Распределение и перераспределение национального дохода

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

В рамках одной работы естественно невозможно проанализировать всю предметную область обозначенных проблем, но в некоторой степени поможет определить основные направления изучения данной темы, а также понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в России.

Оглавление

Введение 3
1. Формирование и распределение национального дохода 4
2. Эффективность распределения и справедливость 13
3. Особенности распределения и перераспределения национального
дохода в Российской Федерации 22
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Распределение и перераспределение.docx

— 98.63 Кб (Скачать)

Если первый фактор определяет спрос на труд, то второй - его предложение. Их взаимодействие и определяет уровень заработной платы. Выделение А. Маршаллом в составе второго фактора заработной платы издержек на обучение способствовало в дальнейшем формированию теории человеческого капитала. Согласно данной теории инвестиции в человеческий капитал (в развитие знаний, навыков, способностей и др.) повышают эффективность труда, что, в свою очередь, в дальнейшем возмещается ростом заработной платы. Величина заработной платы работников определяется комплексом факторов. Во-первых, можно выделить величину стоимости рабочей силы, которая должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Это положение, отражающее объективную закономерность, вместе с тем предполагает известную эластичность действия закона заработной платы: ведь величина заработной платы не является постоянной, а изменяется в зависимости от качества рабочей силы, затрат труда, уровня жизни в стране и т. д.

Во-вторых, уровень заработной платы работников также во многом зависит от их квалификации. Поскольку более квалифицированный и сложный труд работников ценится работодателем выше, то и уровень заработной платы должен быть выше

В-третьих, на уровень заработной платы оказывают влияние рыночные факторы (спрос и предложение рабочей силы, конкуренция, монополия и др.). Если на рынке труда спрос превышает предложение, то заработная плата повышается, а если предложение превышает спрос, то наоборот.

На величину заработной платы существенное воздействие оказывают цены на товары и услуги. Дело в том, что следует различать номинальную и реальную заработную плату. Наемный работник обычно получает заработную плату в виде определенной суммы денег. Это номинальная заработная плата. Реальная заработная плата представляет собой сумму жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную заработную плату при данном уровне цен на товары и услуги. Именно реальная заработная плата свидетельствует о действительном размере вознаграждения за труд.

Особенно сильное воздействие  на соотношение номинальной и реальной заработной платы оказывает инфляция. Она выгодна для предпринимателей, поскольку они рассчитываются за труд «подешевевшими» деньгами, но это резко снижает уровень жизни наемных работников. Важным средством, уменьшающим влияние инфляции на уровень реальной заработной платы, является индексация заработной платы, согласно которой последняя должна автоматически повышаться в соответствии с ростом официально установленного общего индекса цен на потребительские товары. Этому также способствует формирование различных социальных фондов за счет государственного бюджета, средств предприятий и организаций, различных общественных фондов, отчислений из заработной платы и др.

Существуют различные  формы и системы заработной платы. Однако на практике широко применяются две основные формы: повременная и сдельная, имеющие различные комбинации и модификации, стимулирующие труд. В зависимости от применяемой формы и системы имеет место различная производительность труда работника, которая играет главную роль в формировании цены труда.

Впервые естественный закон  распределения факторных доходов  был рассмотрен Дж.Б. Кларком3. Сущность данного закона состоит в том, что в условиях конкурентного рынка цена фактора производства соответствует его предельной производительности, поэтому система рыночного ценообразования обеспечивает исключительно конкурентное и эффективное распределение общего национального дохода.

Критерий производительности в соответствии с данной теорией  позволяет эффективно распределять все 100% созданного национального дохода в зависимости от вклада каждого  фактора в общественное производство. Но различная производительность факторов и соответствующие ей различия в  доходах могут быть обусловлены  действием ряда неэкономических  факторов, на которые хозяйствующий  субъект не может повлиять (например, выигрыш в лотерею, удачный случай, наследство, социальное происхождение, необходимый для занятия выгодной вакансии возраст, пол и т.д.). Все  это не позволяет расценивать  производительность как единственный и универсальный критерий распределения  в рыночной экономике, сочетающий в  себе распределительную эффективность  и социальную справедливость, и поэтому оправдывающий любой уровень неравенства в доходах.

