Ресурсы Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 15:49, реферат

Краткое описание

Республика Казахстан располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом. Сегодня Казахстан имеет реально работающую рыночную экономику.

Файлы: 1 файл

Республика Казахстан располагает богатыми запасами полезных ископаемых.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

     В силу  этих обстоятельств, - утверждает  выдающейся американский экономист  и социолог П. Гэлбрейт, сегодня  не может быть свободного рынка  времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера.

     Ниже  мы вернемся к этому вопросу  и рассмотрим его в специальном  разделе. В этой лекции нам  надо уяснить два положения: 1) действие рыночной системы на  примере упрощенной модели чистого капитализма и 2) к какой рыночной системе пытаются прийти бывшие республики бывшего СССР. 
 

Предварительный просмотр 

Преимущества. 1. Рынок  выступает как регулятор общественного  производства. С помощью рынка  происходит приспособление структуры и объема производимого товара к структуре общественных потребностей. С помощью рыночного механизма происходит стихийное распределение факторов пр-ва между различными отраслями, решается, что и в каких количествах производить. 2. Рынок решает, какие условия пр-ва являются общественно необходимыми. Он стимулирует снижение издержек пр-ва, рост производителности труда. 3. Рынок решает, для кого производить товары, каким образом должен решаться вопрос распределения национального дохода между различными отраслями. В центре рынка стоит потребитель. Задача производителя - найти на рынке потребителя своей продукции. Потребитель, используя имеющиеся у него средства, оказывает определённое влияние на то, что производить и куда пойдут товары. 4. Рынок саморегулирующаяся система, способная функционировать в основном без вмешательства государства. 5. Преимущество рынка - гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям. 6. Рынок способствует оптимальному использованию научно-технических достижений, следовательно способствует повышению эффективности пр-ва. Недостатки. 1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. 2. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, т.к. его цель - только получить прибыль. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать ср-ва в пр-во экологически чистых товаров. 3. Рынок не создаёт стимула для пр-ва товаров и услуг общественного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт). 4. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке, т.к. затраты велики, а эффект весьма неопределён, и может быть получен через значительный промежуток времени.

Преимущества и  недостатки рыночной экономики 

В условиях товарного  хозяйства рынок является регулятором  общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д. 

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары. 

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу  предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей. 

Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого  вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения. 

Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства. 

Вместе с тем, было бы большой ошибкой рассматривать  рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и  противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними. 

Стихийное колебание  цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы. 

Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому  не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей среды и т.д. 

Наличие у рыночного  механизма существенных недостатков  приводит к необходимости его  регулирования, главным образом, путем  вмешательства государства в экономическую жизнь.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой  нет тенденции к изменению  рыночной цены или объема продаваемых  благ. 

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем  спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения. 

Когда "потолок  цен" устанавливается ниже равновесной  цены, образуется дефицит (иногда его  называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня. 

Когда минимальные  уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2. 
 
 

Рис. 4.2. Рыночное равновесие 

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и  объем благ.

Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная  цена и равновесный объем блага.

Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

Уменьшение предложения  блага сдвигает кривую предложения  влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага. 

Используя указанные  четыре варианта изменения спроса и  предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку  в случае любых колебаний спроса и предложения. 

Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов. 

Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения  предполагает необходимость:

а) отличать изменение  спроса или предложения, которые  ведут к сдвигу кривой, от изменения  объема спроса или предложения, которые  вызывают движение вдоль кривой;

б) соблюдать все  остальные условия равными, что  требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов. 

Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку  распространяется на определенный фиксированный  период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель. 

Если допустить, что  под воздействием спроса реакция  предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется "паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения. 

Конкуренция - движущая сила экономического развития. По этому признаку выделяются следующие экономические структуры:

совершенная конкуренция  — характеризуется множеством продавцов  и покупателей однородного (стандартизированного) продукта, отсутствием рыночной власти, свободной конкуренцией участников сделок в условиях равнодоступности информации, отсутствием дискриминации и отсутствием неценовой конкуренции (реклама, форма обслуживания и т. п.). Ни один из участников сделок не способен влиять на рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода;

монополистическая конкуренция — характеризуется  значительным числом продавцов и  покупателей, дифференцированностью  продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой  конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы;

олигополии соответствует  небольшое число продавцов, множество  покупателей. Реализуемый продукт  может быть как однороден, так  и дифференцирован. Входные барьеры  трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии;

монополия возникает, если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий  непреодолимы, конкуренция продавцов  отсутствует;

монопсонии соответствует  множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция между покупателями отсутствует. 

     Во  избежание вредного воздействия  монополии на рыночную конкуренцию  их деятельность регулируется  антимонопольным государственным  законодательством.

Информация о работе Ресурсы Республике Казахстан