Равновесие фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяют рыночную структуру. Она характеризуется следующими параметрами:
-количеством и размерами фирм в отрасли;
-характером продукции;
-легкостью входа и выхода из конкретного рынка;
-доступностью информации.
В соответствии с этим выделяют четыре гл

Файлы: 1 файл

равновесие фирмы.doc

— 417.50 Кб (Скачать)

     Считается, что долгосрочное равновесие достигнуто, когда выполняются три условия:

     -фирма  не имеет стимулов для изменения объема производства, т.е. соблюдается краткосрочное равновесие MR = МС;

     -фирма  удовлетворена масштабами производства, так как любое их изменение вызовет рост средних общих издержек, т.е. минимальные краткосрочные издержки равны минимальным долгосрочным издержкам;

     -не  существует мотивов, побуждающих  фирмы покинуть отрасль или вступить в нее. Данное условие выполняется лишь при получении фирмами нормальной прибыли, т.е. при равенстве цены долгосрочным минимальным средним общим издержкам.

     Обобщив все три условия, получим уравнение долгосрочного равновесия конкурентной фирмы:

     Р = MR = MC =minATC

     Графическая иллюстрация долгосрочного равновесия представлена на рис. 6. 
 
 
 
 

                  Р,МС,АТС

       LMC         L ATC 

                                                         E

       P MR 
 

       Q

     Рис 6.  Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. 

     На  графике видно, что в точке  Е соблюдаются все три условия долгосрочного равновесия. Если цена превысит минимальные средние общие издержки, фирмы в отрасли будут получать экономическую прибыль, что привлечет на рынок конкурентов. В результате предложение повысится, а цена понизится до уровня равновесной. И наоборот, при падении цены ниже равновесной, фирмы будут получать прибыль меньше нормальной, что вызовет их отток из отрасли. Предложение понизится, а цена возрастет до уровня равновесной.

     Следовательно, можно сделать вывод, что в  условиях совершенной конкуренции  экономическая прибыль является временным явлением.

2. Равновесие фирмы в условиях чистой монополии

     Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной  конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, товар не имеет  близких заменителей, и где границы фирмы и отрасли совпадают.

       Кроме того, различают:

     - закрытую монополию, защищенную  от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты и т.п.;

     - естественную монополию — модель, при которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком;

     - открытую монополию, когда фирма  на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;

     - простую монополию, при которой  фирма реализует свою продукцию по одной цене всем потребителям.

     Для удобства анализа мы рассмотрим именно последний вид монополии.

     Отметим, что выделение отдельных видов  монополии весьма условно, так как  некоторые модели могут одновременно принадлежать к нескольким видам.

     Сохранению  монополии, как рыночной структуры, способствуют барьеры, ограничивающие вход в отрасль. Основными типами барьеров являются:

     1) исключительные права, полученные  от правительства (лотерея, кабельное телевидение);

     2) юридические соглашения, патенты  и авторские права;

     3) собственность на весь объем  предложения какого-либо ресурса;

     4) преимущества низких издержек  крупного производства. Фирма обладает монопольной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Ограничивая объем продаж, фирма устанавливает более высокую цену на свою продукцию и получает экономическую прибыль. Обладание монопольной или рыночной властью означает, что кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

     Подобно совершенной конкуренции монополист в краткосрочном периоде максимизирует прибыль или минимизирует убытки, выпуская количество продукции, соответствующее правилу MR = МС. Однако особенностью монополии является установление более высокой цены.

     Поэтому при объеме выпуска, максимизирущем прибыль монополиста,

     MR = MC < P,

       т. е. монополист всегда устанавливает  цену, превышающую предельные затраты.

     Проиллюстрируем эти результаты графически. На рис. 8,а изображены линия спроса на продукцию предприятия-монополиста, кривые его предельной выручки, средних и предельных затрат, а на рис. 8,б - линия общей выручки и общих затрат монополиста.

     

     Рис. 8. Установление монополистом цены на свою продукцию

     Монополист  получает положительную прибыль  в интервале объемов выпуска Q1Q2, где линия общей выручки расположена выше линии общих затрат. Своего максимального значения, равного длине отрезка LM, эта прибыль достигает при объеме выпуска QE, когда расстояние между кривыми TR и TC максимально. Заметим, что при выпуске QE наклон кривой TR в точке L равен наклону кривой ТС в точке М (касательные к кривым ТR и TC в точках L и М соответственно параллельны), т. е. МR = MC. Это можно увидеть и на рис. 8,а, где при объеме выпуска QE кривые MR и MC пересекаются (MR = МС). Итак, фирма-монополист получает максимальную прибыль при выпуске QE единиц товара, которые реализуются на рынке по цене РЕ (рис. 8,а).

     Прибыль эта соответствует площади заштрихованного  прямоугольника. Отметим, впрочем, что  само по себе монопольное положение  еще не гарантирует фирме получения  положительной прибыли. Ведь вполне возможно, что покупатели не захотят  платить за продукцию монополиста такую цену, которая позволила бы ему покрыть свои затраты на производство этой продукции (рис. 9).

