Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:40, курсовая работа
Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
описать приватизацию как механизм изменения отношений собственности в АПК;
изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
исследовать формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном производстве;
проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 6
1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации 6
1.2 Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном
производстве 8
1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства 11
2 АНАЛИЗ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ развития сельского хозяйства на современном этапе 14
2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации 17
2.3 Анализ результатов и проблем приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 20
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИВАТИЗАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 23
3.1 Проблемы сельскохозяйственного производства Республики Казахстан 23
3.2 Пути решения проблем сельскохозяйственного производства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
В
реформированных предприятиях важным
является снижение себестоимости производимой
продукции. Трудность решения этой
задачи требует использования
Вместе
с тем, необходимо осуществление
структурных изменений в
Годы независимости РК - это период перманентных реформ. К несчастью, реформы толком не затронули аграрный сектор. Несмотря на то, что в Казахстане заложен мощный сельскохозяйственный потенциал, находится он в затруднительном положении [15, с. 42].
Неблагоприятна
внутренняя обстановка, когда основными
законодателями цен стали отнюдь
не столбовые крестьяне-
Правительство, быстрыми темпами провело реформирование на селе и, в первую очередь, эти преобразования затронули совхозы. С одной стороны, центральные органы власти стремились провести разгосударствление для того, чтобы «выглядеть в лучшем свете» перед мировым сообществом в виде иностранных инвесторов и, стремясь избавиться от тяжелого бремени дотирования аграрного сектора, с другой - подобными мерами они пытались сохранить за собой функции административного управления агропромом посредством назначения руководителей хозяйств.
Тем не менее, на поверку оказалось, что осуществление реорганизации крупных хозяйств и других структур - явление более сложное. Так, в ходе разгосударствления при поспешном и необдуманном его проведении возникло резкое снижение технической оснащенности хозяйств и эффективность использования основных технических фондов.
Процесс приватизации изменил положение государственный предприятий в рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений предприятий с государственными органами власти, в менее жестком контроле со стороны государства.
По
мнению ученых, реформа должна была быть
направлена на приспособление материально-технической
базы крупных хозяйств к потребностям
создаваемых мелких крестьянских и фермерских
структур, наделение землей, в первую очередь,
тех, кто имеет возможность обрабатывать
эту землю. К субъективным факторам противодействия
аграрному реформированию, считают ученые
НИИ экономики и организации АПК, следует
отнести незаинтересованность в нем: административно-
Реформирование
с самого начала проводилось административно-
Положительная динамика имеет место с исключительно низкого стартового уровня. По объему сельскохозяйственного производства страна отброшена на десятилетия назад. Особенно велико отставание от развитых стран в эффективности развития животноводства.
Экономический рост вызван, прежде всего, факторами, связанными с высокими мировыми ценами на энергетические ресурсы. Положительная динамика не закреплена глубокими структурными реформами, прежде всего, введением в рыночный оборот сельскохозяйственных земель.
Экономический рост носит очаговый и секторный характер. Он имеет место в секторе «новых операторов» на фоне продолжения стагнации и ухудшения экономического состояния широкого массива «традиционных» форм хозяйствования. Рост объемов продаж и прибыльности в растениеводстве пока не сопровождается существенным улучшением экономического положения в животноводстве. Более того, наблюдается постепенное увеличение импорта животноводческой продукции [15, с. 66].
Обостряется проблема кадрового потенциала аграрного сектора, вызванная оттоком квалифицированных кадров во внешнюю и внутреннюю эмиграцию и деквалификацией остающейся рабочей силы [12, с. 67].
Перераспределение земли и прав собственности в аграрном секторе не было подкреплено соответствующими макроэкономическими преобразованиями и развитием рыночных институтов; более того, за годы реформы общеэкономические условия ведения сельского хозяйства существенно ухудшились. Ослабление роли государства нашло отражение в резко увеличившемся диспаритете цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, сокращении аграрных статей в государственном бюджете, невыполнении обязательств властей и органов управления по закупкам сельскохозяйственной продукции.
Аграрный
сектор является одним из важнейших
составляющих экономики области. Северо-Казахстанская
область имеет значительные потенциальные
возможности по производству сельскохозяйственной
продукции. Посевы сельскохозяйственных
культур области в структуре посевов республики
традиционно занимают более 19% (таблица
1).
