введенные в анкету обследования, начиная с 2011 года. В августе 2011г. в численность занятого населения дополнительно были включены 297 тыс.человек (из них 89 тыс.человек без учета дополнительных вопросов были бы классифицированы как безработные, а 208 тыс.человек - как экономически неактивные).


По сравнению с июлем 2011г. численность занятого населения  увеличилась на 384 тыс.человек, или  на 0,5%, численность безработных за этот период уменьшилась на 341 тыс.человек, или на 6,8%. По сравнению с августом 2010г. численность занятого населения  выросла на 477 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась  на 462 тыс.человек, или на 8,8% (в сопоставимой методологии).

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 3,5 раза превышает  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения. В конце  августа 2011г. в государственных учреждениях  службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1327 тыс.человек.

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости, 64,8% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2011г. составила 32,1%, среди безработных женщин - 38,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2011г. составила 48,3%, доля городских жителей - 63,5%.

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В августе 2011г. это превышение составляло 1,7 раза.

Уровень безработицы  по полу и виду поселения

в процентах

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское  
население

2011г.

         

Январь

7,8

8,4

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,3

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

7,9

6,3

6,2

10,0

Апрель

7,2

7,9

6,5

5,9

11,0

Май

6,4

6,6

6,2

5,3

9,5

Июнь

6,1

6,4

5,7

5,2

8,5

Июль

6,5

6,9

6,2

5,6

9,2

Август

6,1

6,2

6,0

5,2

8,9


Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2011г. составил 34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2% (в июле 2011г. - 30,5%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,5%, 20-24 лет - 23,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,5%) и 20-24 лет (13,8%). По сравнению с июлем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 4,9 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - остался на том же уровне.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в августе 2011г. составил 15,8%, в том  числе среди городского населения - 15,0%, среди сельского населения - 17,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в  среднем по возрастной группе 15-24 лет  по сравнению с уровнем безработицы  взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза, в том  числе среди городского населения - 4,0 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 35,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,5% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 32,8%, среди городских - 32,3%.

Наличие опыта  работы. В численности безработных 32,2% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2011г. их численность составила 1,5 млн.человек (в июле 2011г. - 1,6 млн.человек, или 32,7%). В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 19,4% составляет молодежь до 20 лет, 49,6% - от 20 до 24 лет, 16,6% - 25-29 лет.

В августе 2011г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 19,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 22,6%.

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.


Информация о работе Рынок труда, занятость и безработица