Персональное распределение  дохода. В рыночном обществе отдельные лица и семьи могут владеть разными производственными факторами и получать доходы из нескольких источников. В результате кроме функционального выделяют еще персональное распределение национального дохода, т. е. распределение дохода по его величине между семьями. При этом предполагается, что семья может состоять и из одного человека. При использовании метода персонального распределения дохода семьи (группы) располагают в зависимости от величины получаемого дохода.

Вместе с тем в большинстве стран наблюдалась общая тенденция увеличения неравенства доходов. Среди причин этого явления экономисты называют:

    • снижение ставок подоходного налогообложения для высокооплачиваемых категорий граждан;
    • значительное увеличение численности рабочей силы за счет низкоквалифицированных работников;
    • усиление конкуренции с импортными товарами, которое привело к резкому сокращению спроса на менее квалифицированную, но лучше оплачиваемую рабочую силу в ряде отраслей, и как следствие - снижение средней заработной платы менее квалифицированных рабочих;
    • рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу в таких секторах экономики, как консалтинг, биотехнологии, здравоохранение, программирование.

Поскольку квалифицированных  работников относительно мало, их заработная плата поднялась настолько, что увеличился разрыв в доходах между ними и менее квалифицированными и образованными работниками.

Персональное распределение  дохода важно не только с социальной точки зрения, но и потому, что  его величина отражает его покупательную  способность в отношении товаров  и услуг и, таким образом, определяет уровень совокупного спроса в  экономике. Если доходы в обществе распределены слишком неравномерно, то наименее обеспеченные слои не в состоянии  приобретать многие блага, в то время  как наиболее богатые предпочитают большую часть своих доходов  сберегать и даже вывозить из страны. Результатом распределения является располагаемый доход.

 

2. Эффективность распределения и справедливость

Перераспределением называется процесс изменения существующего  в обществе распределения доходов  или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Перераспределение, таким образом, является единственной сферой экономических  отношений, где основанием для государственного вмешательства может служить не аргумент повышения эффективности, а аргумент социальной справедливости. Проблема эффективного распределения и справедливости в большинстве стран решается посредством социальной политики государства.

Рыночный процесс координации  сводит индивидуальные эгоистические  интересы к общественным, социально  желательным результатам только в том случае, если:

    • рынок обеспечивает всем индивидам без исключения равный доступ к единому экономическому пространству;
    • отношения между экономическими субъектами не требуют дополнительных затрат для установления взаимосвязей и осуществления обмена;
    • свободные рыночные цены создают высокоэффективную саморегулирующуюся информационную среду, к которой все индивиды имеют равный доступ при нулевых издержках;
    • отсутствуют отрицательные внешние эффекты.

Эти условия являются идеальными, а потому в реальном рыночном хозяйстве  из-за существующих помех, имеющих зачастую нерыночную природу, они не могут  быть реализованы. Речь идет о неравномерном  распределении рыночной власти между  экономическими субъектами, нарушении  монополиями суверенитета потребителя, существовании обширной сети нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, наличии высоких издержек на осуществление  обмена и получение информации. Существование  этих несостоятельностей рынка приводит к потерям в индивидуальном и общественном благосостоянии, что не позволяет в полной мере раскрыться социальным эффектам рынка.

