Эффективное функционирование
системы стратегического управления
особенно актуально в период финансового
кризиса и дефицита Федерального
бюджета. Формирование системы государственного
стратегического управления позволит
изменить подход к среднесрочному прогнозированию,
увязать его с прогнозированием
долгосрочных тенденций развития, обеспечить
координацию разработки, реализации
долгосрочных стратегий и программ
развития Российской Федерации в
целом, а также отдельных регионов
и секторов экономики, их взаимную увязку
по целям, срокам и мероприятиям. Кроме
того, данная система предполагает
развитие механизмов «управления по
результатам», обеспечивающих четкую
взаимосвязь между результатами
деятельности органов государственной
власти и бюджетными средствами, выделенными
на их достижение.[29]
Федеральные целевые программы
являются эффективным инструментом реализации
государственной экономической и социальной
политики, особенно при решении долгосрочных
задач и реализации крупных инфраструктурных
проектов. Именно такой, программно-проектный
подход, применяются в странах Европейского
Союза, в США, Канаде, Японии и других для
решения стратегических задач развития
экономики и социальной сферы, в тех случаях,
когда необходимо сконцентрировать ресурсы
для достижения конкретных целей в заданные
сроки.
Минэкономразвития России проделана
значительная работа по реформированию
института федеральных целевых программ.
Это позволило выделить круг проблем,
решаемых посредством реализации программ,
исключить возможность решения с их помощью
на федеральном уровне задач локального
и отраслевого характера, придать программам
большую целевую направленность, обеспечить
четкие условия и правила их разработки
и реализации.
В последние годы удалось:
- структурировать приоритеты государственных капитальных расходов, реализуемых в рамках федеральных целевых программ;
- повысить адресность, прозрачность федеральных целевых программ, улучшить процесс отбора и реализации инвестиционных проектов в рамках программ;
- усилить координацию работы федеральных органов исполнительной власти при реализации федеральных целевых программ;
Совокупность мероприятий
федеральных целевых программ, реализуемых
в 2009 году, направлена на решение приоритетных
задач государственной политики
по направлениям «Закрепление и расширение
конкурентных преимуществ в традиционных
областях (энергетика, транспорт, аграрный
сектор, переработка природных ресурсов)»,
«Структурная диверсификация экономики
на основе инновационного технологического
развития», «Развитие человеческого
потенциала», «Переход к новой модели
пространственного развития экономики»,
установленных Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), а также
Основными направлениями деятельности
Правительства Российской Федерации
на период до 2012 года (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2008
г. № 1663-р).[29]
В соответствии с Федеральным
законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2009 год
и плановый период 2010 и 2011 годов» (с
учетом изменений) общий объем финансирования
51 федеральной целевой программы,
реализуемой в 2009 году, составляет 840,76
млрд. рублей, в том числе затраты
на капитальные вложения – 488,32 млрд.
рублей (объем бюджетных инвестиций
в размере 370,12 млрд. рублей и субсидий
на софинансирование объектов капитального
строительства государственной
собственности субъектов Российской Федерации
и муниципальной собственности, включенных
в федеральные целевые программы, в размере
118,20 млрд. рублей), на НИОКР – 97,76 млрд.
рублей, затраты по направлению «прочие
нужды» - 254,68 млрд. рублей.
Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации (далее - Концепция) разработана
в соответствии с поручением Президента
Российской Федерации по итогам заседания
Государственного совета Российской Федерации,
состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Цель разработки Концепции
- определение путей и способов
обеспечения в долгосрочной перспективе
(2008 - 2020 годы) устойчивого повышения
благосостояния российских граждан, национальной
безопасности, динамичного развития
экономики, укрепления позиций России
в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью
в Концепции сформулированы:
- основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
- цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
- параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.[29]
Таким образом, экономическая
политика эффективно влияет на развитие
капиталистических отношений в Российской
Федерации. Нами также были рассмотрены
антикризисные меры, которые положительно
повлияли на дальнейшее становление рыночных
отношений, подъема малого и среднего
бизнеса, а также другой частной деятельности. |
Заключение
Целью курсовой работы являлось исследование
особенностей российского капитализма;
Изучив историю развития капитализма
в России, можно сделать вывод
о том, что капитализм в России зародился
не так давно, даже если учесть то, что
развитие его закончилось, даже практически
не начавшись, связанное с выбором курса
властей страны на строительство социализма.
В нашем случае в дореволюционной России
пытались перейти к капиталистическим
отношениям. Капитализм был построен,
но в тот же момент разрушен. Активное
строительство рыночных отношений произошло
в 1861 году, связанный с отменой крепостного
права.
Исследовав особенности
российского капитализма в современном
мире, необходимо подчеркнуть, что на современном
этапе развития России капитализм строится
на развалившемся социализме, и говорить
о том, что будет резкий скачок в капиталистических
отношениях пока говорить рано. Нужно
большее время для развития капитализма
в России, так как ресурсы, которые есть
на данный момент недостаточны. Необходимо
принимать меры, способствующие сдвигу
к становлению капитализма.
Охарактеризовав меры, оказываемые государством
для развития капитализма в России, можно
говорить, что капитализм развивается
в нашей стране с вмешательством государства
в рыночные отношения. Государство практически
управляет всем процессом. Эта мера временная,
так как за 20 лет невозможно построить
из социализма капитализм. Также необходимо
подчеркнуть о различных методах регулирования
экономики, что более эффективно позволяет
развиваться капитализму в России.
Проанализировав экономическую политику
как эффективного метода развития
капиталистических отношений в России,
можно сказать, что экономическая политика
эффективно влияет на развитие капиталистических
отношений в Российской Федерации.
Нами также были рассмотрены антикризисные
меры, которые положительно повлияли на
дальнейшее становление рыночных отношений,
подъема малого и среднего бизнеса, а также
другой частной деятельности.
В настоящее время главной
задачей государственного регулирования
является нормализация экономики в
связи с мировым финансовым кризисом.
Можно отметить, что антикризисная
программа правительства РФ является
хоть и сбалансированной, но далеко
не идеальной. Тем не менее, она все-таки
отвечает на наиболее сложные проблемы
и, как и всякая программа, она
может корректироваться. По словам
президента, в нее вносятся изменения
буквально каждую неделю, потому что
нет возможности утвердить документ
или набор поручений, по которым
правительство будет работать в
течение полугода, а в результате
возникнет другая ситуация.
И все-таки, благодаря вмешательству
государства, ряд важных решений,
все-таки остановили расползание финансовых
проблем, восстановили в целом нормальную
ситуацию в банковской сфере. Эти
решения направлены на то, чтобы
пройти наиболее острую часть глобального
финансового кризиса в подготовленном
состоянии.
В ряду реформ, необходимых
для перехода к современной капиталистической
экономике, важнейшая роль отведена
реформе государства. Прежде всего,
она призвана кардинально изменить
функции государственной власти
по отношению к экономике. Принять,
например, законы, направленные на защиту
прав собственности и на создание
правил игры на рыночном пространстве.
Или сократить формы прямого
участия государства в организации
производственной деятельности, заменив
их механизмами экономической политики,
основанными на косвенном регулировании,
и тем снизить долю внутреннего
валового продукта (ВВП), поступающую
в распоряжение государства, то есть
долю доходов и расходов государства.
Список использованной литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ//СПС Гарант
- Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»//СПС Гарант
- Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ//СПС Гарант
- Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики/А.В. Береснева// ЭКО - 2009 - № 8 – с.11-14
- Борисов А. Б. Большой экономический словарь/А.Б. Борисов– М.: книжный мир, 2006. – 860с.
- Гафуров И.Р. Макроэкономическая политика социально-экономического и инновационного развития России /И.Р. Гафуров// Финансовый бизнес. – 2008 - № 3. - с. 45-49.
- Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: «Питер», 2004. – 544 с.
- Экономическая азбука: учебное пособие/под ред. Е.П. Дятла. -Екатеринбург: УГППУ, 2007. – 236 с.
- Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру / Ю. Князев// Общество и экономика. - 2008. - № 6. - С.28-57.
- Кричевский Н. Мировой экономический кризис и антикризисные программы. / Н.Кричевский// Промышленные ведомости. - 2008. - №11. – С. 34.
- Кудрин А. Макроэкономические проблемы Российской экономики /А. Кудрин// Экономическая политика. - 2008 -№1. - с. 10-22
- Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию /А.Кудрин// Вопросы экономики. – 2009 - №1. - с. 9-27
- Куликов Л. М. Основы экономической теории: Учеб. Пособие/ Л.М. Куликов– М.: Финансы и статистика, 2007. – 400 с.:
- Государственное регулирование рыночной экономики./ Под ред. Кушлина В.И. - М.: РАГС, 2007. — 834 с.
- Любимов Л.П. Введение в экономическую теорию: учебник для студентов педагогических университетов: /Л.П. Любимов. - М.: Вита-Пресс, 2006. – 567 с.
- Маркс К. Капитал: соч./К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 2000.
- Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. - М. ЮНИТИ 2008. – 370 с.
- Осадчая И. Превратности развития российского капитализма/И. Осадчая// Наука и жизнь. – 2007. - №8. – с. 5-10
- Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России/ М.Н. Рыбина// Менеджмент в России и за рубежом – 2007- №2 – с.45-49
- Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учебное пособие /Рук. и науч. ред. А.В.Сидорович. - М.: Дело и Сервис, 2001. – 356 с.
- Трофимов С.В. Макроэкономика: как зарождается волна кризиса? /С.В. Трофимов/ Российское предпринимательство. - 2009. - № 7. ч. 2. - с. 4-8.
- Фетисов Г.Г. Задача снижения зависимости российской экономики от сырьевого экспорта и альтернативы экономической политики./Г.Г. Фетисов// Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 3. - с. 17-34.
- Фирстова С. Упрощенная система налогообложения/С. Фирстова. - М.: «Альфа-Пресс», 2006, - 192 с.
- Ханин Г.И. 20-летие реформ в России: экономические итоги./Г.И. Ханин// ЭКО. – 2008. - № 5. - с. 42-62
- Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: «АСА», 2003. - 832 с.
- www.gks.ru – сайт Росстата
- :www.econ.msu.ru - Сайт экономического журнала
- www.apn.ru – Особенности капитализма в России
- www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития Российской Федерации
- www.ru.wikipedia.org – Статья о капитализме в России