Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:07, курсовая работа
В данной курсовой работе описываются особенности рынка труда – одного из рынка ресурсов, имеющего свои отличительные признаки и характерные черты. Отличительной чертой рынка труда является присутствие на нём важнейших институтов, без учёта которых невозможен анализ спроса и предложения труда. Сам фактор производства – труд, отличается от других факторов, таких как капитал и земля, что является функцией жизнедеятельности человека.
Рынок труда является базовым элементом рыночной экономики. В его рамках осуществляются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства – рабочей силы. Именно он определяет эффективность использования труда наёмных работников. Отношения в сфере труда являются основными в экономической системе любой страны, что определенно огромной ролью труда в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1.Рынок труда, его типология и структура……………………..6
1.1…………………………..……………………………………………………....6
1.2……………………………………………………………………………..…..11
Глава 2.Проблемы регулирования рынка труда в субъектах Российской Федерации и их решения………………………………………………………..16
2.1…………………………………………………………………………………16
2.2……………………………………………………………………………...….24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы ……………………………………………..29
Отметим, что в условиях мирового кризиса многие субъекты Российской Федерации разработали и приняли специальные целевые программы по снижению напряженности на региональных рынках труда. Подобные программы по состоянию на 1 ноября 2009 г. отсутствовали только в Белгородской и Орловской областях, г. Санкт-Петербурге, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Мордовия, Ставропольском крае. Однако почти во всех этих регионах приняты долгосрочные целевые программы в сфере содействия занятости населения на период 2009-2011 гг., в которых и нашли отражения мероприятия по смягчению последствий финансового кризиса на рынок труда.
Если анализировать нормативно-правовую базу регулирования регионального рынка труда в разрезе федеральных округов, то наиболее «урегулированным» является рынок труда Южного и Уральского федерального округа. В большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав данных федеральных округов, приняты долгосрочные целевые программы занятости населения, действуют нормативные акты о занятости для отдельных социально-демографических групп и разработаны программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в условиях мирового финансового кризиса.
Контент-анализ нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации также показал, что нет ни одного региона, в котором сфера трудовых отношений вообще не подвергалась бы регулированию органами государственной власти.
Сравнительная оценка субъектов Российской Федерации по степени государственного регулирования рынка труда проводилась на основе экспертно установленных баллов по выделенным ранее составляющим нормативно-правовой базы:
наличие региональных законов о занятости — 2 балла; наличие действующих долгосрочных и/или среднесрочных целевых программ содействия занятости населения — 2 балла;
наличие законов и/или действующих программ содействия занятости для отдельных социально-демографических групп — 1 балл;
наличие законов, программ и/или административных регламентов по содействию самозанятости безработных граждан — 1 балл;
наличие целевых программ по реализации дополнительных мероприятий для снижения напряженности на рынке труда в условиях мирового финансового кризиса — 1 балл.
Итоговая оценка степени участия государства в регулировании регионального рынка труда определялась по общей сумме набранных баллов по всем указанным составляющим для каждого субъекта Федерации. Далее регионы были поделены на несколько групп в зависимости от количества набранных баллов. Регионы, которые набрали 1-2 балла по общей сумме, были отнесены к регионам со слабым государственным вмешательством в функционирование рынка труда. Регионы, набравшие от 3 до 5 баллов включительно — к субъектам Федерации с умеренным государственным регулированием рынка труда. Если регион набрал 6 или 7 баллов (максимальное количество баллов), то он был отнесен к группе регионов с сильным государственным вмешательством в функционирование рынка труда.
Поскольку государственное регулирование рынка труда путем принятия нормативно-правовых актов имеет целью создать стабильные гарантии занятости для различных слоев населения, сократить время поиска работы и продолжительность безработицы, снизить общий и регистрируемый уровень безработицы, сохранить существующие рабочие места или стимулировать создание новых рабочих мест в регионе, то, следовательно, можно выдвинуть рабочую гипотезу об обратной зависимости между степенью государственного вмешательства в функционирование региональных рынков труда и напряженностью на них.
Для определения влияния государственного регулирования на функционирование региональных рынков труда проклассифицируем субъекты Российской Федерации по данным показателям.
Границы групп регионов по уровню напряженности были установлены экспертно на основе полученных расчетов.
Так как рассматриваемые нами признаки являются атрибутивными (качественными), то традиционные методы установления взаимосвязи явлений, состоящие в нахождении уравнения регрессии и расчета коэффициента корреляции, в данном случае применяться не могут.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование рынков труда субъектов Российской Федерации является социально значимым, однако, само по себе не способно снизить напряженность на рынке труда. Четкое определение «правил игры» на рынке труда является необходимым условием для эффективного функционирования данного рынка, но не достаточным для достижения состояния полной занятости. Одна из причин состоит в том, что развития одной нормативно-правовой базы в субъекте Федерации недостаточно для решения проблем в сфере занятости населения.
Проанализировав нормативно-правовую базу субъектов Российской Федерации, была выявлена недостаточная разработанность законодательства в сфере труда и занятости вомногих регионах. Установлено, что наличие широкой нормативно-правовой базырегулирования рынка труда в субъекте РФ не снижает показатели напряженности и уровнябезработицы.
2.2
При проведении политики государственного регулирования региональных рынков труда необходимо рассматривать сложившуюся ситуацию в сфере занятости в комплексе с другими компонентами регионального развития. В субъектах Российской Федерации необходимо разработать и принять схемы территориального развития и программы комплексного социально-экономического развития городов и регионов, в которых решались бы проблемы размещения производственных объектов, коммунальной инфраструктуры, экономики и социальной сферы, использования ресурсов многоцелевого назначения. Нормативно-правовое регулирование региональных рынков труда должно дополнять данные схемы и программы регионального развития в части территориального расселения и использования производительных сил общества.
Другая причина состоит в том, что государственный механизм, так же как и рыночный, в определенных ситуациях проявляет свою несостоятельность. Примерами несостоятельности государственного регулирования региональных рынков труда являются следующие ситуации:
улучшение положения одних участников рынка труда за счет ухудшения положения других участников. Стремясь создать более благоприятные условия занятости для отдельных категорий граждан (молодежи, женщин с маленькими детьми, пенсионеров, инвалидов) и прописав для них в законодательстве дополнительные гарантии, государство тем самым обременяет работодателей дополнительными издержками, которые они вынуждены нести при найме таких работников. В итоге самым социально защищенным группам работникам всегда оказывается сложнее найти работу, и они чаще оказываются в числе длительных безработных (не имеющих работы более года). По нашему мнению, государству не следует законодательно закреплять условия найма и занятости для данных категорий работников, необходимо просто создавать экономические условия, при которых работодатель и работник сами смогли бы заключить трудовой договор с выгодными обеим сторонам условиями;
возникновение теневой занятости. Одной из причин возникновения теневых отношений на рынке труда является чрезмерная ответственность за нарушение трудового законодательства. Так, по мнению М.Г. Беляевой, «...более жесткие санкции за нарушение Трудового кодекса могут способствовать уводу в «тень» трудовых отношений... Чем строже будут санкции за выявленные нарушения, тем большая часть работников окажется вне правового поля, лишившись льгот, связанных с легальной занятостью...»[15,с.14]. Следовательно, следует не ужесточать меры наказания за нарушение трудового законодательства, а сделать экономически выгодным соблюдение его норм для всех участников рынка труда;
возникновение отрицательных внешних эффектов на рынке труда, вызванных действиями государства. Под отрицательным внешним эффектомнами понимается ситуация, когда действия государства на рынке труда приводят к возникновению явных или неявных издержек у других участников данного рынка. Например, органы государственной власти часто привлекают рабочую силу из более бедных государств путем квотирования рабочих мест для иностранной рабочей силы. Конкурируя на региональном рынке труда с местным населением, мигранты готовы работать за меньшую заработную плату, чем коренное население. В итоге сдерживается рост заработной платы местных квалифицированных работников и снижается уровень оплаты труда местных неквалифицированных рабочих. Как следствие, происходит снижение среднего уровня заработной платы в регионе, что является отрицательным внешним эффектом для его жителей. По нашему мнению, квотирование рабочих мест в экономически развитых субъектах Федерации следует проводить не для иностранной рабочей силы, а для жителей более бедных регионов России. Таким образом, можно добиться повышения уровня средней заработной платы в слаборазвитых и депрессивных регионах, что снизит дифференциацию в области оплаты труда между субъектами Российской Федерации.
Подводя итог, следует еще раз отметить, что рыночный и государственный механизм регулирования регионального рынка труда должны функционировать в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, государственное вмешательство способствует более быстрому разрешению проблем функционирования рынка труда, а с другой, оно более затратно, и в условиях рыночной экономики должно быть умеренным, дабы не навредить действию рыночного механизма.
Заключение
Под рынком труда в экономике
понимают механизм согласования совокупного
спроса на труд и предложения труда. Наиболее
емкой характеристикой рынка труда в узком
смысле является состояние рынка труда,
под которым понимают сложившуюся экономическую
ситуацию, характеризующуюся соотношением
спроса и предложения на рабочих, значением
цены на рабочую силу, ее профессионально-
Современный рынок труда - система общественных отношений, отражающая уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.
Изучение рынка труда в наше время невозможно без анализа развития взглядов на такую проблему, как сегментация рынка труда. Вопросы сегментации какого-либо рынка были затронуты первоначально в теоретических исследованиях посвященных маркетингу, это связано прежде всего с чисто практическими маркетинговыми задачами по сегментации потенциальных потребителей того или иного товара или услуги.
Проанализировав нормативно-правовую базу субъектов Российской Федерации, была выявлена недостаточная разработанность законодательства в сфере труда и занятости вомногих регионах. Установлено, что наличие широкой нормативно-правовой базырегулирования рынка труда в субъекте РФ не снижает показатели напряженности и уровнябезработицы.
Подводя итог, следует еще раз отметить, что рыночный и государственный механизм регулирования регионального рынка труда должны функционировать в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, государственное вмешательство способствует более быстрому разрешению проблем функционирования рынка труда, а с другой, оно более затратно, и в условиях рыночной экономики должно быть умеренным, дабы не навредить действию рыночного механизма.
Список используемой литературы
1.ВИШНЕВСКАЯ Н.Г
ВОПРОСЫ СТРУКТУРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Издательство: Научно-
ISSN: 1813-3528
Год: 2010
2. ШКУРКИН АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ
РОССИИ
Издательство: Дальневосточная академия государственной
службы (Хабаровск)
ISSN: 1818-4049 год 2009
3.Рофе, А.И. Экономика труда [Текст]: учебник для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080104 «Экономика тру- 157
да» и другим экономическим специальностям / А. И. Рофе. – М.: КноРус, 2010. - 391 с.;
4. Социальная политика [Текст]: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.
: Изд-во РАГС, 2008. - 404 с.;
5. Назарова, У.А. Система «работодатель-наемный
работник»: проблема гармонизации
современных социально-
351 с.;
6. Е.В. Нехода, Э.С. Кучинова
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ТРУДА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ
ПОДХОД* 2012 УДК 331.57
7. Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы [Электронный ресурс] / Режим
доступа: свободный. URL: http://www.marketing.spb.ru/
25.07.2012).
8. Богомолова Ю.И. Сегментирование современного рынка труда: теоретико-
методологический подход // Теория и практика общественного развития [Электронный жур-
нал]. URL: http://www.teoria-practica.ru/
URL: http://www.teoria-practica.ru/
9. Корниордос С. Проблемы экономической социологии (обзор новых идей) // Социологические исследования. 2011.
10. КОКОРЕВ ИГОРЬ АЛЕКСЕЕВИЧ
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ НАУКОВЕДЕНИЕ
Издательство: Институт государственного
управления, права и инновационных технологий(Москва)
ISSN: 2223-5167
2011 год , 9 страниц
11.Некрестьянова СЯ. Организационно-экономический механизм интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг: Автореф. Дисс… д.э.н.-М., 2009.- С.25.
12. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: Учебник. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — С. 4.
13.Алонкина Л.И. Государственное регулирование рынка труда в контексте обеспечения экономической безопасности России. Автореф. дисс... д.э.н. — М., 2008. — С. 4. (4) (8)
14. Методология управления
трудовыми ресурсами: монография / Под.ред.
А.П. Егоршина, И.В. Гуськовой. — Н.Новгород:
НИМБ, 2008. — С. 82.
15. Беляева М.Г Институциональные
механизмы регулирования отношений работника
и работодателя. Автореф. дисс....д.э.н. —
М., 2009. — С. 34.
Информация о работе Рынок труда в жизни современного общества