     

     Рис.9. Монополия, минимизирующая убытки

       В таком случае, очевидно, объем  выпуска, при котором MR = MC, обеспечивает  для фирмы-монополиста не максимизацию  положительной прибыли, а минимизацию  убытков. Площадь заштрихованного  прямоугольника - это минимально возможная величина общих убытков фирмы при данных функциях спроса на продукцию монополиста и его затрат.

     В долгосрочном периоде максимизирующий прибыль монополист расширяет свое производство до тех пор, пока не выпускает количество продукции, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек:

     MR = LMC

     Долгосрочная  равновесная цена будет определяться соответствующей точкой на кривой спроса. В условиях долгосрочного равновесия фирма-монополист не может терпеть убытки, так как в противном случае она уйдет с рынка.

       Цена, максимизирующая долгосрочную  прибыль, должна быть ниже цены, максимизирующей краткосрочную прибыль. В отличие от совершенной конкуренции долгосрочное равновесие не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных совокупных издержек, ибо спрос более эластичен в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Это позволяет фирме либо взвинчивать цены до уровня, обеспечивающего получение максимальной краткосрочной прибыли, либо снижать их и получать умеренную по размерам прибыль, благодаря чему ограничивается доступ в отрасль конкурентов.

     Рассматриваемая нами модель монополии построена  на допущении, что все единицы  продукции за конкретный период времени  продаются всем покупателям по одной  и той же цене. Однако при определенных условиях разным группам потребителей могут назначаться разные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией.

     Для возможности осуществления ценовой  дискриминации рынок должен отвечать двум условиям:

     1) покупатели не могут перепродавать  приобретенную продукцию;

     2) продавец имеет возможность разделять  покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на товар.

     Разделив  покупателей на группы, фирма-монополист устанавливает более высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и более низкую цену покупателям с эластичным спросом. Так, электростанция назначает разные цены на электроэнергию для промышленных предприятий и населения. Могут быть установлены разные цены на входные билеты в кинотеатр для детей и взрослых. Существуют дифференцированные тарифы на телефонные разговоры в зависимости от времени суток и т.п. В результате ценовой дискриминации монополист увеличивает доход и прибыль, а также объем выпуска.

3. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции

 

     Монополистическая конкуренция — это рыночная структура, при которой относительно большое  число небольших производителей предлагает схожую, но не идентичную продукцию.

     Основными признаками монополистической конкуренции являются:

     1) относительно небольшая доля  рынка, приходящаяся на одну  фирму, а, следовательно, ограниченный  контроль над ценой;

     2) сравнительно большое число фирм; отсюда тайный сговор с целью  ограничения объема выпуска и  искусственного повышения (понижения) цены практически невозможен;

     3) фирмы самостоятельны в выборе  производственных решений и не  учитывают возможную реакцию  со стороны конкурентов;

     4) дифференциация продукта в различных  фирмах связана со следующими  аспектами:

     а) качество продукта — долговечность, дизайн, мощность и т.п.;

     б) услуги и условия, связанные с  реализацией продукта, — сервис, послепродажное обслуживание, доставка, гарантийные обязательства и  т.п.;

     в) размещение и доступность продукта (например, супермаркеты с более низкими ценами или небольшие магазины на оживленных улицах);

     г) реклама, упаковка, фирменные знаки, престиж;

     5) экономическое соперничество сосредоточивается  не только на цене, но и на  неценовых факторах;

     6) относительно легкое вступление  в отрасль, так как требуемый для этого капитал невелик. Возможные финансовые барьеры связаны с необходимостью производства и продвижения изделия, которое отличается от продуктов конкурентов.

     Особенностью  поведения фирмы в условиях монополистической  конкуренции в краткосрочном периоде, является то, что ее кривые спроса и предельного дохода более эластичны по сравнению с монополией. Степень эластичности данных кривых зависит от числа конкурентов и дифференциации продукта. Чем больше конкурентов на рынке и выше степень дифференциации, тем эластичнее спрос и предельный доход. В остальном, объем выпуска, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки, и цена определяются так же, как и при монополии.

     В краткосрочном периоде фирмы в условиях монополистической конкуренции могут получать экономическую прибыль или нести убытки. Однако в результате конкуренции экономические прибыли и убытки устраняются.

     В долгосрочном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли (рис. 10). 

       
 
 
 
 
 

     Рис. 10.  Долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции.

     Таким образом, при долгосрочном равновесии объем производства Q1 определяется в соответствии с правилом MR = МС, а цена Р1 равна минимальным средним общим издержкам, что равнозначно получению нормальной прибыли.

     Выравнивание нормы прибыли происходит следующим образом. Рекламная деятельность и другие методы неценовой конкуренции приводят к получению экономической прибыли (убытков) в краткосрочном периоде. Экономическая прибыль при относительно свободном входе в отрасль привлекает конкурентов. Новые и существующие фирмы будут повторять маркетинговую кампанию лидера, в результате чего его средние издержки увеличатся. Одновременно возросшая конкуренция уменьшит спрос на товар фирмы. Таким образом, в долгосрочном плане экономические прибыли в отрасли ликвидируются, но вследствие роста рыночного спроса общий объем продаж увеличивается. Следовательно, избыточные мощности в отрасли будут меньше, чем при отсутствии рекламы.

Информация о работе Равновесие фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде