Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
описать приватизацию как механизм изменения отношений собственности в АПК;
изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
исследовать формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном производстве;
проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 6
1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации 6
1.2 Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном
производстве 8
1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства 11
2 АНАЛИЗ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ развития сельского хозяйства на современном этапе 14
2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации 17
2.3 Анализ результатов и проблем приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 20
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИВАТИЗАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 23
3.1 Проблемы сельскохозяйственного производства Республики Казахстан 23
3.2 Пути решения проблем сельскохозяйственного производства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Слепченко АленыПриватизация СХ.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

       Государственная программа приватизации на 1992 год  содержала конкретный механизм приватизации государственных и муниципальных предприятий и предоставляла трудовым коллективам значительные льготы в процессе акционирования предприятий.

       Массовая  приватизация предприятий была начата на основании Указа Президента Республики Казахстан от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», утвердившего положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и типовой устав акционерного общества открытого типа..

       Анализируя  нормативную правовую базу приватизации на начальном ее этапе можно сделать  вывод о том, что правовое регулирование не было направлено на достижение основных целей, определенных в Государственной программе приватизации, - формирование «эффективного» собственника, повышение эффективности деятельности предприятий и создание социально ориентированной рыночной экономики, привлечение иностранных инвестиций.

       В частности, в основу приватизационных мероприятий были заложены задания  в относительных и расчетных  показателях по приватизации государственных  предприятий, что свидетельствовало  о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности.

       Законодательно  не были обеспечены равные права и  возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.

       Таким образом, анализ нормативной правовой базы в период денежной приватизации позволяет сделать выводы о том, что, как и в предыдущие годы не была обеспечена правовая основа для  приватизации объектов государственной  собственности по рыночной цене без  занижения ее реальной стоимости, не был создан механизм запрещения и ограничения участия иностранного капитала и резидентов Республики Казахстан, имеющих в качестве выгодоприобретателей иностранных юридических и физических лиц, в приватизации объектов стратегического характера, не был определен порядок расторжения сделок приватизации и возмещения ущерба в связи с невыполнением покупателем объекта приватизации инвестиционных условий, сделок, совершенных без стоимостной оценки или без оплаты объекта приватизации.

       2.3 Анализ результатов и проблем приватизации сельскохозяйственного производства в РК

       Реализация  государственных и региональных программ по развитию сельского хозяйства  при финансировании государства  позволила сделать качественный рывок в развитии аула. Растут объемы производства валовой продукции сельского хозяйства, за 2009 год её стоимость составила 193,8  млрд. тенге при индексе физического объема 95,1%. В структуре  валовой продукции более 70% занимает продукция растениеводства, 30% продукция животноводства. Сельхозпредприятия производят 45% валовой продукции, крестьянские хозяйства 19% и 36 % валовой продукции производится в хозяйствах населения.  Производством  сельскохозяйственной продукции занято 952 сельхозпредприятия, 3851 крестьянское хозяйство. Треть зерна по области производится крестьянскими хозяйствами.

       Для развития аграрной экономики работают 26 фирм-инвесторов по выращиванию совместно с хозяйствами 47% зерновых культур, 75% масличных культур в области.

       Проведена работа по реорганизации и укрупнению мелких крестьянских и фермерских хозяйств. Если 3 года назад в мелких крестьянских хозяйствах находилось более 30% пашни, то на сегодня 21 %. В 2009 году реорганизовано 525 крестьянских хозяйств, большинство из них вошли в состав крупных, экономически устойчивых и стабильно работающих предприятий.

       Как и прежде наибольшая посевная площадь  сельскохозяйственных культур принадлежит  сельхозпредприятиям. В тоже время  значительная ее часть приходится и  на крестьянские (фермерские) хозяйства (рис. 3).

       Посевами  крестьянских хозяйств занято 945,9тыс.га, или больше 2008 года на 9,3%, в т.ч. зерновыми культурами – 905,4тыс.га, или 95,7% посевной площади крестьянских хозяйств (рис.4).

     

     Рис. 4 - Доля посевов фермерских хозяйств в посевах области, в процентах 

       количества  крестьянских хозяйств в процессе их объединения и перерегистрации  в сельскохозяйственные предприятия  со статусом юридического лица послужило  причиной сокращения их доли в общей  площади посевов. Хотя крестьянскими  хозяйствами в 2007 году засеяно сельхозкультурами на 0,1% больше, чем в предыдущем году, их доля в В сельском хозяйстве результаты производственной деятельности в каждом году в значительной мере зависят от складывающихся агрометеорологических условий, сева, вегетации и сбора урожая сельскохозяйственных культур.

       Валовая продукция сельского хозяйства  в 2007 году в действующих ценах (по предварительным расчетам Агентства РК по статистике) составила 110,3 млрд. тенге, в том числе продукция растениеводства – 78,2 млрд. тенге (70,9% общего объема), животноводства – 32,1 млрд. тенге (29,1%) (таблица2). 
 
 

       Таблица 2 - Состав валовой продукции сельского хозяйства

                                         (в текущих ценах соответствующих лет, млн. тенге)

  2007г. 2008г. 2009г.
Валовая продукция 85135,6 93979,0 110319,8
Продукция растениеводства 60363,2 65422,8 78255,3
продукция животноводства 24772,4 28556,2 32064,5
 

       Структура посевов по категориям хозяйств в  последние годы претерпела значительные изменения. Сокращение площади посева области по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,5 процентных пункта, 2007 годом на 19,9 процентных пункта.