Таблица 1- Посевная площадь основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств за 2007–2009 годы
(тысяч гектаров)
Показатели | 2007г. | 2008г. | 2009г. | программа | процент выпол. |
Вся посевная площадь | 3626,7 | 3747,2 | 4145,9 | 3736,4 | 111,0 |
в том числе: зерновые и зернобобовые всего | 3194,8 | 3335,4 | 3704,2 | 3000,0 | 123,5 |
в том числе пшеница яровая | 2751,3 | 2854,3 | 3086,0 | 2425,0 | 127,1 |
ячмень | 384,6 | 411,9 | 537,0 | 500,0 | 108,7 |
овес | 28,7 | 32,9 | 32,1 | 52,0 | 63,5 |
технические культуры | 114,2 | 110,0 | 113,8 | 287,0 | 39,7 |
картофель | 22,3 | 21,8 | 26,0 | 24,4 | 106,6 |
овощи | 4,1 | 3,9 | 4,7 | 5,0 | 94,0 |
кормовые культуры | 291,3 | 276,1 | 301,2 | 420,0 | 70,8 |
Основные приросты посевов обеспечиваются за счет зерновых культур. Несмотря на некоторые колебания посевов в сторону снижения в 2004 году преобладает тенденция их роста. В 2009 году посевы сельскохозяйственных культур достигли самый максимальный уровень в течение последних пяти лет 4146,2 тыс.га.
Зерновой клин, достигнутый после 2000 года более 3,0 млн. га, стабильно засевается с некоторыми изменениями в сторону роста или снижения с преобладанием в отдельные годы тенденции дальнейшего роста. По отношению к 2008 году посевы зерновых несколько выше. Посевная площадь кормовых культур ежегодно снижается с 316,5 тыс. га в 2004 году до 297,3 тыс. га в 2009 году. В 2009 году увеличились посевы технических культур.
За последние
пять лет посевная площадь во всех
категориях хозяйств увеличилась на
22,2%, в том числе зерновых и
зернобобовых культур – на 22,2%, пшеницы
– на 18,4%, ячменя – на 52,4%, технических
культур – в 5,7 раза, картофеля – на 14,5%,
овощей – на 17,5%, Сократились посевы овса
– на 12,7%, кормовых культур – на 6% (рис.
2).
Рис.
1 - Изменения посевной площади зерновых
культур, тыс.га
В
2009 году посевы сельскохозяйственных
культур занимали 4145,9 тыс. га, что на 399,0
тыс. га, или на 10,6% больше, чем в 2008 году.
По сравнению с 2008 годом посевы зерновых
и зернобобовых культур увеличились на
368,8 тыс.га, или на 11,1%, в том числе пшеницы
– на 228 тыс.га, или на 8,0%, ячменя – на 131,9
тыс.га, или на 32,0%, овса – на 0,1тыс.га, или
на 0,3%, технических культур – на 4,0 тыс.га,
или на 3,6%, картофеля – на 4,2 тыс.га, или
на 19,3%, овощей – на 0,8 тыс.га, или на 20,5%,
кормовых культур – на 21,2 тыс.га, или на
7,7% (рис. 2).
Доля
посевов зерновых культу
Рис. 2 - Доля посевов зерновых культур в общей площади посева
за
2004 – 2009 годы, в процентах
За
последние пять лет прирост доли
посевной площади пшеницы снизился
с 85,9% в 2004 году до 83,4% в 2009 году, ячменя
увеличился с 11,8% в 2004 году до 14,5% в 2009 году
(рис 2).
Рис. 3 - Структура посевов зерновых культур за 2005 – 2009 годы, в процентах
В текущем году увеличили посев зернового клина, картофеля и овощей все районы области. Наибольшее расширение посевов зерновых и зернобобовых культур наблюдается в районах М.Жумабаева (20,7%), Уалихановском (17,4%), Жамбылском (16,0%), Акжарском (13,3%), Тимирязевском (12,0%).
Значительное увеличение посевов картофеля в Уалихановского (на 66,7%), Акжарском (на 91,1%), Есильском (на 43,7%), овощей – в Уалихановском (в 3,5 раза), Акжарском (в 2,6 раза), Тимирязевском (на 50,2%) районах.
С целью увеличения продуктивности пашни необходимо внедрение научно-обоснованных севооборотов и расширение применения минеральных и органических удобрений. В 2009 году чистыми парами занято 603,1 тыс. га земельных угодий, что меньше прошлого года на 71,9 тыс. га. Не соблюдается необходимая структура севооборотов по наличию паров в пашне, вместо 25%-30%, предусмотренных Программой первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Северо-Казахстанской области на 2007 - 2010 годы, они занимают только 18,7%, что больше прошлого года на 3,4 процентных пункта.
Приватизационное законодательство превышает три тысячи нормативных правовых актов и состоит из трех законов о приватизации, двух указов Президента Республики Казахстан, утвердивших Государственную программу приватизации, других указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, в том числе по регулированию особенностей приватизации тех или иных объектов, многочисленных нормативных документов, изданных в различные годы органом исполнительной власти по управлению имуществом в рамках предоставленной ему компетенции. Кроме того, отдельные нормы о приватизации содержатся более чем в 60 законах, что предопределяет определенную сложность в оценке нормативной правовой базы в области приватизации государственного имущества.
Закон от 3 июля 1991 г. № 1531-I, с которого следует вести отсчет приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.
В соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года постановлением Верховного Совета Республики Казахстан 11 июня 1992 г. № 2980-1 была утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республики Казахстан на 1992 год, когда приватизация уже набрала значительные темпы и реализовывалась на правовой основе указов Президента Республики Казахстан.
Информация о работе Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства