Проблемы вступления в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является ознакомление с подготовкой металлургического комплекса страны к работе в условиях ВТО, выявление проблем предприятий и возможных путей их решения, осведомление о том, какие основные задачи необходимо решить металлургическим предприятиям для успешного вхождения на международные рынки.

Файлы: 1 файл

Введение Курсовая по экономики.docx

— 74.02 Кб (Скачать)

Уровень импортных пошлин Россией после присоединения  к ВТО должен в целом содействовать  увеличению и изменению характера  конкурентоспособности товаров  отечественного производства. Не надо создавать тепличных условий  для отечественных производителей. Вместе с этим целесообразно установить режим наибольшего благоприятствования  для прямых иностранных инвестиций во все сектора экономики.

На сегодняшний момент ставка импортной пошлины на черные металлы составляет 15-20 %. Вступление в ВТО предполагает установление уровня связывания импортных пошлин, т.е. обсуждение с основными поставщиками той или иной продукции на внутренний рынок России пределов увеличения ставок таможенных пошлин в течение имплементационного периода (отрезка времени, в течение которого будет происходить изменение уровня связывания).

В соответствии со сложившейся  ситуацией на мировом и внутреннем рынках черных металлов, а также  с положением отечественной металлургии, представляется возможным рассмотрение следующих предложений по связыванию импортных пошлин.

Во-первых, важен дифференцированный подход в выборе пошлин на товары инвестиционного  назначения (комплектующие и технологическое  оборудование, особенно материало- и топливосберегающее). Необходимо выделять продукты, имеющие аналоги, производимые на территории Российской Федерации, и не имеющие таковых. На первую группу товаров целесообразно значительно снизить действующий тариф до уровня, близкого к 5 % и в дальнейшем довести до максимально низкого уровня в течение 2-3 лет. А продукты инвестиционного назначения, не производящиеся внутри страны, с нашей точки зрения, должны вообще ввозиться беспошлинно. При этом следует максимально упростить ввоз комплектующих.

Обоснование: Цена продажи  таких импортных товаров гораздо  выше цены отечественных, причем подчас зарубежные инвестиционные товары, закупаемые российскими металлургическими предприятиями попросту не имеют аналогов. Практика показывает, что предприятия черной металлургии осуществляют значительные инвестиционные вложения в не только в отечественное оборудование, но и в оборудование иностранного производства. В установлении указанных уровней связывания явно видна попытка мотивации российских предприятий машиностроения к повышению эффективности производства уже существующей товарной номенклатуры, а также к увеличению в ВВП доли производства продукции со значительным уровнем передела (готовая продукция, а не комплектующие). Снижение уровня связывания тарифа на эти товары позволит предприятиям черной металлургии не только в максимально сжатые сроки претворять в жизнь значительные инвестиционные программы, но и, при условии проведения сбалансированной межотраслевой государственной политики, в перспективе создать относительно дешевую сырьевую базу для отечественного машиностроения. Ведь именно эта отрасль является одним из основных потребителей продукции черной металлургии.

Во-вторых, предложенные Правительством РФ уровни связывания на некоторые  виды сырья для черной металлургии (ферросплавы, отходы и лом металла) в размере 15 % в начале и 5 % в конце  имплементационного периода, скорее всего, не соответствует целям интенсификации экономики России – такой уровень связывания обеспечит в будущем еще более устойчивую сырьевую ориентацию страны. Поэтому целесообразно установить начальный уровень связывания импортных пошлин на эту продукцию на уровне, приближающемся к 5 %. При этом – в целях содействия структурным изменениям в экономике – конечный уровень связывания приблизить к 0 %.

Обоснование: Сегодня иностранные  поставщики (ЮАР, ЕС, Чехия и Словакия, Грузия, Турция, Швейцария и Лихтенштейн) обеспечивают российскую металлургию  относительно дешевым сырьем указанных  видов. Снижение уровня связывания до указанных размеров в течение 3 лет  позволит в значительной степени  снизить материальные издержки производства российской металлургии, что положительно скажется на уровне ее конкурентоспособности  и позволит высвободить денежные ресурсы в целях эффективного инвестирования. Все это будет  способствовать скорейшим структурным  преобразованиям в российской экономике, снижению ее сырьевой направленности и повышению в ВВП доли производства продукции с высокой степенью передела.

В-третьих, целесообразно  предложение Правительства установить связанный уровень импортных  пошлин на металлопродукцию высокого качества – сортовой прокат и листовой прокат из коррозионно-стойкой и  легированных сталей в размере 15 % в  начале и 5 % в конце имплементационного периода (4 года). Начальный уровень связывания 13 % по холоднокатаному листовому прокату нужно увеличить до 20 %.

Обоснование: Временной лаг  и значительная разница между  уровнями связывания поможет – наряду с продуманной государственной  инвестиционной политикой – привлечь дополнительные финансовые ресурсы  в целях развития производства продукции  с высоким уровнем добавленной  стоимости.

В-четвертых, Правительство  предлагает увязывать импортные  пошлины на листовой прокат из железа и нелегированных сталей на первоначальном этапе с уровнем 10 % (5 % - конечный, имплементационный период – 3 года). Однако возможно несколько повысить верхний уровень связывания на продукцию с более высокой степенью передела, такую, как лист из электротехнической стали, с покрытием и проч. до 15 %.

Обоснование: Достаточная  разница между уровнями связывания позволит не только при необходимости  применить соответствующие механизмы  государственного защитного воздействия, но и поможет предприятиям наиболее эффективным образом закончить  начатые инвестиционные проекты  по модернизации и обновлению производства и увеличению качества и сортамента производимой продукции, а также  в условиях наибольшего благоприятствования  начать новые. А повышение в ВВП  доли продукции с высоким уровнем  добавленной стоимости положительно скажется на развитии экономики в  целом.

Каковы возможные пути решения этих проблем?

В перечне обязательных мероприятий  программы подготовки к работе в  условиях ВТО фигурирует сертификация. Каждому уважающему себя заводу необходимо обзавестись сертификатом, в котором  указано, что оборудование, технология и продукция предприятия соответствуют  определенным стандартам. Не просто так предприятия отказываются от сертификации, ведь нужного качества продукцию выпускать в массовом порядке пока не могут. Возможно приглашение иностранных специалистов с получения у них опыта в области менеджмента, производства, инноваций. Необходима разработка, внедрение и сертификация на предприятиях систем менеджмента качества ISO 9001, экологии ISO 14001, безопасности ОНSАS 18001, социальной ответственности SA 8000 и других стандартов. Нужно заметить, что в металлургической промышленности России есть предприятия, отвечающие этим стандартам и имеющие соответствующую сертификацию. ГМК "Норильский никель" получила первый сертификат соответствия стандартам ISO в 2005 году и с тех пор ежегодно подтверждает свой статус. По словам заместителя гендиректора ГМК "Норильский никель", Жака Розенберга , создание такой системы качества является ответом на требования рынка и всех заинтересованных сторон (потребителей продукции, акционеров, государства, общества и самих работников компании). "Мы имеем собственную внутреннюю мотивацию для совершенствования нашей системы менеджмента качества и экологического менеджмента. В конечном счете, это позволит усилить рыночные позиции компании, обеспечит устойчивый рост ее акционерной стоимости и финансовых показателей, а также заметно снизит нагрузку на экологию тех районов, где работают предприятия "Норильского никеля", – отметил он.

Важно решать проблемы обучения, повышения квалификации и аттестации руководства и специалистов предприятий  в рамках подготовки к работе в  условиях вступления России в ВТО.

«Современная ВТО способствует развитию мировой торговли. Это некий  сертификат качества, который создает  благоприятные условия для инвестирования, повышает доверие к стране, и это, безусловно, плюс», - отметил В.В.Путин  в ходе интернет-конференции 6 июля 2006 года.

Необходим зрелый анализ последствий  вступлений в ВТО, основанный не на прошлом, а на настоящем и будущем. И тогда на основе анализа действительно  можно разрабатывать концепцию  развития промышленности. Одним из главных путей решения является защита ноу-хау, инноваций, интеллектуальной собственности. Важно разработать  систему патентов и четко определить их оценку. Сегодня, как и в прошлом, происходит «утечка мозгов» за границу: молодые, умные, перспективные специалисты  уезжают на постоянную работу за границу, увозя с собой инновационные  идеи, возможные решения проблем  предприятий. Необходимо остановить эмиграцию  путем повышения заработных плат, премий, награждений специалистов, путем улучшений условий труда. Возможно создание ежегодных российских премий за достижения в области науки (подобно Нобелевской премии) и  массовое информирование о их проведении. Однако нужно заметить, что в последнее время выделяется большее количество грантов и стипендий молодым специалистам, студентам за научные достижения. Но в то же время, лишь малое количество проектов воплощается в жизнь, поэтому необходимо разработать систему внедрения инноваций в производство. Несомненно, улучшение условий труда позволит улучшить качество продукции и выйти на мировые стандарты.

Решением проблем внешнеторговой политики, в частности импорта  металлургической продукции в другие страны может быть изменение таможенных пошлин и корректировка налогового законодательства. К примеру, существование  проблем поставок стали в Китай. В 2008 году Китай отменил действие антидемпинговых таможенных пошлин в отношении всех видов холоднокатаного  проката из России, Украины, Казахстана, Южной Кореи и Тайваня, сообщила пресс-служба Минэкономразвития РФ. "Министерство коммерции Китая  официально уведомило о прекращении  действия антидемпинговых пошлин в  отношении всех видов холоднокатаного  проката происхождением из России, Украины, Казахстана, республики Корея, Тайваня с 23 сентября 2008 года", –  говорится в пресс-релизе. Китайские  власти ввели антидемпинговые пошлины 23 сентября 2003 года сроком на пять лет. Ставка антидемпинговых пошлин в  Китае в отношении продукции, производимой "Новолипецким металлургическим комбинатом" (НЛМК), составляла 7%, "Северсталью" – 9%, "Магнитогорским металлургическим комбинатом" (ММК) – 18%, а для всех остальных российских металлургических компаний действовала пошлина в размере 29%. По оценке Минэкономразвития, эти антидемпинговые меры стоили российским металлургам $80-100 млн в год недополученной прибыли. [10] Пекин обвиняет российские компании в демпинге. Как утверждает Министерство торговли КНР, американские и российские фирмы получают несправедливые правительственные субсидии и наносят "существенный вред" китайской экономике. По утверждению министерства, они продают в Китае некоторые виды стальной продукции, применяемой в энергетической промышленности, по заниженным ценам. [11] Как следствие, власти КНР намерены ввести пошлины на ввоз стали, что, несомненно, приведет к усложнению отношений между Россией и крупнейшим потребителем.

Соглашение ВТО об антидемпинговых  процедурах разрешает правительствам стран-членов ВТО применять меры против товаров, ввозимых на территорию страны по демпинговым ценам, в случаях, когда это наносит материальный ущерб отечественным товаропроизводителям в данной отрасли. Перед применением  антидемпинговых мер правительство  страны-импортера должно согласно результатам  расследования установить, что демпинг  действительно имеет место, оценить  его масштабы (насколько ниже та цена, по которой страна-экспортер  поставляет данный товар, той цены, которая установлена на внутреннем рынке страны-экспортера или "нормальной стоимости" товара) и определить, что демпинг действительно наносит  ущерб.

Статья VI Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ-1994) позволяет странам принимать  меры против демпинга. Соглашение о  применении антидемпинговых мер разъясняет и расширяет рамки Статьи VI ГАТТ-1994: оно четко определяет процедурные и качественные требования и их соотношение в процессе проведения антидемпингового расследования и применения, антидемпинговых мер. В результате члены ВТО могут применять такие меры, которые обычно бы считались нарушением принципов ГАТТ о "связывании" уровня импортных пошлин и недискриминации между торговыми партнерами: если случай демпинга подтверждается, пострадавший участник спора может установить дополнительные пошлины на импорт определенного вида продукции из отдельной демпингующей страны, чтобы максимально приблизить цену этой продукции к ее "нормальной стоимости" или же минимизировать ущерб, наносимый демпингом внутренним производителям страны-импортера. [13]

Россия будет активно  защищать свой экспорт на внешних  рынках от ограничительных мер, заявил премьер-министр Владимир Путин  на совещании по развитию черной металлургии  на Магнитогорском металлургическом комбинате. Путин считает, что "отечественная металлопродукции подвергается дискриминации во многих странах мира", поэтому российских производителей следует защищать на внешних рынках. По словам Путина, "в отношении экспорта металлопродукции из России действует примерно 30 различных ограничительных мер". "Нужно активизировать работу наших госорганов по их отмене, и мы будем это делать", – заявил глава правительства. "Нам тоже не нужно стесняться использовать инструменты защиты внутреннего рынка, если мы сталкиваемся с откровенным демпингом", – считает он. Премьер-министр призвал аккуратно использовать механизм импортных пошлин при защите рынка. "Что касается изменения импортных пошлин, то здесь мы должны соблюсти разумный баланс", – сказал он, пояснив, что "защита отечественных производителей не должна наносить ущерб ее потребителям – тем же строителям, производителям автомобильной техники, вагонов". Поэтому, как обещал Путин, государство поддержит российские металлургические компании и их инвестиционные программы. В частности, будет расширен перечень оборудования, ввоз которого в Россию освобожден от импортных пошлин. Премьер призвал металлургов повышать энергоэффективность производства, отметив, что для черной металлургии, на которую приходится более 28% выбросов углекислого газа, это очень актуально. Российские предприятия могут получить преференции при поставке товаров естественным монополиям. "Можно будет подумать даже и о принятии соответствующего закона", – считает Путин. Но, подчеркнул он, "здесь надо хорошенько подумать". "Цены то, несмотря на кризис, держите и держите на достаточно высоком уровне", – обратился Путин к металлургам. "И мы не можем загнать наши монополии в ситуацию, когда у них не будет выбора", – разъяснил свои опасения премьер. Путин рассчитывает, что "российские частные компании будут отдавать предпочтение продукции отечественной металлургии при их конкурентоспособности". [12]

В то же время, решение этих проблем предлагают сами металлурги, а именно:

·  Предлагается повысить таможенные пошлины на холоднокатаный прокат до 20%, на оцинковку, прокат с полимерным покрытием, сортовой прокат – с 5 до 15%.

·  Предлагается изменить порядок возмещения НДС. Металлурги просят установить ежемесячную подачу декларации (сейчас – раз в год). Например, дебиторская задолженность ММК составляет 16 млрд рублей, самые крупные должники комбината – трубные компании и автомобильные заводы. Так, долг "АвтоВАЗа" составляет около 1,7 млрд рублей, ГАЗа – 1,2 млрд.

Информация о работе Проблемы вступления в ВТО