Рынок труда и занятость

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. Рынок - это не географическое место, а процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества товара (спроса и предложения). Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов - рабочей силы и средств производства между различными сферами их применения, осуществляемого в соответствии с волей потребителя.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….....3
ГЛАВА 1. Рынок труда: понятие и структура…………………………………....5
1.1 Рынок труда и его сущность…………………………………….......5
1.2 Структура рынка труда и его регулирование……………..……......7
ГЛАВА 2. Занятость населения и безработица в современных условиях….....13
2.1 Формы, причины и масштабы безработицы………………...….....13
2.2 Роль государства в обеспечении занятости……………...…….…..21
2.3 Рынок труда в России: особенности и перспективы развития…...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...……………...……….30

Файлы: 1 файл

Копия (2) курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Возрастной  состав безработных. Средний возраст безработных в сентябре 2011г. составил 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,1% (в августе 2011г. - 31,2%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,2%, 20-24 лет - 20,9%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (25,1%) и 20-24 лет (12,1%). По сравнению с августом 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 3,4 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1,7 процентного пункта.

               

Рис.4

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в сентябре 2011г. составил 13,5%, в том числе среди городского населения - 12,3%, среди сельского населения - 16,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,9 раза, сельского населения - 2,0 раза.[10]

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, на 27 октября 2011 года составила 1,2 миллиона человек, сообщила министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова в ходе правительственного часа в Госдуме. По сравнению с предыдущей неделей численность официально зарегистрированных безработных практически не изменилась. По словам главы ведомства, по состоянию на октябрь 2011 года экономически активное население России составляет 76,6 миллиона человек, или более 54% населения страны. Голикова отметила, что в настоящее время уровень безработицы вышел на уровень 2008 года за счет принятых мер во время кризиса, которые реализуются и сейчас.[9] Роль государства в обеспечении занятости мы рассмотрим в следующем параграфе.  
 
 

2.2 Роль государства в обеспечении занятости

    Общепризнанная  в мире возрастающая роль человеческого фактора в развитии экономики определяет и роль государственного управления в сфере труда и занятости. Эти вопросы в условиях социально-экономического кризиса, охватившего Россию в 90-е гг. XX в., приобретают особо важное значение. Конституция РФ безусловного права на труд не провозглашает, но подчеркивает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; праве на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискредитации; устанавливает введение федеральным законом минимального размера оплаты труда, ниже которого оплата запрещена; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; признает право работающих на забастовку.

    Минимальный размер оплаты труда устанавливается  Федеральным Собранием РФ с целью  защиты работников с низкой квалификацией  и обеспечения минимального прожиточного минимума. Однако минимальный уровень  заработной платы фактически упал ниже стоимости минимальной потребительской корзины, учитывающей лишь самые основные потребности человека, и даже ниже уровня бедности, определяемого физиологическим минимумом потребления.

    В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением законодательства о труде создана Федеральная инспекция при Министерстве труда и социального развития РФ, образующая совместно с отраслевыми и государственными инспекциями труда субъектов РФ, районов и городов единую систему контроля и надзора за выполнением трудового законодательства всеми предприятиями всех форм собственности. Подразделения трудовой инспекции контролируют соблюдение законодательства о социальном страховании, об охране труда, о занятости, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о коллективных договорах и соглашениях. На эти подразделения возложена защита работников от незаконных действий со стороны работодателей и должностных лиц, в том числе приостановление работы подразделений при выявленных нарушениях и наложение на виновных штрафов. [8]

    Функции службы занятости многообразны:
  1.  Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации  в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке  информации, оставляет время для  разбора различных вариантов  принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

  1. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.
  2. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.

 Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

  1. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.

 В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

  1. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
  2. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

В законе определен статус безработного, которым  является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство  не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

  1. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии.
  2. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.
  3. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий.
  4. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

    Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства  населения.

    Система анализа и регулирования рынков труда имеет целью улучшение занятости работников на предприятиях для обеспечения эффективного использования трудового потенциала и предотвращения безработицы сверх допустимого уровня в целом по региону. При разработке и осуществлении соответствующих мероприятий предприятия нуждаются в организационной и экономической поддержке со стороны местных и региональных органов власти по двум взаимосвязанным направлениям: первое - содействие в поиске заказчиков - потребителей производимой продукции и поставщиков материалов, а также в предоставлении налоговых льгот и кредитов в целях развития производства; второе - помощь в укомплектовании недостающими работниками и в трудоустройстве высвобождаемых. Тем самым обеспечивается взаимодействие систем анализа и регулирования региональных рынков труда с системами управления персоналом на предприятиях при осуществлении функций определения структуры персонала и потребности в работниках, подбора и укомплектования личного состава работников, организации служб управления персоналом на предприятиях. Подробнее о перспективах и особенностях рынка труда в России мы узнаем в следующем параграфе.

2.3 Рынок труда в  России: особенности  и перспективы  развития

    Российский  рынок труда имеет много особенностей. Он формируется на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время, и несет на себе отпечаток прошлых подходов к профессиональной подготовке, распределению и перераспределению рабочей силы и ее цены. Развитие российского рынка труда происходит в условиях  общего кризиса и большего удельного веса теневой экономики с ее теневым рынком труда. По оценкам МВД, в 2010г. численность профессиональной теневой активности составляла примерно 9 млн человек, или около 14% всех занятых в экономике России. Следует отмстить, что статистика нс способна объективно рассматривать масштабы теневой занятости в стране. На современном этапе, по разным оценкам, в России производится от 35 до 50% ВВП в теневом секторе экономики. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости.

    Рынки труда в России весьма существенно  различаются в разных регионах. Эти  различия обусловлены как общеэкономическим  состоянием регионов, спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионах (убыточные, стратегически важные объекты, новые перспективные организации и т.п.), так и природно-климатическими условиями, наличием полезных ископаемых и другими факторами.

    Российский  рынок труда не сбалансирован: с  одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является труднодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.

      Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

      В реальной экономической жизни на формирование и динамику рынка труда воздействует целый комплекс факторов, которые приведены на рисунке5.[6.C.59] 

   

   Рис.5 Классификация факторов, воздействующих на рынок труда 

    Рынок труда, являясь органической составной  частью рыночной экономики, так же как  и рынки других ресурсов, не может в своем развитии не зависеть от состояния и развития этих рынков (рынка капитала, рынка финансов, рынка жилья и др.), которые определяют меру свободы движения рабочих мест (их создания и ликвидации) и перелива (высвобождения, перераспределения) рабочей силы между сферами занятости, отраслями хозяйства и по территории. Например, обесценение накоплений в результате инфляции, высокая стоимость кредитов приводят к резкому падению инвестиционной активности и в результате — к стагнации существующей системы рабочих мест: новые рабочие места в производственной сфере практически не создаются, а существующие быстро сокращаются, морально и физически устаревают.

    Следует, что государственная политика в области регулирования занятости населения, его социальной защиты и совершенствования организации рынка труда должна не формироваться изолированно как относительно самостоятельная подсистема государственного управления, а составлять неотъемлемую часть стратегии социально-экономического развития.

    Государственная политика занятости должна формироваться  таким образом, чтобы, с одной  стороны, обеспечивать предоставление работы всем нуждающимся в оплачиваемом труде, а с другой стороны, побуждать  добровольный уход из сферы производства товаров и услуг, стимулировать сокращение скрытой безработицы путем формирования социально обоснованной незанятости (уход за детьми, престарелыми, инвалидами, досрочный выход на пенсию и т.п.). Содержание населения этой группы должно взять на себя государство, используя систему социальной помощи и страхования.

Информация о работе Рынок труда и занятость