Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 4
1.1. Понятие инвестиций и их сущность 4
1.2. Классификация инвестиций 9
1.3. Методы формирования инвестиционного климата 13
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Тенденции и эффективность иностранных инвестиций 16
2.2. Основы для привлечения инвестиций 21
2.3. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий 26
3. РЕКОМЕНДАЦИИ О ВЫХОДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

иНВЕСТИЦИИ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Основной целью белорусского правительства является повышение  уровня жизни населения за счет эффективного развития и использования человеческого капитала, технологической модернизации, структурной перестройки и, в конечном счете, повышения конкурентоспособности.

Несмотря на то, что  термин «среднее предприятие» часто  используется в официальных документах, белорусское правительство, как и правительство Российской Федерации, не приняло официального законодательного или статистического определения «средних предприятий».

В 2007 году общее число  малых предприятий в Беларуси выросло на 13580 единиц по сравнению  с 2006 годом и достигло 51240 (рост составил 36%).

Подавляющее большинство  средних и малых предприятий  представляет собой частные предприятия (94,1%), тогда как только 2,6% находятся в собственности государства и 3,3% – в иностранной собственности74. Сектор характеризуется низкими уровнями развития средних предприятий, как считается, ориентированных на рост – так называемое «отсутствующее среднее». Малые предприятия и микропредприятия обычно осуществляют поставки на относительно малые местные рынки, адаптируют базовые и неформальные технологии и часто имеют низкие уровни совокупной производительности (ЮНКТАД, 2006b).

В Беларуси имеется более 200000 индивидуальных предпринимателей. Большинство из них являются неформальными и работают как розничные и уличные торговцы. Среди основных видов их деятельности – торговля товарами через открытую границу с Россией. В конце 2006 года, Президент издал Указ № 760, предписывающий, чтобы большинство индивидуальных предпринимателей, имеющих собственное дело, зарегистрировали или перерегистрировали свой бизнес путем преобразования его в частные унитарные предприятия (микропредприятия или любые другие предусмотренные законодательством юридические лица).

Цель заключается в  том, чтобы облегчить преобразование индивидуальных предпринимателей в  унитарные предприятия и для  закрепления формализации таких  видов деятельности.

Несмотря на то, что  число средних и малых предприятий  быстро растет, их вклад в общее производство товаров и услуг в Беларуси все еще крайне мал, представляя только около 8,2% валового внутреннего продукта в 2007 году.

По данным Министерства статистики наиболее прибыльными видами деятельности для малых предприятий в Беларуси являются недвижимость, связь, а также материально-техническое снабжение и сбыт. Они показывают уровень прибыльности от 26 до 45%, но вносят малый вклад в общий объем производства и занятость. Среди видов деятельности, которые составляют большую часть общего объема производства, только торговля и общественное питание могут гордиться уровнями прибыльности, превышающими 20%.

За последние годы диалог между государством и частным  сектором по вопросам, относящимся  к развитию предпринимательства, стал более интенсивным, и органы власти реализуют изменения, которые часто относятся, прямо или косвенно, как минимум к некоторым из проблем, выраженных деловыми кругами.

Начиная с середины 1990-х  годов одно из основных направлений  государственной поддержки малого бизнеса в Беларуси – развитие общественной инфраструктуры поддержки МСП. Оно направлено наказание помощи МСП на всех фазах предпринимательской деятельности с основания до обретения финансовой независимости. В Беларуси множество государственных и негосударственных органов оказывают услуги разного рода в поддержку предпринимательской деятельности и средних и малых предприятий. Ниже приведен краткий обзор организаций и предоставленных услуг:

В Беларуси множество  государственных и негосударственных  органов оказывают услуги разного рода в поддержку предпринимательской деятельности и средних и малых предприятий. Ниже приведен краткий обзор организаций и предоставленных услуг:

  • Бизнес-инкубаторы представляют собой специальные средства поддержки предпринимательства, предназначенные для создания благоприятных условий существования и развития МСП.
  • Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) представляет собой  государственную и неправительственную организацию, которая нацелена на защиту интересов белорусских бизнесменов, а также иностранных бизнесменов, работающих в Беларуси.
  • Белорусский союз предпринимателей объединяет более 17000 членов, включая 800 активных членов из глав корпораций, индивидуальных предпринимателей, экономистов и журналистов, которые принимают активное участие в программах поддержки бизнеса в качестве экспертов.
  • Национальный совет белорусского профсоюза предпринимателей «садружнасць» («содружество») оказывает поддержку предпринимательской деятельности, включая устранение проблем, возникающих у средних и малых предприятий в их взаимодействии с государственной администрацией
  • Конфедерация промышленников и предпринимателей представляет собой некоммерческую зонтичную организацию для 11 союзов и ассоциаций бизнеса в Беларуси, представляющих более 5000 предприятий и организаций.
  • Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (мссПиР) объединяет 580 членов, включая владельцев, директоров и ведущих специалистов акционерных обществ, частных, иностранных и совместных предприятий из Минска и Минской области.
  • Бизнес союз предпринимателей и работодателей имени проф. Кунявского (БсПР) представляет собой неправительственную некоммерческую организацию по координации предпринимательской деятельности и защите интересов ее членов
  • Республиканская конфедерация предпринимательства (РКП) является крупнейшей деловой ассоциации в Беларуси (МССПиР, БСПР, областные коммерческие ассоциации Бреста, Гродно, Могилева и Витебска, Совет белорусского профсоюза «Садружнасць», а также ряд других ассоциаций).
  • Бизнес-портал, основанный на web-сайте, bel.biz, был создан в 2005 году Международной финансовой корпорацией (МФК) с финансовой помощью Шведского агентства по сотрудничеству в области международного развития (SIDA) и в сотрудничестве со 100 партнерами, включая правительство, консультирующие компании, банки и коммерческие ассоциации.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ О ВЫХОДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА

Беларусь может предложить инвесторам многое – обширный местный  рынок, привилегированное географическое положение, развитую транспортную инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу и искреннюю приверженность улучшению инвестиционного климата. Предприниматели – местные и иностранные – согласились, что правительственные реформы за последние два года явно снизили законодательное и административное бремя, возлагаемое на бизнес. Процессы упрощения регулирования бизнеса, отмена «правила золотой акции», упрощение налоговой системы для малых и средних предприятий, а также новые схемы поощрения для привлечения инвестиций в высокотехнологичные секторы и наименее развитые области страны иллюстрируют размах реформ.

Тем не менее, частные  инвестиции – как местные, так  и иностранные – все еще  малы по сравнению с большинством других стран СНГ.

Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций и обновление местного государственного и частного сектора, в том числе через ПИИ, требует устранения остающихся замедляющих факторов, таких как чрезмерное регулирование деловой активности, неадекватность режима конкуренции и присутствие довлеющего контроля заработной платы и цен. Оно требует также эффективных и целенаправленных консультаций, координации и реализации таким образом, чтобы недавние и будущие реформы могли достичь среднего уровня управления для снижения уровней бюрократии, а также в региональную и местную администрацию, где все еще существуют узкие места и преобладающее предпочтение плановой экономики.

Стратегия может быть разделена на четыре комплекса мер, направленных на усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым иностранным инвестициям; улучшение общего инвестиционного климата; устранение препятствий для развития малых и средних предприятий; утверждение целенаправленной политики для стимулирования развивающей роли прямых иностранных инвестиций для сектора средних и малых предприятий.

Основные рекомендации стратегического подхода могут быть обобщены следующим образом:

  1. Усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым иностранным инвестициям потребует:
    • Приведение отношения к инвесторам и их защиты в соответствие с международными стандартами.
    • Согласование регионального и национального инвестиционного законодательства.
    • Укрепление инфраструктуры для содействия инвестициям.
  2. Улучшение инвестиционного климата в таких областях, как:
    • Общее налогообложение.
    • Рабочая сила.
    • Занятость иностранцев.
    • Право собственности на землю.
    • Конкуренция.
    • Лицензирование.
  1. Устранение препятствий для развития средних и малых предприятий является ключевым фактором для повышения способности местных средних и малых предприятий к успешному противостоянию конкуренции со стороны транснациональных корпораций, внедрению новых технологий и методов производства, а также использованию доступа к новым рынкам через ПИИ. Таким образом, предполагаемая стратегия рекомендует Правительству обратить внимание на следующие ограничения в отношении средних и малых предприятий:
    • Налогообложение средних и малых предприятий.
    • Контроль над ценами.
    • Сложность и изменчивость регулирования, отчетности и других мер административного контроля.
    • Образование и навыки ведения бизнеса.
  1. Политика таргетирования для стимулирования вклада прямых иностранных инвестиций для развития сектора средних и малых предприятий предполагает следующие шаги.
    • Привлечение прямых иностранных инвестиций в конкретные сектора.
    • Укрепление местной поглощающей способности.
    • Разработка конкретной политики установления связей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономика страны находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим крахом. В этой связи осуществление комплекса мероприятий по интенсификации инвестиционной деятельности в производственной сфере, привлечение внутренних и внешних источников финансирования являются чрезвычайно актуальными.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт.

Поэтому включение  Беларуси в мировое хозяйство  и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни белорусов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. А. Илларионова. Основные тенденции развития мировой экономики в 1950-1996 гг.
  2. Газета «Основы экономики». – №10/97.
  3. Государственная инвестиционная программа на 2003 год. Постановление совета министров Республики Беларусь от 24 января 2003 г. – N 84.
  4. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб, 1992.
  5. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. – СПб, 1994.
  6. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. – N37-З.
  7. Международные инвестиции и международные закупки. Есипов В.Е., Маховикова Г.А. – СПб, 1998.
  8. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. // Белорусский экономический журнал. – №2. – 2000.
  9. Постановление совета министров Республики Беларусь «Об утверждении Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года».
  10. Стратегия устойчивого национального развития Республики Беларусь.
  11. Теория национальной экономики: Учеб. пособие: В 3 ч. Ч. 1 / Под ред. И.М. Лемешевского. – Мн., 1994.
  12. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» // Под ред. доц. Булатова. – М.: Издат-во БЕК, 1997.
  13. Экономическая теория: системный курс: Учеб. пособие для эк. спец. вузов // Под ред. Плотницкого М.И., Тура А.Н. – Мн.: Мисанта, 2000.
  14. Экономическая теория: Учебник // Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2001.

Информация о работе Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий