Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
описать приватизацию как механизм изменения отношений собственности в АПК;
изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
исследовать формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном производстве;
проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 6
1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации 6
1.2 Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном
производстве 8
1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства 11
2 АНАЛИЗ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ развития сельского хозяйства на современном этапе 14
2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации 17
2.3 Анализ результатов и проблем приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 20
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИВАТИЗАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 23
3.1 Проблемы сельскохозяйственного производства Республики Казахстан 23
3.2 Пути решения проблем сельскохозяйственного производства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Слепченко АленыПриватизация СХ.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

       В реформированных предприятиях важным является снижение себестоимости производимой продукции. Трудность решения этой задачи требует использования современного менеджмента и прежде всего управления затратами.

       Вместе  с тем, необходимо осуществление  структурных изменений в аграрном секторе, включающих изменение производственных отношений на основе многообразия форм собственности; совершенствование  форм хозяйствования, реструктуризацию производства; развитие кооперативных связей как в сфере производства, так и сфере сбыта продукции; поддержку интеграционных процессов, в первую очередь, между производителями сырья, переработчиками, торговлей и достижения на этой основе сбалансированности и взаимовыгодности производства.

           1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства

 

       Годы  независимости РК - это период перманентных реформ. К несчастью, реформы толком не затронули аграрный сектор. Несмотря на то, что в Казахстане заложен  мощный сельскохозяйственный потенциал, находится он в затруднительном положении [15, с. 42].

       Неблагоприятна  внутренняя обстановка, когда основными  законодателями цен стали отнюдь не столбовые крестьяне-производители, а перекупщики-посредники. Последние  и получают львиную долю выручки. Произошло это благодаря тому, что аграрный сектор находится в хаотичном, неотрегулированном рынке, где местные власти слились с частным капиталом.

       Правительство, быстрыми темпами провело реформирование на селе и, в первую очередь, эти преобразования затронули совхозы. С одной стороны, центральные органы власти стремились провести разгосударствление для того, чтобы «выглядеть в лучшем свете» перед мировым сообществом в виде иностранных инвесторов и, стремясь избавиться от тяжелого бремени дотирования аграрного сектора, с другой - подобными мерами они пытались сохранить за собой функции административного управления агропромом посредством назначения руководителей хозяйств.

       Тем не менее, на поверку оказалось, что  осуществление реорганизации крупных хозяйств и других структур - явление более сложное. Так, в ходе разгосударствления при поспешном и необдуманном его проведении возникло резкое снижение технической оснащенности хозяйств и эффективность использования основных технических фондов.

       Процесс приватизации изменил положение  государственный предприятий в  рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений  предприятий с государственными органами власти, в менее жестком  контроле со стороны государства.

       По  мнению ученых, реформа должна была быть направлена на приспособление материально-технической базы крупных хозяйств к потребностям создаваемых мелких крестьянских и фермерских структур, наделение землей, в первую очередь, тех, кто имеет возможность обрабатывать эту землю. К субъективным факторам противодействия аграрному реформированию, считают ученые НИИ экономики и организации АПК, следует отнести незаинтересованность в нем: административно-управленческого персонала хозяйств; колхозников и рабочих совхозов, которых устраивали условия труда и социальной защиты в общественном производстве; руководителей административно-территориальных делений.

       Реформирование  с самого начала проводилось административно-командными методами и было направлено на лишение  подавляющей массы людей средств производства и сосредоточения их у незначительной части. В результате приватизации «небольшая группа людей завладела огромным количеством реального богатства, в то время как подавляющая масса населения получила свидетельства на собственность, не представляющие никакой ценности на рынке» [15, с. 21].

       Положительная динамика имеет место с исключительно низкого стартового уровня. По объему сельскохозяйственного производства страна отброшена на десятилетия назад. Особенно велико отставание от развитых стран в эффективности развития животноводства.

       Экономический рост вызван, прежде всего, факторами, связанными с высокими мировыми ценами на энергетические ресурсы. Положительная динамика не закреплена глубокими структурными реформами, прежде всего, введением в рыночный оборот сельскохозяйственных земель.

       Экономический рост носит очаговый и секторный характер. Он имеет место в секторе «новых операторов» на фоне продолжения стагнации и ухудшения экономического состояния широкого массива «традиционных» форм хозяйствования. Рост объемов продаж и прибыльности в растениеводстве пока не сопровождается существенным улучшением экономического положения в животноводстве. Более того, наблюдается постепенное увеличение импорта животноводческой продукции [15, с. 66].

       Обостряется проблема кадрового потенциала аграрного сектора, вызванная оттоком квалифицированных кадров во внешнюю и внутреннюю эмиграцию и деквалификацией остающейся рабочей силы [12, с. 67].

       Перераспределение земли и прав собственности в аграрном секторе не было подкреплено соответствующими макроэкономическими преобразованиями и развитием рыночных институтов; более того, за годы реформы общеэкономические условия ведения сельского хозяйства существенно ухудшились. Ослабление роли государства нашло отражение в резко увеличившемся диспаритете цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, сокращении аграрных статей в государственном бюджете, невыполнении обязательств властей и органов управления по закупкам сельскохозяйственной продукции.

 

        2 анализ приватизационных процессов в  сельском хозяйстве республики казахстан

       2.1 Анализ развития  сельского хозяйства  на современном  этапе

 

       Аграрный  сектор является одним из важнейших составляющих экономики области. Северо-Казахстанская область имеет значительные потенциальные возможности по производству сельскохозяйственной продукции. Посевы сельскохозяйственных культур области в структуре посевов республики традиционно занимают более 19% (таблица 1). 

       Таблица 1- Посевная площадь основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств за 2007–2009 годы

(тысяч гектаров)

Показатели 2007г. 2008г. 2009г. программа процент выпол.
Вся посевная площадь 3626,7 3747,2 4145,9 3736,4 111,0
в том числе: зерновые и зернобобовые всего 3194,8 3335,4 3704,2 3000,0 123,5
в том числе пшеница яровая 2751,3 2854,3 3086,0 2425,0 127,1
ячмень 384,6 411,9 537,0 500,0 108,7
овес 28,7 32,9 32,1 52,0 63,5
технические культуры 114,2 110,0 113,8 287,0 39,7
картофель 22,3 21,8 26,0 24,4 106,6
овощи 4,1 3,9 4,7 5,0 94,0
кормовые  культуры 291,3 276,1 301,2 420,0 70,8

       Основные  приросты посевов обеспечиваются за счет зерновых культур. Несмотря на некоторые  колебания посевов в сторону  снижения в 2004 году преобладает тенденция их роста. В 2009 году посевы сельскохозяйственных культур достигли самый максимальный уровень в течение последних пяти лет 4146,2 тыс.га.

       Зерновой  клин, достигнутый после 2000 года более 3,0 млн. га, стабильно засевается с некоторыми изменениями в сторону роста или снижения с преобладанием в отдельные годы тенденции дальнейшего роста. По отношению к 2008 году посевы зерновых несколько выше. Посевная площадь кормовых культур ежегодно снижается с 316,5 тыс. га в 2004 году до 297,3 тыс. га в 2009 году. В 2009 году увеличились посевы технических культур.

        За последние  пять лет посевная площадь во всех категориях хозяйств увеличилась на 22,2%, в том числе зерновых и  зернобобовых культур – на 22,2%, пшеницы  – на 18,4%, ячменя – на 52,4%, технических культур – в 5,7 раза, картофеля – на 14,5%, овощей – на 17,5%, Сократились посевы овса – на 12,7%, кормовых культур – на 6% (рис. 2). 

     Рис. 1  - Изменения посевной площади зерновых культур, тыс.га  

       В 2009 году посевы сельскохозяйственных культур занимали 4145,9 тыс. га, что на 399,0 тыс. га, или на 10,6% больше, чем в 2008 году. По сравнению с 2008 годом посевы зерновых и зернобобовых культур увеличились на 368,8 тыс.га, или на 11,1%, в том числе пшеницы – на 228 тыс.га, или на 8,0%, ячменя – на 131,9 тыс.га, или на 32,0%, овса – на 0,1тыс.га, или на 0,3%, технических культур – на 4,0 тыс.га, или на 3,6%, картофеля – на 4,2 тыс.га, или на 19,3%, овощей – на 0,8 тыс.га, или на 20,5%, кормовых культур – на 21,2 тыс.га, или на 7,7% (рис. 2). 

     Доля  посевов зерновых культу 

     Рис. 2  - Доля посевов зерновых культур в общей площади посева

     за 2004 – 2009 годы, в процентах 

       За  последние пять лет прирост доли посевной площади пшеницы снизился с 85,9% в 2004 году до 83,4% в 2009 году, ячменя увеличился с 11,8% в 2004 году до 14,5% в 2009 году (рис 2). 

     Рис. 3  - Структура посевов зерновых культур за 2005 – 2009 годы, в процентах

       В текущем году увеличили посев  зернового клина, картофеля и  овощей все районы области. Наибольшее расширение посевов зерновых и зернобобовых культур наблюдается в районах М.Жумабаева (20,7%), Уалихановском (17,4%), Жамбылском (16,0%), Акжарском (13,3%), Тимирязевском (12,0%).

       Значительное  увеличение посевов картофеля в  Уалихановского (на 66,7%), Акжарском (на 91,1%), Есильском (на 43,7%), овощей – в Уалихановском (в 3,5 раза), Акжарском (в 2,6 раза), Тимирязевском (на 50,2%) районах.

       С целью увеличения продуктивности пашни  необходимо внедрение научно-обоснованных севооборотов и расширение применения минеральных и органических удобрений. В 2009 году чистыми парами занято 603,1 тыс. га земельных угодий, что меньше прошлого года на 71,9 тыс. га. Не соблюдается необходимая структура севооборотов по наличию паров в пашне, вместо 25%-30%, предусмотренных Программой первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Северо-Казахстанской области на 2007 - 2010 годы, они занимают только 18,7%, что больше прошлого года на 3,4 процентных пункта.

       2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации

 

       Приватизационное  законодательство превышает три  тысячи нормативных правовых актов  и состоит из трех законов о  приватизации, двух указов Президента Республики Казахстан, утвердивших  Государственную программу приватизации, других указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, в том числе по регулированию особенностей приватизации тех или иных объектов, многочисленных нормативных документов, изданных в различные годы  органом исполнительной власти по управлению  имуществом в рамках предоставленной ему компетенции. Кроме того, отдельные нормы о приватизации содержатся более чем в 60 законах, что предопределяет определенную сложность в оценке нормативной правовой базы в области приватизации государственного имущества.

       Закон от 3 июля 1991 г. № 1531-I, с которого следует  вести отсчет приватизации, определял  перечень и компетенцию государственных  органов, уполномоченных проводить  приватизацию, регламентировал порядок  и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.

       В соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года постановлением Верховного Совета Республики Казахстан 11 июня 1992 г. № 2980-1 была утверждена Государственная  программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республики Казахстан на 1992 год, когда приватизация уже набрала значительные темпы и реализовывалась на правовой основе указов Президента Республики Казахстан.

Информация о работе Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства