Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:32, курсовая работа
Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 4
1.1. Понятие инвестиций и их сущность 4
1.2. Классификация инвестиций 9
1.3. Методы формирования инвестиционного климата 13
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Тенденции и эффективность иностранных инвестиций 16
2.2. Основы для привлечения инвестиций 21
2.3. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий 26
3. РЕКОМЕНДАЦИИ О ВЫХОДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Розничная торговля и строительство представляют собой две другие отрасли сферы услуг, которые получают иностранные инвестиции, хотя и в меньшей степени. ПИИ в сектор розничной торговли Беларуси пришли в форме гипермаркетов, таких как российская компания «Вестер» и FINOX – белорусско-американское совместное предприятие. Недавний подъем в строительстве также привлек иностранные инвестиции. В 2006 году российская фирма «Московская инвестиционная строительная компания» начала реализацию проекта по строительству жилых домов в Минске стоимостью в 161 миллион долларов США. Два других крупных проекта реализуются в настоящее время иранской фирмой «Keyson Prilesie».
Несмотря на то, что занятость, обеспечиваемая транснациональными корпорациями и совместными предприятиями с иностранным участием, составляет лишь малый процент от общей занятости, этот показатель устойчиво рос с начала 1990-х годов. В 2006 году занятость, обеспечиваемая иностранными инвесторами и совместными предприятиями среди государственных и иностранных компаний, достигла общей величины в 180000 работников, или 4,1% от общей занятости. Сравнение с вкладом транснациональных корпораций и совместных предприятий с иностранным участием в общий объем производства товаров и услуг, который находится на уровне 17% (Министерство статистики и анализа, 2007), предполагает более высокие уровни производительности в предприятиях с иностранными инвестициями.
Малые и средние предприятия играют ограниченную роль в экономике и сконцентрированы в секторе розничной торговли. Они особенно подвержены воздействию тяжелого бремени регулирующего законодательства и контроля цен. Они также сталкиваются с трудностями в том, чтобы стать поставщиками не только для крупных транснациональных корпораций, но также и для местной промышленности[6].
Передача технологий включает в себя как физическую передачу машинного оборудования и технологии, так и неосязаемую передачу знаний и навыков. Оценка того, оказали ли ПИИ положительное воздействие в данной области, требует сравнительного анализа таких факторов, как внедрение новых процессов контроля качества, стратегии управления оборотным капиталом «точно-в-срок», уровень автоматизации производства и его высокотехнологичность.
Крупнейшим экспортером в Беларусь является Россия, которая остается единственным источником поставки нефти и природного газа, а также крупным экспортером сырья для производства, например, металла и химических продуктов. Однако в показателях экспорта главенствующее положение России снижается (с 51% общего объема экспорта в 2000 году до 37% в 2007 году) в пользу Европейского Союза, в частности, Нидерландов (страна назначения 18% объема экспорта в 2007 году) и Великобритании (6% объема экспорта в 2007 году). Структура белорусского экспорта, которая не претерпела существенных изменений с течением времени, представлена нефтью и нефтепродуктами (31% общего объема экспорта), машинами и оборудованием (20% общего объема экспорта) и удобрениями (6,3% общего объема экспорта).
Вклад иностранных инвесторов в общую торговлю в Беларуси становится все более и более существенным, в особенности, в свете ограниченного объема ПИИ в экономике. В 2006 году компании с иностранным участием, включая компании, полностью находящиеся в иностранной собственности, составили 33% общего объема импорта (рост по сравнению с 8% в 2000 году) и 24% экспорта (рост по сравнению с 9% в 2000 году).
Беларусь сохраняет
систему прямого
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Беларусь привлекала малые объемы ПИИ по сравнению с большинством стран в регионе. В результате, воздействие ПИИ на общее экономическое развитие было ограничено, за исключением секторов, в которых иностранные инвестиции активно поощрялись, таких, как связь и банковское дело.
С конца 2007 года правительство выступило инициатором нового цикла реформ, направленных на поступательное повышение вклада частного сектора в экономическое развитие. Они включают в себя концентрацию усилий на улучшении делового климата и привлечении растущих объемов и диверсифицированных ПИИ – задачу, которая стала более трудной в результате глобального экономического кризиса. В данной связи, проблема для Беларуси состоит в том, чтобы вернуть доверие инвесторов за счет прозрачного и открытого представления своих целей и политики, как местным, так и иностранным инвесторам.
Правительство Беларуси
сделало привлечение ПИИ
Первые законы, касающиеся инвестиций, были приняты в 1991 году. В то время иностранные и внутренние инвестиции регулировались двумя отдельными законами. В 2001 году два закона были объединены в единый Инвестиционный кодекс. С тех пор правовые основы иностранных инвестиций претерпели изменения, вносимые почти каждый год.
Инвестиционный кодекс представляет собой всеобъемлющий свод правил, которые применяются к инвестиционной деятельности, и устанавливает условия, формы и гарантии, которые составляют часть режима ПИИ.
В соответствии с положениями Инвестиционного кодекса, все секторы национальной экономики открыты для ПИИ, за исключением немногочисленных отдельных отраслей:
Кроме того, иностранные инвестиции в юридические лица, занимающие монопольное положение на белорусском рынке, допускаются только с согласия Министерства экономики[8].
Ограничения на поступление ПИИ также существуют в области страхования и перестрахования, а также в банковской и финансовой деятельности (см. далее в данном разделе). Инвестиционный кодекс устанавливает специальные условия для указанных видов деятельности, а также для государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, расположенных в свободных экономических зонах.
Инвестиционный кодекс устанавливает формы, которые иностранные инвестиции могут принимать в Беларуси, и регулирует все условия их прихода и регистрации. Инвестиции в Беларуси могут осуществляться через иностранный филиал, находящийся в полной собственности, совместное предприятие или предоставление концессии. Другие формы инвестиций могут осуществляться с иным минимальным уставным капиталом и конкретными процедурами по их установлению, как это определено другими статьями законодательства.
Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями может осуществляться либо через регистрацию в качестве юридического лица, либо через приобретение иностранным инвестором доли (акций) существующего юридического лица. Коммерческая организация имеет право владеть филиалами и ассоциированными компаниями, и учреждать филиалы и представительства в Беларуси, которые, однако, не будут иметь статуса юридического лица.
Беларусь приняла политику децентрализованной регистрации, и государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями обычно осуществляется Минским городским исполнительным комитетом и шестью областными исполнительными комитетами (облисполком – один для каждой области Беларуси). В случае с банками и финансовыми учреждениями регистрация осуществляется Национальным банком; Министерство финансов отвечает за регистрацию страховых компаний, а Министерство юстиции – за Торгово-промышленные палаты. Наконец, администрация свободных экономических зон регистрирует иностранных инвесторов в указанных зонах (исключая банки и страховые компании).
Права иностранных инвесторов на приобретение земли регулируются новым Земельным кодексом и Указом Президента № 667 от 2007 года.
Условия регистрации иностранных банков являются прозрачными и не оставляют места для свободы действий. Они объединяют набор объективных критериев, которые устанавливают перечень требуемых документов и квоту участия иностранного капитала. Условием для регистрации является взаимность, позволяющая органам власти отказать в регистрации банка с иностранными инвестициями на том основании, что страна происхождения не допускает белорусские инвестиции в банки, расположенные на ее территории.
Особый режим регистрации иностранных инвесторов в сфере страхования налагает дополнительные условия, которые предусматриваются не единым правовым актом, но предписываются актами сегментного характера и назначения. Дисквалификация иностранных инвесторов в некоторых типах страховой деятельности в сочетании с квотой на участие в уставных фондах (30%) оказывает воздействие на сложность учреждения иностранных страховых компаний в Беларуси. Более того, данный сектор переживает в настоящее время процесс реформирования, который до своего завершения будет подвергать инвесторов рискам, связанным с предсказуемостью.
Несмотря на то, что новый Закон «О свободных экономических зонах» был принят недавно, режим вступления, регламентирующий учреждение инвесторов в свободных экономических зонах, является проблематичным. Закон предусматривает децентрализованную систему, благодаря которой каждая зона имеет свои собственные административные правила.
Кодекс также предусматривает поддержку государством иностранных инвесторов. Она может принимать форму:
a) гарантий Правительства Беларуси;
b) доступа к централизованным инвестиционным ресурсам
c) индивидуальных инвестиционных договоров с государством.
Инвестиционный кодекс
также предусматривает
В соответствии с Кодексом,
иностранные инвесторы
Белорусское законодательство предусматривает ряд различных правовых форм, посредством которых в стране может осуществляться деятельность:
Требования лицензирования стали в Беларуси символом чрезмерно бюрократического подхода к регулированию хозяйственной деятельности.
Белорусская налоговая система в течение длительного времени считалась довольно непривлекательной по причине числа налогов и процедур, необходимых для заполнения налоговых деклараций и уплаты налогов. Однако за последние годы были внесены некоторые улучшения.
Режим прихода иностранных управленцев и инвесторов является либеральным, но процедура найма иностранных работников является крайне обременительной, вовлекает излишнее число разрешающих органов, и выдача разрешений на работу не гарантируется даже после того, как инвесторы успешно пройдут этап лицензирования[8].
Являясь страной, в наибольшей степени пострадавшей от радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году, Беларусь традиционно уделяет большое внимание защите окружающей среды.
Простота выполнения
правительственных
Система охраны и управления интеллектуальной собственности (ИС) в Беларуси является относительно молодой. Однако за несколько лет, прошедших с момента ее создания, Беларусь стремилась к установлению правовых условий для эффективной защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности.
В соответствии с законодательством, запрещенная монополистическая деятельности включает в себя соглашения и действия компаний, затрудняющие конкуренцию, а также злоупотребление доминирующим положением. Первое, однако, не включает в себя вертикальных соглашений между компаниями.
Важно, что соглашения, вовлекающие государство или государственные субъекты хозяйствования, которые могут привести к ограничениям конкуренции, также запрещены. Предоставление освобождения от налогов и других привилегий определенным компаниям на дискриминационной основе возможно, но при условии одобрения со стороны антимонопольного органа.
Информация о работе Роль прямых иностранных инвестиций в развитии средних и малых предприятий