Пути решения проблем развития капитализма в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: исследование особенностей российского капитализма;
Задачи исследования:
1) изучить историю развития капитализма в России;
2) исследовать особенности российского капитализма в современном мире;
3) охарактеризовать меры, оказываемые государством для развития капитализма в России;
4) проанализировать экономическую политику как эффективного метода развития капиталистических отношений в России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.03 Кб (Скачать)

Эффективное функционирование системы стратегического управления особенно актуально в период финансового  кризиса и дефицита Федерального бюджета. Формирование системы государственного стратегического управления позволит изменить подход к среднесрочному прогнозированию, увязать его с прогнозированием долгосрочных тенденций развития, обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Российской Федерации в  целом, а также отдельных регионов и секторов экономики, их взаимную увязку по целям, срокам и мероприятиям. Кроме  того, данная система предполагает развитие механизмов «управления по результатам», обеспечивающих четкую взаимосвязь между результатами деятельности органов государственной  власти и бюджетными средствами, выделенными  на их достижение.[29]

  Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой, программно-проектный подход, применяются в странах Европейского Союза, в США, Канаде, Японии и других для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки. 
 Минэкономразвития России проделана значительная работа по реформированию института федеральных целевых программ. Это позволило выделить круг проблем, решаемых посредством реализации программ, исключить возможность решения с их помощью на федеральном уровне задач локального и отраслевого характера, придать программам большую целевую направленность, обеспечить четкие условия и правила их разработки и реализации.

В последние годы удалось:

  • структурировать приоритеты государственных капитальных расходов, реализуемых в рамках федеральных целевых программ;
  • повысить адресность, прозрачность федеральных целевых программ, улучшить процесс отбора и реализации инвестиционных проектов в рамках программ;
  • усилить координацию работы федеральных органов исполнительной власти при реализации федеральных целевых программ;

Совокупность мероприятий  федеральных целевых программ, реализуемых  в 2009 году, направлена на решение приоритетных задач государственной политики по направлениям «Закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных областях (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов)», «Структурная диверсификация экономики  на основе инновационного технологического развития», «Развитие человеческого  потенциала», «Переход к новой модели пространственного развития экономики», установленных Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации  от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), а также  Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года (распоряжение Правительства  Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р).[29]

В соответствии с Федеральным  законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год  и плановый период 2010 и 2011 годов» (с  учетом изменений) общий объем финансирования 51 федеральной целевой программы, реализуемой в 2009 году, составляет 840,76 млрд. рублей, в том числе затраты  на капитальные вложения – 488,32 млрд. рублей (объем бюджетных инвестиций в размере 370,12 млрд. рублей и субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной  собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы, в размере 118,20 млрд. рублей), на НИОКР – 97,76 млрд. рублей, затраты по направлению «прочие нужды» - 254,68 млрд. рублей.

Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана  в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания  Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения  благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью  в Концепции сформулированы:

  • основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
  • цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
  • цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
  • параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.[29]

 Таким образом, экономическая политика эффективно влияет на развитие капиталистических отношений в  Российской Федерации. Нами также были рассмотрены антикризисные меры, которые положительно повлияли на дальнейшее становление рыночных отношений, подъема малого и среднего бизнеса, а также другой частной деятельности.


Заключение

 

Целью курсовой работы являлось исследование особенностей российского капитализма;

Изучив историю развития капитализма  в России, можно сделать вывод  о том, что капитализм в России зародился не так давно, даже если учесть то, что развитие его закончилось, даже практически не начавшись, связанное с выбором курса властей страны на строительство социализма. В нашем случае в дореволюционной России пытались перейти к капиталистическим отношениям. Капитализм был построен, но в тот же момент разрушен. Активное строительство рыночных отношений произошло в 1861 году, связанный с отменой крепостного права.

Исследовав особенности  российского капитализма в современном  мире, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития России капитализм строится на развалившемся социализме, и говорить о том, что будет резкий скачок в капиталистических отношениях пока говорить рано. Нужно большее время для развития капитализма в России, так как ресурсы, которые есть на данный момент недостаточны. Необходимо принимать меры, способствующие сдвигу к становлению капитализма.

Охарактеризовав меры, оказываемые государством для развития капитализма в России, можно говорить, что капитализм развивается в нашей стране с вмешательством государства в рыночные отношения. Государство практически управляет всем процессом. Эта мера временная, так как за 20 лет невозможно построить из социализма капитализм. Также необходимо подчеркнуть о различных методах регулирования экономики, что более эффективно позволяет развиваться капитализму в России.

Проанализировав экономическую политику как эффективного метода  развития капиталистических отношений в России, можно сказать, что экономическая политика эффективно влияет на развитие капиталистических отношений в  Российской Федерации. Нами также были рассмотрены антикризисные меры, которые положительно повлияли на дальнейшее становление рыночных отношений, подъема малого и среднего бизнеса, а также другой частной деятельности.

В настоящее время главной  задачей государственного регулирования  является нормализация экономики в  связи с мировым финансовым кризисом. Можно отметить, что антикризисная  программа правительства РФ является хоть и сбалансированной, но далеко не идеальной. Тем не менее, она все-таки отвечает на наиболее сложные проблемы и, как и всякая программа, она  может корректироваться. По словам президента, в нее вносятся изменения  буквально каждую неделю, потому что  нет возможности утвердить документ или набор поручений, по которым  правительство будет работать в  течение полугода, а в результате возникнет другая ситуация.

И все-таки, благодаря вмешательству  государства, ряд важных решений,  все-таки остановили расползание финансовых проблем, восстановили в целом нормальную ситуацию в банковской сфере. Эти  решения направлены на то, чтобы  пройти наиболее острую часть глобального  финансового кризиса в подготовленном состоянии.

В ряду реформ, необходимых  для перехода к современной капиталистической  экономике, важнейшая роль отведена реформе государства. Прежде всего, она призвана кардинально изменить функции государственной власти по отношению к экономике. Принять, например, законы, направленные на защиту прав собственности и на создание правил игры на рыночном пространстве. Или сократить формы прямого  участия государства в организации  производственной деятельности, заменив  их механизмами экономической политики, основанными на косвенном регулировании, и тем снизить долю внутреннего  валового продукта (ВВП), поступающую  в распоряжение государства, то есть долю доходов и расходов государства.

Список использованной литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ//СПС Гарант
  2. Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»//СПС Гарант
  3. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ//СПС Гарант
  4. Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики/А.В. Береснева// ЭКО - 2009 -  № 8 – с.11-14
  5. Борисов А. Б. Большой экономический словарь/А.Б. Борисов– М.: книжный мир, 2006. – 860с.
  6. Гафуров И.Р. Макроэкономическая политика социально-экономического и инновационного развития России /И.Р. Гафуров// Финансовый бизнес. – 2008 - № 3. - с. 45-49.
  7. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.:  «Питер», 2004. – 544 с.
  8. Экономическая азбука: учебное пособие/под ред. Е.П. Дятла. -Екатеринбург: УГППУ, 2007. – 236 с.
  9. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру / Ю. Князев// Общество и экономика. - 2008. - № 6. - С.28-57.
  10. Кричевский Н. Мировой экономический кризис и антикризисные программы. / Н.Кричевский// Промышленные ведомости. - 2008. -  №11. – С. 34.
  11. Кудрин А. Макроэкономические проблемы Российской экономики /А. Кудрин// Экономическая политика. - 2008 -№1. -  с. 10-22
  12. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию /А.Кудрин// Вопросы экономики. – 2009 - №1. -  с. 9-27
  13. Куликов Л. М. Основы экономической теории: Учеб. Пособие/ Л.М. Куликов– М.: Финансы и статистика, 2007. – 400 с.:
  14. Государственное регулирование рыночной экономики./ Под ред. Кушлина В.И. - М.: РАГС, 2007. — 834 с.
  15. Любимов Л.П. Введение в экономическую теорию: учебник для студентов педагогических университетов: /Л.П. Любимов. - М.: Вита-Пресс, 2006. – 567 с.
  16. Маркс К. Капитал: соч./К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 2000.
  17. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. -  М. ЮНИТИ 2008. – 370 с.
  18. Осадчая И. Превратности развития российского капитализма/И. Осадчая// Наука и жизнь. – 2007. - №8. – с. 5-10
  19. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России/ М.Н. Рыбина// Менеджмент в России и за рубежом – 2007- №2 – с.45-49
  20. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учебное пособие /Рук. и науч. ред. А.В.Сидорович. - М.: Дело и Сервис, 2001. – 356 с.
  21. Трофимов С.В. Макроэкономика: как зарождается волна кризиса? /С.В. Трофимов/ Российское предпринимательство. - 2009. - № 7. ч. 2. - с. 4-8.
  22. Фетисов Г.Г. Задача снижения зависимости российской экономики от сырьевого экспорта и альтернативы экономической политики./Г.Г. Фетисов// Проблемы прогнозирования. - 2008. -  № 3. - с. 17-34.
  23. Фирстова С. Упрощенная система налогообложения/С. Фирстова. -   М.: «Альфа-Пресс», 2006,  - 192 с.
  24. Ханин Г.И. 20-летие реформ в России: экономические итоги./Г.И. Ханин// ЭКО. – 2008. - № 5. - с. 42-62
  25. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: «АСА», 2003. - 832 с.
  26. www.gks.ru – сайт Росстата
  27. :www.econ.msu.ru - Сайт экономического журнала
  28. www.apn.ru – Особенности капитализма в России
  29. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития Российской Федерации
  30. www.ru.wikipedia.org – Статья о капитализме в России

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Пути решения проблем развития капитализма в Российской Федерации