 

        3 пути решения  проблем приватизации  сельскохозяйственного  производства

       3.1 Проблемы сельскохозяйственного  производства Республики  Казахстан

 

       Сельскохозяйственное производство Казахстана находится в более неблагоприятных условиях, чем большинство республик СНГ. Годовое количество осадков колеблется от 90 мм в пустыне, до 1000-1600 мм в высокогорьях и предгорья) Заилийского Алатау и Алтая. В равнинных земледельческих районах выпадает 250-400 мм осадков в год. Летний период на юге начинается с середины мая, а на севере - в начале июня. Все эти особенности накладывают определенный отпечаток на специфику системы ведения сельского хозяйства и пространственное размещение сельскохозяйственного производства.

       Слабо развита система заготовки и  закупа сельскохозяйственной продукции. Отсутствие цивилизованного оптового рынка, отмена биржевой торговли способствуют сохранению расширенной сети посредников  при продвижении сельхозпродукции к конечному потребителю. Недостаточное количество заготовительных пунктов и низкий уровень их оснащенности, отсутствие лабораторного контроля качества сельскохозяйственной продукции отрицательно влияют на обеспечение пищевой промышленности необходимым сырьем, а также сбыт продукции сельхозпроизводителей и сельского населения. 
            До настоящего времени производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка не соответствуют международным стандартам качества. Подавляющим большинством сельхозтоваропроизводителей не используются рекомендуемые севообороты, наблюдается низкое качество высеваемых семян, не проводится сортосмена и сортообновление, практически прекратилось применение минеральных удобрений, протравителей и гербицидов, что приводит к снижению урожайности и качества продукции растениеводства.

       Кроме того, в животноводстве преобладает  численность беспородного скота  с низкими продуктивными качествами. Мелкие крестьянские хозяйства не могут  обеспечить планомерную работу на научной основе в племенном животноводстве.

       В последние годы, к сожалению, в  крестьянской практике все реже встречается  такое понятие, как «культура земледелия». А низкий уровень организации агротехнических работ соответственно ограничивает экспортные возможности производителей. Для увеличения выпуска продукции растениеводства и повышения его экономической эффективности, планируется расширить площади под рентабельные виды сельскохозяйственных культур. Структура их посевов будет адаптирована к природно-климатическим условиям регионов. В западных областях страны, например, увеличатся площади озимых пшеницы и ржи, а в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской - будут увеличены площади под твердую пшеницу, зернобобовые и зернофуражные сорта. Посевы крупяных и масличных расширятся в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях, под кукурузу, сою и сахарную свеклу - в Алматинской и Жамбылской областях.

       По  мнению экспертов, экономический прогресс в с/х отрасли может быть достигнут  при росте реальных доходов населения. В ближайшей и отдаленной перспективе эластичность спроса на продовольствие по доходам будет оставаться весьма высокой, так что не менее половины прироста реальных доходов населения (если он будет иметь место) будет расходоваться на покупку продуктов питания.

       3.2 Пути решения проблем  сельскохозяйственного  производства

 

       Благоприятная тенденция в динамике соотношения  цен на средства производства для  сельского хозяйства и сельскохозяйственную продукцию - рост цен на сельскохозяйственную продукцию пока опережает рост цен на основные покупные средства производства для сельского хозяйства. Если за последующие годы пищевая промышленность станет объектом крупных отечественных и иностранных инвестиций, это приведет к объективному росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье. По прогнозам ученых, в ближайшие годы рост внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье будет наблюдаться, прежде всего, в производстве молока, пивоваренного ячменя, подсолнечника, овощей и фруктов предназначенных для промышленной переработки.

       Появление новых инвесторов-операторов, которые  «трансформируют» указанные выше благоприятные возможности в реальный экономический рост.

       На  взгляд экспертов, основные шаги, которые  должны будут входить в стратегию  подъема агропромышленного комплекса, могут включать большой комплекс мер. Сюда относится привлечение новых биотехнологий, в том числе в микробиологии в племенном животноводстве и селекции растений, базируясь на собственном материале, чтобы не зависеть от импорта новых сортов.

       Государственные дотации, прежде всего, в перерабатывающую отрасль, дорожное строительство и селекцию. Поддержка внутреннего товаропроизводителя (государственный протекционизм). Широкие инвестиции в пищевую отрасль. Государственное регулирование внутренних цен. В том числе устранение причин ценового сговора посредников и перекупщиков, правовая и силовая поддержка непосредственного производителя. Принятие закона о паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве. Надо расширять кооперацию и интеграцию в агропромышленном комплексе, создавать средние и мелкие агроформирования с включением в них перерабатывающих и обслуживающих организаций.

       Подводя итоги приватизации, можно сделать  вывод, что падение реальных доходов значительной части населения, несомненно, один из самых ощутимых негативных результатов реформы собственности. Средства от приватизации на развитие объектов социальной инфраструктуры практически не поступали, приватизация собственности не сопровождалась ее реальным перераспределением, а наделение работника акциями без изменения его властных полномочий не способствовало изменению его статуса. Процесс формирования новых экономических институтов в результате приватизации оказывается значительно более сложным, чем это мыслилось в начале ее процесса, а экономические проблемы, отношения собственности тесно связаны с социальными параметрами общества.

       Ни  полная, ни тем более частичная  смена формы собственности еще  не означает автоматически возникновения  «эффективной» частной собственности, так как вне конкурентного рынка, гражданского общества и правового государства тот позитивный заряд, который несет в себе частная собственность, реализован быть не может.

       Современное состояние казахстанского рынка  зерна является следствием процессов его формирования в условиях перехода сельскохозяйственной отрасли на рыночные отношения с одновременным ослаблением роли государства. Результатом этого являются следующие, на наш взгляд, тенденции и проблемы рынка:

Информация о работе Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства