Рынок труда в жизни современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе описываются особенности рынка труда – одного из рынка ресурсов, имеющего свои отличительные признаки и характерные черты. Отличительной чертой рынка труда является присутствие на нём важнейших институтов, без учёта которых невозможен анализ спроса и предложения труда. Сам фактор производства – труд, отличается от других факторов, таких как капитал и земля, что является функцией жизнедеятельности человека.
Рынок труда является базовым элементом рыночной экономики. В его рамках осуществляются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства – рабочей силы. Именно он определяет эффективность использования труда наёмных работников. Отношения в сфере труда являются основными в экономической системе любой страны, что определенно огромной ролью труда в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1.Рынок труда, его типология и структура……………………..6
1.1…………………………..……………………………………………………....6
1.2……………………………………………………………………………..…..11
Глава 2.Проблемы регулирования рынка труда в субъектах Российской Федерации и их решения………………………………………………………..16
2.1…………………………………………………………………………………16
2.2……………………………………………………………………………...….24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы ……………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.81 Кб (Скачать)

 

Неоклассическая теория (Дж. Перри, М. Фелд-стайн, Р. Холл):

  • Спрос на рабочую силу и ее предложение регулируется ценой труда, или заработной платой;
  • Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, уменьшаясь или увеличиваясь в зависимости от предложения и спроса;
  • Если на рынке труда существует равновесие, то безработица невозможна;
  • Безработица носит добровольный характер;
  • Отказ рабочих трудиться за меньшую заработнуюплату является причиной безработицы;
  • Поиск рабочего места — это явление, вызывающее нестабильность рынка труда;
  • Влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации о вакансиях и свободной рабочей силе свидетельствуют о «несовершенстве» рынка труда.

 

Кейнсианская теория (Дж. Кейнс, Р. Гордон):

  • В экономике не существует никакого механизма, гарантирующего полнуюзанятость;
  • Полная занятость, скореевсего, случайна, чем закономерна;
  • Воздействовать на рынок труда при помощи колебания ставок процента и эластичности соотношения цен и заработной платы невозможно;
  • Цена рабочей силы жестко фиксирована и практически не меняется, особенно в сторону уменьшения;
  • Цена рабочей силы не является регулятором рынка труда;
  • Государстводолжно исполнять роль регулятора рынка труда, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие на рынке труда;
  • Спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства;
  • Безработица носит вынужденный характер, хотя в некоторой части может быть и добровольной.

 

Монетаристская теория (М. Фридмен, Ф. Кеген, Д. Майзельман)

  • Рыночное хозяйство стремится кстабильности, самоналаживанию;
  • Если имеются несоответствия, нарушения рыночного хозяйства, то они возникают, прежде всего, в результате внешнего вмешательства;
  • К нарушению нормального хода хозяйственного развития ведет государственное вмешательство;
  • Число государственных регуляторов необходимо сократить до минимума, исключая налоговое и бюджетное регулирование;
  • Установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы усиливают рыночное неравновесие и являются негативными факторами рынка труда;
  • Для уравновешивания рынка труда целесообразно использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка.

 

«Общественное воспроизводство в условиях капитализма обслуживается системой рынков — рынками товаров, рабочей силы, капиталов. Особое место занимает рынок рабочей силы. Характерная его особенность — постоянное превышение предложения рабочей силы над спросом на неё, что даёт возможность капиталистам оплачивать рабочую силу ниже её стоимости. На капиталистических рынках действуют законы анархии и конкуренции. При империализме борьба монополий за рынки сырья, сбыта и сферы приложения капитала усиливает цикличность капиталистического воспроизводства».

Современный рынок труда - система общественных отношений, отражающая уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Изучение рынка труда в наше время невозможно без анализа развития взглядов на такую проблему, как сегментация рынка труда. Вопросы сегментации какого-либо рынка были затронуты первоначально в теоретических исследованиях посвященных маркетингу, это связано прежде всего с чисто практическими маркетинговыми задачами по сегментации потенциальных потребителей того или иного товара или услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Проблемы регулирования рынка труда в субъектах Российской Федерации и их решения

2.1

В современной экономической науке не прекращаются споры о масштабах государственного присутствия в рыночной экономике. В настоящее время в России развивается сфера услуг, появляются новые информационные и инновационные технологии, позволяющие значительно увеличить производительность труда работников. Изменения в структуре экономики неизбежно вызывают изменения в структуре занятости населения, в развитии социального партнерства, в отношении к роли государства и профсоюзов на рынке труда. Особенно это заметно в региональном разрезе. С одной стороны, выделяются регионы с устойчивой экономической системой, аккумулирующие значительную часть финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов страны. Агломерации становятся центрами притяжения рабочей силы, научными и инновационными центрами, полюсами экономического роста. С другой стороны, появились регионы, неспособные самостоятельно развиваться без помощи федерального центра, характеризующиеся большим оттоком трудовых и материальных ресурсов. Таким образом, при выборе инструментов государственного регулирования рынка труда в субъектах Российской Федерации нужно учитывать территориальный фактор.

По нашему мнению, применительно к рынку труда вернее говорить именно о его регулировании со стороны государственных органов, а не о государственном управлении. Это определено тем, что воздействие со стороны органов государственной власти на региональный рынок труда не должно быть постоянным, оно должно осуществляться только тогда, когда в этом есть необходимость, и быть направлено лишь на отдельные параметры данного рынка.

Регулирование рынка труда рассматривается нами как система мер и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления для достижения состояния полной занятости. Все инструменты государственного регулирования регионального рынка труда можно разделить на следующие группы:

административные инструменты, которые основываются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения или принуждения.

Организационные инструменты, используемые государством с целью создания социально-экономических условий для участников рынка труда, при которых им проще заключать трудовые договора, например: организация работы служб занятости населения; профориентационная работа; обеспечение доступности информации о состоянии рынка труда (ведение единых баз данных по вакансиям в регионах, создание информационного интернет-портала «Работа в России»);экономические инструменты, призванные создать экономические стимулы у участников рынка труда, и таким образом скорректировать их поведение для достижения полной занятости.

Вопрос о степени государственного присутствия на рынке труда является спорным. С одной стороны, необходимость государственного регулирования регионального рынка труда обусловлена наличием ситуаций, в которых действие рыночного механизма является неэффективным. В научной литературе такие ситуации получили название несостоятельности рынка или фиаско рыночного механизма. Многие российские исследователи считают участие государства в регулировании рынка труда обязательным. Например, С.Я. Некрестьянова считает, что рынок труда обладает слабой способностью саморегулирования, что выражается в несбалансированности спроса и предложения рабочей силы и росте безработицы[11,с.5]. Аналогичной точки зрения придерживается Л.О. Ильина, считающая, что «рыночная самонастройка не может обеспечить всех выходящих на рынок труда подходящей работой»[12,с.2]. Наиболее радикальную позицию в вопросах государственного регулирования рынка труда занимает Л.И. Алонкина, по мнению которой, рынок труда в России пока еще является квазирынком, а потому государственная политика должна быть направлена на усиление его регулирования[13,с.3].

Однако, следует помнить, что активное вмешательство государства в функционирование регионального рынка труда не обязательно означает его эффективное регулирование. Сторонниками минимизации государственного вмешательства в функционирование рынка труда являются В.Е. Гимпельсон и РИ. Капелюшников, по мнению которых «российский рынок труда был и остается чрезвычайно зарегулированным. Этот вывод подтверждают интегральные оценки жесткости (гибкости) трудового законодательства, которые разрабатываются и публикуются различными международными организациями (такими как Всемирный банк, МОТ и др.).

Наиболее основательной, на наш взгляд, является позиция исследователей, указывающих на необходимость сочетания государственного регулирования и рыночного саморегулирования рынка труда. Такой же позиции придерживаются А.П. Егоршин и А.Л. Мазин: «Государственная политика на рынке труда должна быть направлена на поиск оптимального сочетания государственного регулирования с усилением рыночного регулирования социально-трудовых отношений...»[14,с.26].

Традиционно регулирование рынка труда в Российской Федерации осуществляется в виде принятия нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы занятости, то есть преимущественно административными методами. Как справедливо было отмечено Л.И. Алонкиной, «в России регулирование рынка труда до сих пор не получило адекватного современному уровню социально-экономического развития отражения в правительственных документах и федеральных законах. Существующая нормативно-правовая база пока не образует целостной системы...»[13,с.3]. Органы государственной власти Российской Федерации задают основные направления в сфере регулирования рынка труда, которые находят свое продолжение в законотворческой деятельности региональных органов государственной власти. За органами государственной власти субъектов Федерации закреплены значительные полномочия в вопросах регулирования занятости, в пределах которых они самостоятельны, главное, чтобы их решения не противоречили федеральному законодательству и не ухудшали положения экономически активного населения. Однако такая законотворческая самостоятельность региональных властей в вопросах регулирования рынка труда приводит к значительномуразделению субъектов Федерации по степени государственного вмешательства в функционирование рынка труда. В одних регионах сильно развито законодательство в сфере труда и занятости, в других — практически отсутствует. Значит ли это, что в тех субъектах Российской Федерации, где принято значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения, рынок труда функционирует более эффективно (близок к состоянию полной занятости), и, напротив, в регионах, где законодательство в сфере занятости почти не разработано, рынок труда разбалансирован и характеризуется высокой напряженностью? В этой работе мы предложим свою точку зрения по данному вопросу.

Степень присутствия государства на рынке труда существенным образом зависит от действия ряда экономических факторов(сложившегося уровня оплаты труда; величины ВРП; структуры экономики региона; развития инновационного сектора экономики; объема и структуры инвестиций; развития предпринимательства), социально-демографическихфакторов (развития социальной инфрастуктуры; численности постоянного населения; половозрастной структуры населения; естественного и миграционного движения населения; уровня урбанизации экономики региона), политических факторов(представления региональных властей о границах государственного присутствия в экономике) и национальных особенностей организации хозяйственной жизни конкретного региона.

Все субъекты Российской Федерации могут быть разделены на несколько групп в зависимости от степени участия государства в регулировании регионального рынка труда:

регионы с сильным государственным вмешательством, регионы с умеренным государственным вмешательством, регионы со слабым государственным вмешательством. Для проведения классификации регионов по степени государственного регулирования рынка труда нами был проведен контент-анализ принятых нормативно-правовых актов в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2009 г. по следующим составляющим:

  • наличие региональных законов о занятости; наличие действующих долгосрочных и/или среднесрочных целевых программ содействия занятости населения;
  • наличие законов и/или действующих программ содействия занятости для отдельных социально-демографических групп (инвалидов, молодежи, бывших военнослужащих, лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
  • наличие законов, программ и/или административных регламентов по содействию самозанятости безработных граждан;
  • наличие целевых программ по реализации дополнительных мероприятий для снижения напряженности на рынке труда в условиях мирового финансового кризиса.

Исследование показало, что только в 10 субъектах Российской Федерации приняты собственные законы о занятости населения, как правило, это республики, отражающие в законах некоторые национальные особенности развития и регулирования регионального рынка труда (Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Республика Башкортостан и Республика Тыва), а также города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. В Москве, Республике Тыва и Чеченской Республике законы о занятости были приняты совсем недавно (в конце 2008 — начале 2009 гг.). Остальные же региональные законы о занятости носят устаревший характер, последние поправки во многие из них вносились в 2006 — 2007 гг., а, например, в закон о занятости Республики Хакасия и Кабардино-Балкарской Республики в 2001 и 2002 гг. соответственно.

Больше половины регионов России (50 субъектов) приняли долгосрочные или среднесрочные целевые программы содействия занятости населения, в которых определены цели, задачи и направления политики занятости на соответствующий период. 33 субъекта Федерации по состоянию на 1 ноября 2009 г. не имели подобных программ. Среди них такие регионы, как Брянская область, Ивановская область, Смоленская область, Республика Коми, Ставропольский край, Кировская область, Пермский край, Забайкальский край, Магаданская область, Амурская область, Чукотский автономный округ.

Информация о работе Рынок труда в жизни современного общества