Равновесие фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяют рыночную структуру. Она характеризуется следующими параметрами:
-количеством и размерами фирм в отрасли;
-характером продукции;
-легкостью входа и выхода из конкретного рынка;
-доступностью информации.
В соответствии с этим выделяют четыре гл

Файлы: 1 файл

равновесие фирмы.doc

— 417.50 Кб (Скачать)

     Подводя итоги, можно сделать вывод о  том, что при монополистической конкуренции потребители платят более высокие цены за дифференцированный продукт по сравнению с совершенной конкуренцией, когда продукт стандартизирован. Для этой модели характерны более низкие цены по сравнению с монополией с ее уникальным продуктом. Объем производства при монополистической конкуренции меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии.

4. Равновесие фирмы в условиях олигополии

     Олигополия  — это рыночная структура, при  которой доминируют несколько продавцов, а появление новых затруднено или невозможно. Обычно на олигополистическом рынке существует 2 - 10 фирм, на которые приходится 50 % и более продаж на рынке. Товар может быть дифференцирован или стандартизирован. Примером олигополистического рынка служит рынок пива, алюминия, сигарет, автомобилей. Отдельные олигополистические фирмы могут влиять на цену благодаря большой доле в общем объеме выпуска. На таком рынке между фирмами существует взаимосвязь, так как продавцы осознают, что изменение цены любой компанией скажется на конъюнктуре всего рынка. Следовательно, отдельная фирма, реализуя свою ценовую политику, вынуждена считаться с возможной реакцией со стороны конкурентов. Это является основным фактором, влияющим на поведение фирм на олигополистическом рынке.

     Отметим, что единой модели поведения фирмы  в условиях олигополии не существует. Разработан целый ряд моделей, действующих в конкретных ситуациях. Рассмотрим подробнее основные из них.

     Твердость цен и ломаная  кривая спроса. Эта модель пытается объяснить неизменность цен на отдельных олигополистических рынках. В качестве основных факторов здесь выступают предположения фирм относительно реакции конкурентов на изменение цены. Участники рынка полагают, что соперники не последуют за любым приростом их цены, но будут дублировать любое понижение цен. 

       
 
 
 
 
 

     Рис. 11.  Твердость цен и ломаная кривая спроса.

     Допустим, цена на товар установлена на уровне Р1 (рис. 11). Спрос фирмы находится в точке М кривой спроса, а фирма производит объем продукции Q1. Фирма полагает, что если она даже незначительно повысит цену до Р2, то объем продаж упадет до нуля, т.е. спрос будет высоко эластичным, так как конкуренты не станут повышать цены в ответ с целью расширения рынка. Фирма также полагает, то если она понизит цену, то объем продаж увеличится незначительно, а предельный доход резко сократится. Спрос в этой ситуации будет неэластичным, так как конкуренты также снизят цену. Резкое изменение эластичности кривой спроса при установленной цене дает ломаную кривую спроса.

     В связи с тем, что подобные предположения делают и другие олигополистические фирмы, цена может оставаться длительное время стабильной. Таким образом, ломаная кривая спроса дает каждому олигополисту основания предполагать, что любое изменение цен приведет к отрицательному результату.

     Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. В этом случае на рынке устанавливается цена, при которой новым производителям будет невыгодно продавать свой товар. Ценой, ограничивающей вход в отрасль, является достаточно низкая цена на уровне минимальных долгосрочных средних общих издержек. При этом фирмы либо сговариваются, либо следуют примеру других участников рынка. Цена на уровне минимальных долгосрочных средних общих издержек обеспечивает нормальную прибыль и в то же время препятствует появлению на олигополистическом рынке новых конкурентов.

     Установление  цены по принципу «издержки  плюс». Данный вид ценообразования применяется из-за присущей рынку неопределенности по поводу спроса на товар и предельных издержек. В этом случае фирма определяет цену на товар исходя из процентной надбавки к предполагаемым средним переменным издержкам. Надбавка обеспечивает возмещение средних постоянных издержек и получение нормальной прибыли. Цена в данном случае определяется по формуле:

     Р = AVC + m(AVC),

     где AVC — средние постоянные издержки; т — процент надбавки:

     

     где Еа  — коэффициент эластичности спроса по цене.

     Чем выше эластичность спроса, тем ниже будет процент надбавки, а, следовательно, и цена.

     Ценообразование, основанное на тайном сговоре. Несмотря на то, что во многих странах сговор фирм с целью установления цены запрещен законом, в реальной жизни такая практика встречается. Примером тайного сговора является картель — объединение фирм с целью регулирования объема выпуска и цен. Убедившись в существовании барьеров для входа в отрасль, фирмы устанавливают предельно общий уровень выпуска продукции. Затем этот объем выпуска распределяется между фирмами, входящими в картель, т.е. каждой устанавливается жесткая квота. До тех пор, пока члены картеля придерживаются квот, цена будет держаться на уровне монопольной, обеспечивая участникам картеля экономическую прибыль. Однако картельную стратегию сложно реализовать на практике, так как в подобных условиях у каждой фирмы есть стимул для расширения производства. Как только отдельные фирмы нарушат соглашение и увеличат выпуск, начинает действовать механизм конкуренции и цена возвращается к своему конкурентному уровню.

     Наиболее  распространенной практикой ценообразования  на олигополистических рынках является лидерство в ценах. При данной модели ценообразования одна фирма, обычно крупнейшая, действует как ценовой лидер, устанавливая цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Лидерство в ценах можно объяснить опасениями части более мелких фирм относительно ответной реакции лидера в том случае, если они не последуют за его ценой.

     Кроме того, многие участники рынка пассивно следуют за лидером, так как полагают, что крупные фирмы располагают большей информацией о рыночной конъюнктуре.

     На  олигополистических рынках фирмы могут  соперничать с помощью методов ценовой и неценовой конкуренции. Как правило, фирмы предпочитают неценовую конкуренцию, так как ценовая иногда приводит к ценовым войнам с тяжелыми для всех последствиями. Ценовая война — это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими продавцами. В результате ценовых войн выигрывают потребители, но страдают продавцы.

     Допустим, на местном рынке существует несколько  продавцов однородного товара, каждая фирма стремится максимизировать прибыль и предполагает стабильность цен у конкурентов. Поскольку каждый из продавцов считает, что другой не будет реагировать на понижение им цены, то у каждого есть соблазн увеличить объем продаж, сокращая цены. Продавец полагает, что, понижая цену, он может захватить весь рынок целиком. Ценовая война продолжается до тех пор, пока ни одна фирма не сможет получить выгоды от понижения цены, а экономические прибыли упадут до нуля.

     Таким образом, в состоянии равновесия продавцы назначают одну и ту же цену при Р = АТСmin = МС. Эта ситуация называется равновесием Бертрана.

Заключение

     Итак, равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равновесием спроса и предложения.

     В краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на цены реализуемого товара. Единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства продукции. В краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным. Поэтому устойчивость фирмы на рынке, ее конкурентоспособность будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

     Существуют  два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка.

     Первое  правило гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им).

     Второе  правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

     На  основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара. При этом цена должна превосходить средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.

     Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

  1. предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара;
  2. фирма должна получать нулевую экономическую прибыль;
  3. фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.

     Эти три условия эквивалентны следующим:

  • фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;
  • для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;
  • фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде.

   В долгосрочном периоде уровень прибыльности является регулятором используемых в отрасли  ресурсов. Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то считается, что отрасль находится в равновесном состоянии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.

Список использованной литературы:

  1. Вэриан, Хэл  Р. «Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход», М., «Юнити», 1997г.
  2. Ивашковский С.Н. «Микроэкономика», М., «Дело», 1998г.
  3. Лисовицкий В.Н. «Микроэкономика», К., МВФ «Студцентр», 1997г.
  4. Нуреев Р.М. «Основы экономической теории. Микроэкономика», М., «Высшая школа», 1996г.
  5. Пиндайк, Рубенфельд «Микроэкономика», К., «Основы», 1992г.
  6. Макконел К.Р, Брю С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы и политика», К., 1993г.

Информация о работе Равновесие фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде