Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:32, курсовая работа
Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 4
1.1. Понятие инвестиций и их сущность 4
1.2. Классификация инвестиций 9
1.3. Методы формирования инвестиционного климата 13
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Тенденции и эффективность иностранных инвестиций 16
2.2. Основы для привлечения инвестиций 21
2.3. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий 26
3. РЕКОМЕНДАЦИИ О ВЫХОДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.
Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).
Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее – в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток.
"Портфельные" инвестиции
– такие капитальные вложения,
доля участия которых в
В ряде случаев международные
Повышение роли портфельных инвестиций
в последнее десятилетие
Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки[9].
На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских.
В 70-80 гг. произошел взрыв роста
международных кредитов, что привело
к образованию мировой
В настоящее время международный
рынок ссудных капиталов
В последние годы на международном
рынке используются нетрадиционные
формы долгосрочного
Существует несколько методик оценки инвестиционного климата, которые используются инвесторами. В основе каждой из них лежит определённая система критериев, анализ каждого из которых и даёт представление об инвестиционной деятельности страны.
Исследования инвестиционного климата проводит ряд международных финансовых и экономических организаций – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Организация экономического сотрудничества и развития, информационные корпорации, различные исследовательские институты.
Инвестиционный климат в Беларуси западными экспертами оценивается невысоко. Так по данным лондонского финансового издания «Euromoney», на март 1994 года Беларусь по привлекательности инвестиционного климата занимала 145 место из 167 мест.
Одним из основных критериев формирования благоприятного инвестиционного климата является наличие полноценной кредитной системы, способствующей концентрации инвестиционных ресурсов и их эффективному распределению. В Республике Беларусь многоуровневая кредитная система только начинает формироваться и носит переходный характер. По сути, проблема состоит в завершении перехода от жёстко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Но этот переход должен осуществляться в меру движения к рыночной организации всей экономики в целом.
Важным элементом командной экономики была подчиненность Центрального банка республики интересам бюджета и первоочередное кредитование его дефицита. Такая ситуация во многом сохраняется и сейчас.
Всё ещё недостаточна роль банков в повышении деловой активности хозяйствующих субъектов. Сегодня белорусские банки сделали далеко не всё для снижения инфляции, развития экономики Беларуси.
Низок удельный вес кредитных операций коммерческих банков. Существуют негативные тенденции и в развитии самих кредитных операций: всё ещё большая часть кредитов идёт не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций: значительная часть кредитов носит краткосрочный характер, отсутствует надёжный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, недостаточное развитие получило залоговое право, поручительства и гарантии, в целом система страхования.
Немногочисленные
Ряд инвестиционных фондов и финансовых компаний строили свою деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну их банкротства и серьёзные претензии со стороны хозяйствующих субъектов и населения[4].
Другие структурные элементы кредитной системы, характерные для большинства промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, благотворительных фондов, ссудо-сберегательных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.
Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Большую роль в инвестиционной привлекательности страны играет состояние законодательства, его соответствие международным требованиям, стабильность, обязательность для всех. Когда отношения субъектов и реформы закрепляются законом, появляется большая вероятность их стабильности и долговечности, у инвесторов появляется уверенность в устойчивости происходящих процессов, и такая страна становится более привлекательной для капиталовложений. В странах, где преобразования проводятся при помощи указов исполнительной власти, процессы носят менее предсказуемый характер.
В настоящее время наше законодательство далеко несовершенно, в нем много «белых пятен», связанных с вопросами собственности и защиты прав собственника. Имеется ряд противоречий в законах о собственности, о предприятиях, между законодательством о приватизации и нормативными документами; не конкретизирована процедура и гарантии для инвесторов, арендующих землю под инвестиционные проекты; многие процедуры в законодательстве неоправданно усложнены. Но всё это исправимо. Главное выполнять закон и цивилизованно его совершенствовать, ибо в противном случае мы непредсказуемы, а следовательно, нестабильны в глазах потенциальных партнеров.
На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный период роста при сохранении экономической модели, основанной на государственном планировании и государственных предприятиях. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения политики и неясная политика по отношению к развитию частного сектора.
С конца 2007 года в попытке поддержания высоких уровней экономического роста Беларусь начала реформы по развитию частного сектора, который в настоящее время составлял только около 25% ВВП. В данном контексте также поставлены амбициозные цели повысить приток ПИИ с 2,6% до 15-20% от общего объема инвестиций (Консультативный совет по иностранным инвестициям, 2008) и попасть в число 25 стран, возглавляющих список рейтинга Всемирного банка по ведению бизнеса «Doing business» к окончанию 2008 года.
С момента провозглашения независимости и до совсем недавнего времени политика, оказывающая воздействие на ПИИ, и, в общем, на развитие частного сектора в Беларуси, носила изменчивый характер.
Неоднозначная позиция по отношению к развитию частного сектора и частые изменения политики на противоположную также выявили проблемы предсказуемости в инвестиционном климате Беларуси, которые оказывают критическое воздействие на частные инвестиции – как местные, так и иностранные.
Всплеск в прямых иностранных инвестициях в 2007 году может быть в значительной степени приписан разовым инвестициям, таким как первый платеж российского государственного предприятия «Газпром» в сумме 625 миллионов долларов США в счет приобретения 50-процентной доли в предприятии «Белтрансгаз» и приобретение предприятием «SB Telecom» за 500 миллионов долларов США принадле жащих государству акций компании мобильной связи МЦС (совместное предприятие, образованное в 1999 году между «SB Telecom», «Белтелеком» и ЗАО «Белтехэкспорт», Вставка I.4). Возможно также, что приток ПИИ был результатом позитивной реакции на начальные реформы, осуществляемые на протяжении последних двух лет. Это подтверждается восприятием заинтересованных в развитии частного сектора, включая иностранных инвесторов, которые сходятся во мнении, что политика последовательно двигалась в направлении снижения ограничений и административного давления на бизнес
Среди реформ, введенных с начала
2008 года: упрощение процесса регистрации
; упразднение сомнительного «
В промышленности приблизительно две трети предприятий находятся в частных руках, включая 2,5% иностранных компаний. Однако, по показателям выпуска продукции и занятости фирмы, находящиеся полностью в частной собственности, представляют только около 13% и 22% от общих показателей соответственно. Совместные предприятия среди государственных предприятий и местных частных предприятий составляют максимальную долю общего выпуска продукции в промышленности, однако крупнейшими нанимателями остаются государственные предприятия, которые составляют 40% общей занятости в промышленности.
Сельское хозяйство является сектором, который в настоящее время сужается и составляет около 8% валового внутреннего продукта. Исторически данный сектор управлялся через систему колхозов и жесткую политику аренды. Со смягчением политики в области аренды земли и собственности на землю в начале 2000-х годов подсобные хозяйства и мелкие частные фермы стали играть важную роль. Эти хозяйства и частные фермы в настоящее время производят почти половину от всей сельскохозяйственной продукции, занимая при этом всего лишь 20% площади земли. Несмотря на рост частного фермерства, сельскохозяйственный сектор прочно удерживается в руках государства, так как три четверти всей сельскохозяйственной деятельности осуществляется контролируемыми государством предприятиями, включая факторы производства и сельскохозяйственные услуги.
К сожалению, рентабельность кооперативов и агропромышленных предприятий – не на должном уровне, что требует субсидий со стороны правительства для поддержания системы. Иностранные инвестиции в данный сектор также весьма ограничены и составляют всего лишь один процент от общего притока ПИИ в период 2002-2007 гг.
Сектор услуг составил 43% от ВВП в 2006 году – показатель, не претерпевавший больших изменений с 1995 года. Услуги, торговля и общественное питание (10,3%), а также транспорт (6,7%) составили самую большую долю в ВВП в 2006 году, что закономерно с 1995 года. Строительные услуги становятся все более и более важными. В 2006 году они составили 7,9% валового внутреннего продукта – отражение строительного бума, который имеет место в настоящее время.
Сектор услуг является сектором, в котором ПИИ являются наиболее заметными, в частности, в банковском деле и сфере связи. В конце 2006 года в Беларуси было 30 банков, большая часть которых представляли собой акционерные общества либо общества с ограниченной ответственностью; 26 банков имели иностранный капитал, включая 10 банков со 100% иностранным участием. Иностранная доля в активах банковского сектора оставалась на уровне 14,7%, и общий совокупный иностранный капитал (прямые и портфельные иностранные инвестиции) в данном секторе составил 7,8% в 2006 году (Центральный банк, 2006). Среди иностранных банков, за исключением «Raiffeisen» (Австрия), главным образом, на белорусский рынок привлекались мелкие банки из ряда стран, включая Польшу («Alpha Bank»), Швейцарию («BelSwissBank») и Литву («Технобанк»).
Информация о работе Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий