Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:56, курсовая работа
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. Рынок - это не географическое место, а процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества товара (спроса и предложения). Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов - рабочей силы и средств производства между различными сферами их применения, осуществляемого в соответствии с волей потребителя.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….....3
ГЛАВА 1. Рынок труда: понятие и структура…………………………………....5
1.1 Рынок труда и его сущность…………………………………….......5
1.2 Структура рынка труда и его регулирование……………..……......7
ГЛАВА 2. Занятость населения и безработица в современных условиях….....13
2.1 Формы, причины и масштабы безработицы………………...….....13
2.2 Роль государства в обеспечении занятости……………...…….…..21
2.3 Рынок труда в России: особенности и перспективы развития…...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...……………...……….30
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в сентябре 2011г. составил 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,1% (в августе 2011г. - 31,2%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,2%, 20-24 лет - 20,9%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (25,1%) и 20-24 лет (12,1%). По сравнению с августом 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 3,4 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1,7 процентного пункта.
Рис.4
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в сентябре 2011г. составил 13,5%, в том числе среди городского населения - 12,3%, среди сельского населения - 16,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,9 раза, сельского населения - 2,0 раза.[10]
Численность
безработных, зарегистрированных в органах
службы занятости, на 27 октября 2011 года
составила 1,2 миллиона человек, сообщила
министр здравоохранения и социального
развития РФ Татьяна Голикова в ходе правительственного
часа в Госдуме. По сравнению с предыдущей
неделей численность официально зарегистрированных
безработных практически не изменилась.
По словам главы ведомства, по состоянию
на октябрь 2011 года экономически активное
население России составляет 76,6 миллиона
человек, или более 54% населения страны.
Голикова отметила, что в настоящее время
уровень безработицы вышел на уровень
2008 года за счет принятых мер во время
кризиса, которые реализуются и сейчас.[9]
Роль государства в обеспечении занятости
мы рассмотрим в следующем параграфе.
2.2 Роль государства в обеспечении занятости
Общепризнанная в мире возрастающая роль человеческого фактора в развитии экономики определяет и роль государственного управления в сфере труда и занятости. Эти вопросы в условиях социально-экономического кризиса, охватившего Россию в 90-е гг. XX в., приобретают особо важное значение. Конституция РФ безусловного права на труд не провозглашает, но подчеркивает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; праве на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискредитации; устанавливает введение федеральным законом минимального размера оплаты труда, ниже которого оплата запрещена; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; признает право работающих на забастовку.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным Собранием РФ с целью защиты работников с низкой квалификацией и обеспечения минимального прожиточного минимума. Однако минимальный уровень заработной платы фактически упал ниже стоимости минимальной потребительской корзины, учитывающей лишь самые основные потребности человека, и даже ниже уровня бедности, определяемого физиологическим минимумом потребления.
В
целях обеспечения
Для эффективного
осуществления этих задач необходимо
комплексное внедрение
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
В настоящее
время уровень профессиональной подготовки
занятого населения достаточно низок.
При значительном высвобождении с предприятий
работников потребуется организация курсов
ускоренной их подготовки и переобучения
по краткосрочной программе. Служба занятости
и соответствующие органы по подготовке
кадров, исходя из потребностей административно-
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
Таким
образом, функции Государственной
службы занятости значительно
Система анализа и регулирования рынков труда имеет целью улучшение занятости работников на предприятиях для обеспечения эффективного использования трудового потенциала и предотвращения безработицы сверх допустимого уровня в целом по региону. При разработке и осуществлении соответствующих мероприятий предприятия нуждаются в организационной и экономической поддержке со стороны местных и региональных органов власти по двум взаимосвязанным направлениям: первое - содействие в поиске заказчиков - потребителей производимой продукции и поставщиков материалов, а также в предоставлении налоговых льгот и кредитов в целях развития производства; второе - помощь в укомплектовании недостающими работниками и в трудоустройстве высвобождаемых. Тем самым обеспечивается взаимодействие систем анализа и регулирования региональных рынков труда с системами управления персоналом на предприятиях при осуществлении функций определения структуры персонала и потребности в работниках, подбора и укомплектования личного состава работников, организации служб управления персоналом на предприятиях. Подробнее о перспективах и особенностях рынка труда в России мы узнаем в следующем параграфе.
2.3 Рынок труда в России: особенности и перспективы развития
Российский рынок труда имеет много особенностей. Он формируется на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время, и несет на себе отпечаток прошлых подходов к профессиональной подготовке, распределению и перераспределению рабочей силы и ее цены. Развитие российского рынка труда происходит в условиях общего кризиса и большего удельного веса теневой экономики с ее теневым рынком труда. По оценкам МВД, в 2010г. численность профессиональной теневой активности составляла примерно 9 млн человек, или около 14% всех занятых в экономике России. Следует отмстить, что статистика нс способна объективно рассматривать масштабы теневой занятости в стране. На современном этапе, по разным оценкам, в России производится от 35 до 50% ВВП в теневом секторе экономики. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости.
Рынки
труда в России весьма существенно
различаются в разных регионах. Эти
различия обусловлены как
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является труднодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.
Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.
В реальной экономической жизни на формирование
и динамику рынка труда воздействует целый
комплекс факторов, которые приведены
на рисунке5.[6.C.59]
Рис.5
Классификация факторов, воздействующих
на рынок труда
Рынок труда, являясь органической составной частью рыночной экономики, так же как и рынки других ресурсов, не может в своем развитии не зависеть от состояния и развития этих рынков (рынка капитала, рынка финансов, рынка жилья и др.), которые определяют меру свободы движения рабочих мест (их создания и ликвидации) и перелива (высвобождения, перераспределения) рабочей силы между сферами занятости, отраслями хозяйства и по территории. Например, обесценение накоплений в результате инфляции, высокая стоимость кредитов приводят к резкому падению инвестиционной активности и в результате — к стагнации существующей системы рабочих мест: новые рабочие места в производственной сфере практически не создаются, а существующие быстро сокращаются, морально и физически устаревают.
Следует, что государственная политика в области регулирования занятости населения, его социальной защиты и совершенствования организации рынка труда должна не формироваться изолированно как относительно самостоятельная подсистема государственного управления, а составлять неотъемлемую часть стратегии социально-экономического развития.
Государственная политика занятости должна формироваться таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечивать предоставление работы всем нуждающимся в оплачиваемом труде, а с другой стороны, побуждать добровольный уход из сферы производства товаров и услуг, стимулировать сокращение скрытой безработицы путем формирования социально обоснованной незанятости (уход за детьми, престарелыми, инвалидами, досрочный выход на пенсию и т.п.). Содержание населения этой группы должно взять на себя государство, используя систему социальной помощи и страхования.