Рынок труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является описание сущности рынка труда, его функций и особенностей формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях, а так же таких его составляющих как занятость и безработица. Так же неотъемлемым условием рассмотрения рынка труда в целом является и акцентирование на состоянии российского рынка труда и его составляющих, закономерностей его изменения и перспектив развития.

Оглавление

Введение 3

Глава 1: Рынок труда
1.1. Понятие рынка труда 5
1.2. Элементы и функции рынка труда 7
1.3. Особенности рынка труда 9

Глава 2: Безработица и занятость населения
2.1. Безработица на рынке труда 12
2.2. Занятость на рынке труда 13
2.3. Службы занятости населения, их структура и функции 15

Глава 3: Рынок труда в России
3.1. Современное состояние российского рынка труда 18
3.2. Безработица на рынке труда 22

Заключение 26

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика 2 курс.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

-во-вторых, большая роль, которую играют на рынке труда  неденежные факторы – сложность  и престижность, условия труда,  его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.;

-в-третьих, значительное  воздействие, которое оказывают  на рынок труда различные институциональные  структуры – профессиональные  институциональные структуры. К ним относится государство, которое активно регулирует рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости, профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной платы, как правило, в направлении её повышения.

Можно заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нём товара. Проявление рыночных законов на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа услуг труда производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового договора. Поэтому каждый работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда.

Регулирование рынка  труда предполагает воздействие, как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

Под заработной платой в  широком смысле этого слова понимается доход ото фактора производства под названием «труд». В узком смысле этого слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определённого времени – часа, дня и т. д. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА2: БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.

2.1. Безработица на рынке труда.

Безработица – это  явление, органически связанное  с рынком труда. По определению Международной  организации труда – безработным  признаётся любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. К безработным в России относятся лица, достигшие

16 лет и старше, которые  в рассматриваемый период:

    • не имели работы (доходного занятия);
    • занимались поисками работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
    • были готовы приступить к работе.4

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия. К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости. Безработица - не просто отсутствие работы. Она, как неизбежный спутник свободного предпринимательства, ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Безработица сказывается на их экономическом, социальном и психологическом состоянии. И хотя она может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Более того, сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии) и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто-напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь.

В целом уровень безработицы  складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто  предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет спрос на него. Очевидно, что все они учитывают и возможные выгоды, и ожидаемые издержки в результате принятия тех или иных решений. Темпы роста и уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей различны, в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально-должностным группам, источники дохода, не связанные с основной работой.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают  необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

 

2.2. Занятость и рынок труда.

 

В отличие от отношений  трудового контроля, связанных с условиями распределения работы между группами занятых и воспроизводства особого трудового порядка, отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:

    • поиск работы и рабочей силы;
    • порядок найма и высвобождения работников;
    • условия и содержание труда;
    • установление уровня его оплаты и формы сопутствующих льгот;
    • обучение и подготовка кадров вне производства на рабочих местах;
    • горизонтальная и вертикальная профессиональная мобильность (перемещение и продвижение).5

Сфера оплачиваемой занятости  характеризуется понятием «рынок труда». Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определённой территории, отрасли или группы профессий. Исключение составляют категории вне рынка труда, а именно:

    • занятые в домашнем натуральном хозяйстве;
    • занятые благотворительной работой без оплаты труда;
    • занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключённые;
    • учащиеся дневных отделений вузов.

Важно подчеркнуть, что  занятость не просто выражает соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных  с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Сфера занятости, следовательно, может быть представлена как плоскость столкновения действий нанимателей и нанимающихся.

2.3. Службы занятости населения, их структура и функции.

 

Реализация конституционных прав граждан России на свободный выбор занятости и защиту от безработицы независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических и религиозных убеждений требует создания и деятельности государственного органа по вопросам занятости населения. В соответствии с действующим законодательством такая структура – Государственная служба занятости населения России была создана 19 апреля 1991 г. на базе ранее существовавших бюро по трудоустройству населения как федеральная государственная служба на территории Российской Федерации, которая, являясь органом исполнительной власти. 6

Государственная служба занятости  населения России осуществляет:

    • оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
    • разработку и реализацию федеральной, территориальных (краёв, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а так же граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
    • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
    • организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
    • социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании.

Услуги, связанные с  содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости  бесплатно.

Основные задачи службы занятости:

    • содействие поиску подходящего рабочего места (как временного, так и постоянного), профессиональное консультирование и обучение безработных новым специальностям;
    • квотирование рабочих мест для инвалидов, молодёжи, демобилизованных военнослужащих и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной защите;
    • информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;
    • территориальное перераспределение работников;
    • помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;
    • осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.

Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, ведётся за счёт средств Государственного фонда занятости населения РФ, который является внебюджетным социальным фондом и федеральной государственной  собственностью. В соответствии с  действующим законодательством он формируется за счёт следующих источников: обязательных страховых взносов работодателей; обязательных страховых взносов с заработка работающих; ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; добровольных взносов юридических и физических лиц; других поступлений, включая штрафные санкции.

Размеры обязательных страховых  взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в  федеральную часть фонда занятости, а также категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объёмом доходов и расходов фонда занятости и отчёт об их исполнении утверждаются федеральными законами по представлению Правительства Российской Федерации.

Развитие рыночных отношений  способствует созданию негосударственных  структур занятости частного характера, которые условно можно разделить  на: коммерческие агентства по подбору  персонала, имеющие цель получение  прибыли; учреждения, которые не преследуют коммерческие цели (при учебных заведениях, при профсоюзах, при ассоциациях работодателей, при религиозных органах и др.). Данные формирования на рынке труда способствуют удовлетворению потребностей предприятий в тех или иных специалистах ( как правило, данная услуга осуществляется за плату с предприятий); кроме того они помогают гражданам подобрать подходящую работу.

В процессе своей деятельности негосударственные структуры оказывают  большой спектр услуг консультационного  характера, проводят работу, связанную с выявлением потребностей и возможностей конкретного человека или работодателя. Деятельность частных бирж труда в определённой степени регламентируется законодательством о занятости, поскольку оказание услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов государственной службы занятости. 

 

 

 

 

ГЛАВА 3: РЫНОК  ТРУДА В РОССИИ.

3.1. Современное  состояние рынка труда в России.

Начало становлению  рынка труда в России формально  было положено принятым в апреле 1991 г. Законом о занятости населения, провозгласившим, что "гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду", а "принуждение к труду в какой-либо форме не допускается".

Закон фактически установил  право человека быть собственником  своей рабочей силы (владеть, распоряжаться ею, использовать ее), отразив изменение социальных ролей работодателя и работника. Именно с того момента российский рынок труда начал активно расти и развиваться.

Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику переходной экономики, национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое воздействие государства. Законодательная деятельность государства  охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.7

В мировой науке и  практике уже давно сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого более широкого контекста. Так, документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости:

Информация о работе Рынок труда в России