Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:20, курсовая работа
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяют рыночную структуру. Она характеризуется следующими параметрами:
-количеством и размерами фирм в отрасли;
-характером продукции;
-легкостью входа и выхода из конкретного рынка;
-доступностью информации.
В соответствии с этим выделяют четыре гл
Считается, что долгосрочное равновесие достигнуто, когда выполняются три условия:
-фирма не имеет стимулов для изменения объема производства, т.е. соблюдается краткосрочное равновесие MR = МС;
-фирма
удовлетворена масштабами
-не
существует мотивов,
Обобщив все три условия, получим уравнение долгосрочного равновесия конкурентной фирмы:
Р = MR = MC =minATC
Графическая
иллюстрация долгосрочного
Р,МС,АТС
LMC L ATC
P MR
Q
Рис
6. Равновесие конкурентной
фирмы в долгосрочном
периоде.
На графике видно, что в точке Е соблюдаются все три условия долгосрочного равновесия. Если цена превысит минимальные средние общие издержки, фирмы в отрасли будут получать экономическую прибыль, что привлечет на рынок конкурентов. В результате предложение повысится, а цена понизится до уровня равновесной. И наоборот, при падении цены ниже равновесной, фирмы будут получать прибыль меньше нормальной, что вызовет их отток из отрасли. Предложение понизится, а цена возрастет до уровня равновесной.
Следовательно, можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции экономическая прибыль является временным явлением.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, товар не имеет близких заменителей, и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Кроме того, различают:
-
закрытую монополию,
-
естественную монополию —
-
открытую монополию, когда
-
простую монополию, при
Для удобства анализа мы рассмотрим именно последний вид монополии.
Отметим, что выделение отдельных видов монополии весьма условно, так как некоторые модели могут одновременно принадлежать к нескольким видам.
Сохранению монополии, как рыночной структуры, способствуют барьеры, ограничивающие вход в отрасль. Основными типами барьеров являются:
1)
исключительные права,
2) юридические соглашения, патенты и авторские права;
3)
собственность на весь объем
предложения какого-либо
4) преимущества низких издержек крупного производства. Фирма обладает монопольной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Ограничивая объем продаж, фирма устанавливает более высокую цену на свою продукцию и получает экономическую прибыль. Обладание монопольной или рыночной властью означает, что кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Подобно
совершенной конкуренции
Поэтому при объеме выпуска, максимизирущем прибыль монополиста,
MR = MC < P,
т. е. монополист всегда
Проиллюстрируем эти результаты графически. На рис. 8,а изображены линия спроса на продукцию предприятия-монополиста, кривые его предельной выручки, средних и предельных затрат, а на рис. 8,б - линия общей выручки и общих затрат монополиста.
Рис. 8. Установление монополистом цены на свою продукцию
Монополист получает положительную прибыль в интервале объемов выпуска Q1Q2, где линия общей выручки расположена выше линии общих затрат. Своего максимального значения, равного длине отрезка LM, эта прибыль достигает при объеме выпуска QE, когда расстояние между кривыми TR и TC максимально. Заметим, что при выпуске QE наклон кривой TR в точке L равен наклону кривой ТС в точке М (касательные к кривым ТR и TC в точках L и М соответственно параллельны), т. е. МR = MC. Это можно увидеть и на рис. 8,а, где при объеме выпуска QE кривые MR и MC пересекаются (MR = МС). Итак, фирма-монополист получает максимальную прибыль при выпуске QE единиц товара, которые реализуются на рынке по цене РЕ (рис. 8,а).
Прибыль
эта соответствует площади
Рис.9. Монополия, минимизирующая убытки
В таком случае, очевидно, объем
выпуска, при котором MR = MC, обеспечивает
для фирмы-монополиста не
В долгосрочном периоде максимизирующий прибыль монополист расширяет свое производство до тех пор, пока не выпускает количество продукции, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек:
MR = LMC
Долгосрочная равновесная цена будет определяться соответствующей точкой на кривой спроса. В условиях долгосрочного равновесия фирма-монополист не может терпеть убытки, так как в противном случае она уйдет с рынка.
Цена, максимизирующая долгосрочную
прибыль, должна быть ниже
Рассматриваемая нами модель монополии построена на допущении, что все единицы продукции за конкретный период времени продаются всем покупателям по одной и той же цене. Однако при определенных условиях разным группам потребителей могут назначаться разные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией.
Для
возможности осуществления
1)
покупатели не могут
2)
продавец имеет возможность
Разделив покупателей на группы, фирма-монополист устанавливает более высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и более низкую цену покупателям с эластичным спросом. Так, электростанция назначает разные цены на электроэнергию для промышленных предприятий и населения. Могут быть установлены разные цены на входные билеты в кинотеатр для детей и взрослых. Существуют дифференцированные тарифы на телефонные разговоры в зависимости от времени суток и т.п. В результате ценовой дискриминации монополист увеличивает доход и прибыль, а также объем выпуска.
Монополистическая конкуренция — это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает схожую, но не идентичную продукцию.
Основными признаками монополистической конкуренции являются:
1)
относительно небольшая доля
рынка, приходящаяся на одну
фирму, а, следовательно,
2)
сравнительно большое число
3) фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;
4)
дифференциация продукта в
а) качество продукта — долговечность, дизайн, мощность и т.п.;
б) услуги и условия, связанные с реализацией продукта, — сервис, послепродажное обслуживание, доставка, гарантийные обязательства и т.п.;
в) размещение и доступность продукта (например, супермаркеты с более низкими ценами или небольшие магазины на оживленных улицах);
г) реклама, упаковка, фирменные знаки, престиж;
5)
экономическое соперничество
6)
относительно легкое
Особенностью поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде, является то, что ее кривые спроса и предельного дохода более эластичны по сравнению с монополией. Степень эластичности данных кривых зависит от числа конкурентов и дифференциации продукта. Чем больше конкурентов на рынке и выше степень дифференциации, тем эластичнее спрос и предельный доход. В остальном, объем выпуска, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки, и цена определяются так же, как и при монополии.
В краткосрочном периоде фирмы в условиях монополистической конкуренции могут получать экономическую прибыль или нести убытки. Однако в результате конкуренции экономические прибыли и убытки устраняются.
В
долгосрочном периоде существует тенденция
к получению нормальной прибыли (рис. 10).
Рис. 10. Долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции.
Таким образом, при долгосрочном равновесии объем производства Q1 определяется в соответствии с правилом MR = МС, а цена Р1 равна минимальным средним общим издержкам, что равнозначно получению нормальной прибыли.
Выравнивание нормы прибыли происходит следующим образом. Рекламная деятельность и другие методы неценовой конкуренции приводят к получению экономической прибыли (убытков) в краткосрочном периоде. Экономическая прибыль при относительно свободном входе в отрасль привлекает конкурентов. Новые и существующие фирмы будут повторять маркетинговую кампанию лидера, в результате чего его средние издержки увеличатся. Одновременно возросшая конкуренция уменьшит спрос на товар фирмы. Таким образом, в долгосрочном плане экономические прибыли в отрасли ликвидируются, но вследствие роста рыночного спроса общий объем продаж увеличивается. Следовательно, избыточные мощности в отрасли будут меньше, чем при отсутствии рекламы.
Информация о работе Равновесие фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде