Пути решения проблем развития капитализма в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: исследование особенностей российского капитализма;
Задачи исследования:
1) изучить историю развития капитализма в России;
2) исследовать особенности российского капитализма в современном мире;
3) охарактеризовать меры, оказываемые государством для развития капитализма в России;
4) проанализировать экономическую политику как эффективного метода развития капиталистических отношений в России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.03 Кб (Скачать)

Все эти взгляды едины  в одном: капитал – это любой  ресурс экономики, создаваемый с  целью производства большего количества экономических благ и способный  приносить доход.

   Во всех общественных  системах государство играет  весомую экономическую роль, выполняя  больший или меньший набор  хозяйственных и социальных функций.  В административно - командной  экономике государство берет  на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров и услуг. В рыночной  экономике перед правительством  не стоит задача непосредственной  организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

   Однако существует  много других причин, которые  вызывают объективную необходимость  государственного вмешательства  в рыночную экономику, среди  этих причин можно выделить  существующие монополии; наличие  многочисленных товаров, которые  либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном  количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение  доходов. 

   Представление о  роли государства, степени его  воздействия на экономику страны, различались в разные периоды  экономического развития общества. Исторически первой концепцией  о роли государства в рыночной  экономике была концепция классической  политической экономики. 

   В соответствии  с представлениями классиков,  государство призвано обеспечить  безопасность человека и его  собственности, разрешать споры  между участниками рыночного  процесса, все то, что отдельный  человек не может самостоятельно  выполнить или делает это не  эффективно, призвано осуществить  государство.[28]

   В настоящее время  существует два ведущих методологических  подхода к вопросу государственного  регулирования рыночной экономики.  Джон Кейнс и его последователи  полагают, что государство должно  постоянно следить за состоянием  параметров рынка. Любое нарушение  равновесия должно быть зарегистрировано  и на базе встроенных стабилизаторов  направлено на траекторию равновесного  сбалансированного роста. Неоклассическая  школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства  в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая  ситуация.

   В настоящее время  независимо от принадлежности  к той или иной школе экономисты  рассматривают государство как  субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.[14; 179]

Методы государственного регулирования экономики.

   Государство осуществляет  регулирование социально-экономических  отношений, используя систему  методов и инструментов, которые  могут меняться в зависимости  от экономических задач, материальных  возможностей государства, накопленного  опыта регулирования.

   Общепринято деление  методов государственного регулирования  на:

  • правовые,
  • административные,
  • экономические.

   Правовое  регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

   Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

   Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

   Существуют важные  ограничения для регулирования  государством экономики. Недопустимы  любые действия государства, разрушающие  рыночный механизм (планирование, абсолютный  контроль над ценами), так же  государство не должно своими  действиями ограничивать конкуренцию  на рынке.

В целом содержание государственного регулирования состоит из:

  1. регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
  2. формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;
  3. выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.[14; 185]

В экономике России роль и место государственного регулирования  определяются рядом основных факторов.

Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В  то же время в России роль государства  в социально-экономических процессах  традиционно преувеличена. Кроме  того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном  влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво  сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному  управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации  финансовых ресурсов в бюджетной  системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.

Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как  стабилизирующего фактора неизбежно  возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей  социально-экономической системы, темпы  и направление преобразований.

 В-третьих, в условиях  ломки хозяйственного механизма,  сопровождающейся исчезновением  старых и формированием новых  институтов и / или субъектов  рынка, не обладающих достаточной  степенью доверия, уровень риска  по любой экономической операции  превышает допустимый предел, поэтому  только непосредственное участие  государства во всех сферах  экономической жизни может обеспечить  хотя бы минимальную стабильность.

В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной  экономики были созданы волевым  решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем  государства, поскольку не имели  возможности эффективно действовать  и развиваться без его поддержки.

В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части  инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела  к возникновению дистанции в  уровне экономического и социального  развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны.[11; 10]

Таким образом, можно говорить, что капитализм развивается в  нашей стране с вмешательством государства  в рыночные отношения. Государство  практически управляет всем процессом. Эта мера временная, так как за 20 лет невозможно построить из социализма капитализм. Также необходимо подчеркнуть  о различных методах регулирования  экономики, что более эффективно позволяет развиваться капитализму  в России.

2.2. Экономическая политика как эффективный метод развития капиталистических отношений в Российской Федерации

 

Нынешняя экономическая  политика государства способствует развитию капитализма, укреплению рыночных отношений, а также позволяет  достичь максимальных результатов.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году в США и перекинувшийся на страны ЕС, постепенно распространяется на развивающиеся экономики. Дна пока не видно, поэтому мир постепенно охватывает свойственная таким временам кризисная паника, выражающаяся, в том числе, в принятии все новых антикризисных программ.[12; 9]

Какие меры принимаются правительством России для нормализации экономической  ситуации?

Стремясь предотвратить  кризис ликвидности, в августе 2008 года Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд рублей; в сентябре — 763 млрд рублей (лимит повышен до 1,5 трлн рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков.

7 октября 2008 года Президент  России Д. Медведев, после совещания  с экономическим блоком правительства,  сказал, что государство предоставит  российским банкам субординированный  кредит на сумму до 950 млрд рублей  сроком не менее чем на пять  лет. Из общей суммы кредита  Сбербанк должен был получить  до 500 млрд рублей, ВТБ — до 200 млрд  рублей, Россельхозбанк — до 25 млрд  рублей; оставшиеся 225 млрд смогут  получить прочие российские банки  при условии, что сумма кредита  не будет превышать 15 % уставного  капитала банка, а владельцы  банка будут готовы внести  два рубля своих средств на  рубль государственных.

Накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество: «Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах.»[27]

10 октября 2008 года Государственная  дума приняла ряд законопроектов  по стабилизации финансовой системы.  В частности поправки разрешают  размещать средства Фонда национального  благосостояния во Внешэкономбанке  на депозиты до 31 декабря 2019 года  на общую сумму не более  450 млрд рублей по ставке 7 % годовых  в порядке, установленном российским  правительством. Член комитета Госдумы  по экономической политике Натальи  Ермаковой выразила мнение, что  тем самым «законодатель дает  Центробанку еще один сильный  инструмент для того, чтобы поддерживать  ликвидность».[27]

Также разрабатывались антикризисные  программы в 2008, 2009 и 2010 годах. Последствия  сказались не лучшим образом на капиталистических, или можно сказать рыночных отношениях внутри страны. И поэтому государство  взяло курс на стратегическое планирование рыночной экономики.

Важнейшим фактором обеспечения  конкурентоспособности российской экономики в современных условиях является наличие эффективно функционирующей  системы государственного стратегического  управления.

Система государственного стратегического  управления позволяет:

  • формирование долгосрочных приоритетов деятельности государства в области социально-экономического развития, позволяющих частным компаниям снизить риски, в том числе при принятии долгосрочных инвестиционных решений;
  • развертывание долгосрочных решений (со сроком реализации 7 и более лет) в комплекс средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой;
  • балансировку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности, в сфере развития человеческого потенциала);
  • ориентированность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на деятельность в соответствии с поставленными долгосрочными целями;
  • увязку принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу;
  • мониторинг реализации принимаемых решений.

Основными задачами, решаемыми  Министерством при осуществлении  стратегического планирования, являются:

  • формирование системы стратегического управления;
  • разработка и мониторинг реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
  • мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

На сегодняшний день стратегический характер приобрела деятельность, направленная на преодоления кризисных явлений  в экономики. В этом направлении  в соответствии с поручением Правительства  Российской Федерации ведётся активная работа по мониторингу мер, направленных на оздоровление экономики.

Информация о работе Пути решения проблем развития капитализма в Российской Федерации