Рынок труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является описание сущности рынка труда, его функций и особенностей формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях, а так же таких его составляющих как занятость и безработица. Так же неотъемлемым условием рассмотрения рынка труда в целом является и акцентирование на состоянии российского рынка труда и его составляющих, закономерностей его изменения и перспектив развития.

Оглавление

Введение 3

Глава 1: Рынок труда
1.1. Понятие рынка труда 5
1.2. Элементы и функции рынка труда 7
1.3. Особенности рынка труда 9

Глава 2: Безработица и занятость населения
2.1. Безработица на рынке труда 12
2.2. Занятость на рынке труда 13
2.3. Службы занятости населения, их структура и функции 15

Глава 3: Рынок труда в России
3.1. Современное состояние российского рынка труда 18
3.2. Безработица на рынке труда 22

Заключение 26

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика 2 курс.doc

— 131.50 Кб (Скачать)
    • более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;
    • создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
    • инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников;
    • стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур).8

На сегодняшний день в России сформировались тенденции устойчивого социально-экономического роста. В 2007 году прирост валового внутреннего продукта составил 8,1 процента, при росте инвестиций в основной капитал - 21,1 процента.9

Структурная перестройка  экономики, рост инвестиций и повышение  потребительского спроса обусловили повышение  спроса на труд. Численность занятых  в экономике возросла за 2003 - 2007 годы с 66 млн. человек до 70,6 млн. человек. Общая численность безработных за указанный период сократилась с 6,2 млн. человек до 4,6 млн. человек.

Правительство РФ активно  участвует в процессе формирования рынка труда путем правильной социально-экономической политики, направленной на развитие рынка труда, повышение эффективности действующих и создание новых рабочих мест. Так приоритетными задачами социально-экономической политики, являются:

  • реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;
  • формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;
  • развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса;
  • создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства.10

В связи с этим возникает  необходимость обеспечения модернизируемых  и вновь создаваемых рабочих  мест необходимыми квалифицированными кадрами.

Концепцией действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. # 568-р, в качестве ключевой задачи государственной политики в области регулирования рынка труда была определена реализация мер в социально-трудовой сфере, позволяющих в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.

Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области  регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Основными задачами государственной  политики в области регулирования  рынка труда являются:

  • содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
  • обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
  • обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
  • содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.11

Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению  экономики и социальной сферы  квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.

Приоритетными направлениями  государственной политики в области  регулирования рынка труда являются:

  • совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;
  • совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
  • обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
  • развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
  • развитие кадрового потенциала;
  • оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
  • стимулирование экономической активности населения;
  • повышение качества рабочих мест.

Реализация положений, предусмотренных государственной социально-экономической политикой, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 5 - 6 процентов экономически активного населения.

Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.

Осуществление специальных  программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве.

Развитие механизмов социального партнерства в целях  содействия занятости населения, повышения  качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и в конечном счете повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

3.2. Безработица  в России

Человеческая жизнь  неразрывно связана с разного  рода опасениями: мы волнуемся за жизнь, здоровье, благополучие своё и близких нам людей. Неудивительно, что и работа, которой современные люди посвящают немало своего времени, также порождает ряд страхов.

Как оказалось, главный  из них – потеря стабильного заработка. Перспектива остаться без работы страшит 16% сотрудников российских предприятий и организаций.

Но как бы страшно  это не было, в период кризиса  многие потеряли работу, и вопрос безработицы  стал наиболее актуальным для большей  части экономического населения. Конкуренция среди соискателей, обострившаяся в связи с экономическим кризисом, заставляет многих россиян задумываться о переквалификации или даже смене профессии. Подавляющее большинство наших сограждан (89%) признаются, что они готовы пройти дополнительное обучение, приобрести новые знания, а возможно, и профессию.

Совершенно новую специальность  готовы освоить 39% россиян. К кардинальным переменам чаще стремится молодёжь до 23 лет (45%). Осваивать профессию  «с нуля» чаще других готовы респонденты с окладом 15-25 тысяч рублей в месяц (51%).12

Безработица – это  социально-экономическое явление, с  которым сталкивается любое государство  и общество. Безработица, обусловлена  жёсткими условиями рынка труда, и по сути своей является процессом  естественным. Повышение же уровня безработицы – это уже государственная проблема, связанная с несовершенством механизмов регулирования и саморегулирования экономической системы. Высокий уровень безработицы со своими последствиями стоит в одном ряду с бедностью и социальной нестабильностью, как самые острые проблемы глобального и национального масштабов.

Безработица, как и  вся экономика в целом носит  цикличный характер – соответственно до тех пор, пока не будет придумано  идеальное средство для предотвращения экономического кризиса, мы постоянно будем сталкиваться с проблемой безработицы. И если экономика свой кризис переживает за 1,5 -2 года, то социальная проблема безработицы ощущается на протяжении 3-5 лет. И стоит она куда более остро, ведь речь идёт о живых людях, которых кривая цикличности экономики выкидывает из привычного русла, оставляя, некоторых, без средств существования.

В нынешнее время, когда  волна мирового экономического кризиса, захлестнув всю мировую экономику, понемногу начинает отступать, проблема безработицы обостряется ещё сильнее.

На протяжении кризиса, начиная с октября 2009 года по нынешнее время, уровень безработицы в  России вырос с 5,6% до 8,2%. За этот период общая численность уволенных  достигла 950 тыс., человек. Цифра конечно  существенная, но в целом этот показатель не на много выше чем в странах Евросоюза и ниже чем у всех стран СНГ. Но статистика отражает лишь верхушку проблемы и если рассматривать безработицу в России в разрезе экономического кризиса, то стоит выделить ряд негативных аспектов.

Во-первых, кризис не только увеличил уровень безработицы, но и  понизил качество занятости. Предприятия  с целью экономии средств снижают  уровень заработной платы, при этом люди ощущая боязнь вообще потерять работу, идут на уступки. Так по данным Международной организации труда в докризисное время из 2,8 млрд., занятых людей в мире около 1,5 млрд., были люди, живущие на уровне бедности проживая на 2$ в день. За период кризиса цифра бедно живущего населения возросла на 300 млн., человек. И если тенденция снижения качества занятости продолжиться – выбраться из кризиса государству будет только сложнее. Тем самым будет затягиваться процесс восстановления экономики, которому потребуются квалифицированные кадры.

Во-вторых, безработица  в России носит не столько цикличный сколько системный характер. Ведь цифра в 2,2 млн. не занятого населения (данные Росстата) не отражают всю глубину проблемы в России. По данным экспертов, в России насчитывается 26 млн., человек, которые нигде не работают и при этом не считаются безработными. Они просто находятся за пределами рынка труда. Эти люди, живущие в основном в малых городах и сёлах, существуют за счёт приусадебных участков и огородов, пенсий своих родителей, детских пособий и случайных заработков. И данная проблема влечёт за собой в большей степени социальные последствия, нежели экономические.13

В-третьих, безработица  в России точно не пойдёт на спад в первой половине 2010 года. По официальным  данным нашу страну ожидает еще, по крайней мере, полмиллиона увольнений.

Сегодняшнее повышение уровня безработицы является этапом выхода из кризиса. Этапом, когда при снижении издержек предприятиями и повышении производительности труда будет высвобождаться рабочая сила.

Повышение уровня безработицы - это проблема, которая всецело ложится на плечи общества. Его ожидают такие последствия, как обострение криминогенной обстановки, усиление социальной напряжённости, рост количества физических и душевных заболеваний, расслоение, снижение трудовой активности. При этом снизится уровень жизни, а работники могут потерять свою квалификацию.

Естественно все проблемы требуют решения. Причём правильные шаги нужны, как со стороны государства  и власти, так и со стороны общества в целом и каждого его члена  в отдельности.

Таким образом, следует выделить те шаги, которые необходимо принять со стороны социума для её преодоления. Первое, это поддержка обществом каждого своего члена. На время безработицы предлагать варианты участия в общественных организациях и занятости в общественно полезном деле.

Второе, попытаться снизить у людей чувство страха перед потерей рабочего места. Всем необходимо понять, что держаться за экономически невыгодную работу – это только затягивать процесс выхода из кризиса и убивать себя, как общественно полезного специалиста. Третье, биржа труда должна начать интенсивнее способствовать трудоустройству граждан и их переквалификации.

Каждый, кто стал безработным  должен осознавать, что это не более  чем временная ситуация. И что  это его шанс изменить жизнь к  лучшему – поменять профессию, обучится новым навыкам или поднять свою квалификацию за счёт обучения, наконец, провести время с семьёй. И набравшись сил покорять новые вершины.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, в данной работе было рассмотрено само понятие рынка  труда, его основные элементы, функции  и особенности формирования. Так же были рассмотрены его неотъемлемые составляющие как занятость и безработица. Был затронут аспект социально-экономической политики государства, которая направлена на улучшение состояния как рынка труда в целом, так и на снижение уровня безработицы. Для России проблемы на рынке труда знакомы всем и каждому и только путем реализации правильной политики государства, включающий ряд мер и положений, описанных в данной работе, может быть улучшено состояние российского рынка труда.

Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения.14

В этих условиях мы должны изучать и применять богатый  опыт промышленно развитых стран  по сокращению безработицы и смягчению  ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является проведение так называемой активной политики, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.2

Информация о работе Рынок труда в России