Но более всего социальная несостоятельность рыночного механизма  проявляется в отношении многочисленных членов общества, которые лишь ограниченно  или вообще не в состоянии гарантировать  свое существование посредством  занятости и поэтому не участвуют  в процессе производства и распределения  доходов. Речь идет о таких социально  не защищенных группах населения, как  дети, пожилые люди, инвалиды, хронически больные и физически слабые индивиды. Рынок как конкурентный механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов не включает в орбиту своего действия эти категории людей  на том основании, что они не принимают  участия в рыночной конкуренции. Следовательно, социальная функция  рынка является заведомо ограниченной, что требует ее расширения и дополнения на макроуровне социальной деятельностью  государства, а также различных  негосударственных некоммерческих организаций третьего сектора (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных  организаций). Поэтому в широком  понимании социальная политика  представляет собой систему экономических  отношений между  государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами — с другой, по поводу обеспечения  последним достойных условий  жизни и труда.

В связи с этим еще одним  важным критерием распределения  в рыночной экономике является распределение  по потребностям для тех категорий  населения, кто не обладает собственностью на факторы производства и не в  состоянии полноценно обеспечить себя. Для этих индивидов доходы не обязательно являются результатом собственности на факторы производства и не обязательно имеют рыночную природу. Индивид может получать доходы от государства или от других лиц, непосредственно не участвуя в рыночной хозяйственной деятельности и не владея определенными факторами производства. В данном случае его доходы являются результатом перераспределения (вторичного распределения) функциональных доходов.

Экономические ценности, передаваемые одними участниками экономических отношений другим в одностороннем порядке вне зависимости от результатов труда, предпринимательской деятельности или собственности на ресурсы, называются трансфертными платежами. Различают социальные трансферты, в виде пенсий, пособий и стипендий, и межсемейные трансферты (безвозмездная передача части доходов от одной семьи другой).

Источником трансфертных выплат может быть госбюджет, который  формируется на основе налоговых  платежей, и специальные фонды, такие  как, например, благотворительные фонды  или коммерческие пенсионные фонды.

Распределительная функция  предполагает участие государства  в формировании, распределении и  перераспределении доходов в  соответствии с критериями эффективности  и общепринятыми представлениями  о справедливости с целью повышения  благосостояния отдельных социальных групп и общества в целом. Реализуя в экономике в той или иной мере сложившиеся в обществе представления  о социальной справедливости, социальная политика воплощает на практике общечеловеческие идеи гуманности и социальной ориентации экономики, связывая воедино общество и экономику

Движущей силой перераспределительных процессов являются требования большей социальной справедливости в распределении. В связи с этим рыночное распределение доходов, основанное на критерии эффективности, не тождественно справедливому распределению доходов, базирующемуся на этических нормах и правилах, принятых в данном обществе. Под социально справедливым распределением обычно понимается такое соответствие системы распределительных отношений сложившимся в обществе на данном историческом этапе интересам, потребностям, этическим нормам и правилам, при котором каждый индивид предпочитает свое положение любому другому и не стремится изменить его за счет перераспределения доходов (перераспределение возможно только с взаимного согласия индивидов).

Первенство критерия справедливости над критерием эффективности  в области перераспределения  доходов, вопреки общераспространенному  мнению, не всегда  сопровождается падением экономической эффективности. Следует  отметить следующие направления  воздействия снижения  неравенства  доходов на экономическое развитие:

1. Рост дифференциации  доходов означает для экономики  уменьшение среднего класса, являющегося основным производителем спроса на товары и услуги. Сопровождающий этот  процесс рост богатства и без того богатой части населения приводит к еще большим потерям спроса в экономике, так как с ростом богатства происходит переориентация доходов с целей потребления на цели пассивного хранения богатства в той или иной форме. Поэтому, чем равномернее распределен доход в экономике, тем активнее в ней используется такой фактор экономического роста, как совокупный спрос, тем больше шансов у экономики достичь границы производственных возможностей, и наоборот.

2. Чрезмерная дифференциация  доходов и ее крайние формы,  такие как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту  социальных издержек: дисквалификации,  профессиональной деградации, росту  социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что, в свою очередь, приводит к разрушению человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного  экономического роста.

Информация о работе Распределение и перераспределение национального дохода