Проблемы вступления в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является ознакомление с подготовкой металлургического комплекса страны к работе в условиях ВТО, выявление проблем предприятий и возможных путей их решения, осведомление о том, какие основные задачи необходимо решить металлургическим предприятиям для успешного вхождения на международные рынки.

Файлы: 1 файл

Введение Курсовая по экономики.docx

— 74.02 Кб (Скачать)

Общая сумма инвестиций в  отрасли в 2008 году составила 199 млрд. рублей. Успешно реализованы проекты  на 80 млрд. рублей.

Эти проекты позволили:

·  Ввести в эксплуатацию электросталеплавильный комплекс на «Уральской Стали» (ООО «УК «Металлоинвест»);

·  Запустить 1-ю очередь литейно-прокатного комплекса на Выксунском металлургическом заводе (ЗАО «ОМК»),

·  Запустить новый трубопрокатный комплекс по производству бесшовных труб на таганрогском металлургическом заводе (ОАО «ТМК»),

·  Ввести в эксплуатацию трубоэлектросварочный стан по производству прямошовных одношовных труб диаметром до 1420 мм (ОАО «ТМК»).

В последнее время был  реализован ряд проектов направленных на повышение энергоэффективности металлургических предприятий. Это позволило снизить потребление энергоресурсов от 5% до 50%.

Эти проекты позволили:

·  Ввести в эксплуатацию электросталеплавильные комплексы на Северском трубном заводе» (ОАО «ТМК») и на Первоуральском новотрубном заводе (ЗАО «Группа ЧТПЗ»);

·  Заменить природный газ на установки по вдуванию пылеугольного топлива на заводах ООО «ЕвразХолдинг»,

·  Построить новую водородную станцию, турбогенератор и новые нагревательные печи на Новолипецком металлургическом комбинате.

Ряду проектов оказывалась  поддержка по нескольким направлениям:

·  Освобождение импортируемого оборудования от уплаты таможенной пошлины и НДС

·  Оказание содействия в ускорении возмещения экспортного НДС компаниям за 2008г. и 1 квартал 2009г.

В рамках поддержки проектов на международном уровне были активно  задействованы институты межправительственного  сотрудничества, а также отработан  механизм взаимодействия с зарубежными  финансовыми и страховыми компаниями.

 

3. Адаптация российских  предприятий к условиям ВТО

3.1 Проблемы и  пути их решения

Вступление России в ВТО  может стать своего рода точкой отсчета, с которой начнется перестройка  экономики, если страна будет ориентироваться  на встраивание в глобальную экономику, используя данный процесс для  повышения эффективности производства. [7] Но не для кого не секрет, что российские предприятия металлургической промышленности, как и многих других отраслей, не готовы к присоединению России к  ВТО. Рассмотрим вопросы, которые необходимо решить металлургическим предприятиям для успешного вхождения на международные рынки и создания сильной конкуренции иностранным предприятиям.

Каковы основные причины  низкой конкурентоспособности нашей  промышленности?

Почти столетие страна не жила в рынке, в условиях жесткой конкуренции. Начало тому положила Великая Отечественная  война – время, когда всё отечественное  производство было направлено на вооружение и оборону страны. После - Советский  Союз – время железного занавеса, когда не то, чтобы продукция, но даже навыки в управлении, менеджменте  не перенимались и не передавались между странами. Отсюда слабый менеджмент, отсталые технологии, несовершенная  законодательная база и многое другое. В наше время всё решают кадры. Мы живем в век стремительного развития техники и технологий, меняются требования к продукции, нормативно-правовая база деятельности предприятий. Даже по старым стандартам наши предприятия  должны осуществлять переподготовку кадров хотя бы раз в пять лет. Таким образом, ежегодно должны проходить обучение 20 процентов специалистов. Однако в  таком количестве ни на одном предприятии  металлургии работники не проходят переподготовку. По последним данным, в Свердловской области этот показатель самый высокий у металлургов - восемь процентов, у остальных специальностей - 0,3-1 процент. «Основной проблемой  на большинстве промышленных предприятий  является не физический и моральный  износ, хотя конечно, он присутствует, но стоит не на первом месте. Главную  роль здесь играет квалифицированные  кадры, создание системы подготовки этих кадров. Сегодня нашей проблемой  является старая парадигма мышления, и изменения эти происходят очень  долго, и связаны они не с промышленностью, а с нашим обществом», — отметил  К. Захаров, области председатель Совета директоров ОАО «Челябинский завод  «Теплоприбор».

Вторая причина - предприятия  не умеют и не стремятся защищать свою интеллектуальную собственность. Нематериальные активы у них ничтожны. Любой грамотный юрист может  остановить многие предприятия только на том основании, что выпускаемая  продукция не защищена патентами. В  правилах ВТО есть отдельное соглашение по интеллектуальной собственности.

Третья проблема - формирование систем менеджмента качества на всех предприятиях. Так, из тысяч предприятий Свердловской области лишь около двухсот сертифицированы. В Германии, например, любое предприятие, на котором работают более десяти человек, имеет сертификаты ISO, SA, сертифицирована практически вся выпускаемая продукция. Это другая жизненная философия, и мы пока от нее далеки.

Также существует проблема несовершенства налоговой и правовой базы. Зачастую законодательство РФ препятствует деятельности предприятий. В пример приведена ситуация в Свердловской области. К продукции средне уральского предприятия по выпуску титана у  специалистов претензий нет. Она  востребована на мировом рынке. Вроде  бы производителю такой продукции  иностранные конкуренты не страшны. Зато дома он получает палки в колеса. Специфика производства титана такова, что у потребителей немало отходов, которые во всем мире используются в технологическом цикле. Их принято  возвращать на предприятие-изготовитель. Но на российской границе отходы эти облагаются пошлиной, почти как импорт готовой продукции со всеми экономическими последствиями. «Судя по характеру действующего законодательства, мы априори считаемся как бы контрабандистами, - комментирует руководитель маркетинговой службы этого предприятия Анатолий Строшков. - Очень уж долго нам приходится оформлять заграничные поставки, что в условиях ВТО неприемлемо». [8]

В настоящее время 17 стран  мира применяют в отношении России антидемпинговые меры. Такие данные содержатся в мониторинге Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ, посвященном социально-экономическому развитию России в 2006г. По данным МЭРТ, в отношении России действуют 46 антидемпинговых  пошлин, 4 ценовых ограничения и 4 квотных ограничения, а также 8 видов  защитных мер, из которых 6 пошлин и 2 квотных  ограничения. Антидемпинговые меры применяют Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, США, Таиланд, Турция, Украина, а также страны – члены ЕС-25 как единый таможенный союз. Антидемпинговые расследования проводятся также на Филиппинах и в Индонезии. Из числа стран – членов СНГ антидемпинговыми мерами для защиты внутреннего рынка пользуются пока только Украина и Казахстан. Кроме того, Украина является наиболее активным инициатором специальных защитных расследований, результаты которых "весьма чувствительны для двусторонних торговых отношений". Чаще всего проводятся антидемпинговые расследования в отношении таких традиционных товаров российского экспорта, как металлургическая продукция (57% от общего количества введенных мер), химикаты (17%), минеральные удобрения (11%).

Как сообщил ранее экс-глава Минэкономразвития РФ, а ныне президент Сбербанка РФ Герман Греф, в отношении российских товаров на мировом рынке действует более 100 ограничительных мер. По его словам, России решить эту проблему пока не удается из-за незавершенных переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Между тем вхождение РФ в эту организацию "развяжет руки с точки зрения создания конкурентных преимуществ России на мировом рынке". Г.Греф подчеркнул, что пока в переговорном процессе России тяжело использовать свой потенциал, в частности путем изменения таможенных пошлин. [8]

Импортная таможенная пошлина - пошлина, взимаемая государством с  импортируемых товаров и поступающая  в доход государственного бюджета. Включаются в цену и тем самым повышают цену на импортные товары и препятствуют их проникновению на внутренний рынок, способствуя защите национального производства.

В зависимости от целей  подразделяются на:

·  фискальные,

·  покровительственные (протекционистские),

·  антидемпинговые,

·  преференциальные (предпочтительные),

·  компенсационные и др.

Ставки пошлин устанавливаются  государством и публикуются в  таможенном тарифе. В зависимости  от степени обработки изделий  действуют три вида ставок - минимальные (на сырье), максимальные (для готовых  изделий) и льготные. Внутри ряда экономических  группировок (например, ЕЭС) ввозные  пошлины полностью отменены. Фискальная таможенная пошлина - налог, пошлина, вводимая правительством в целях увеличения поступлений в государственный  бюджет. Фискальными таможенными  пошлинами обычно облагаются импортные  товары, если в стране не производятся аналогичные товары, и экспортные товары, пользующиеся высоким спросом  на мировом рынке. Покровительственная  таможенная пошлина - высокая таможенная пошлина, устанавливаемая на ввозимые готовые изделия для поощрения  отечественного производителя. Защищает внутренний рынок от проникновения  иностранных товаров, конкурирующих  с товарами отечественного производства.

С одной стороны, такая  защита способствует развитию национального  производства отдельных товаров  и даже целых отраслей. Однако с  другой - чрезмерная защищенность не способствует созданию здоровой конкуренции и  может привести к застойным явлениям. В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах могут временно применяться особые пошлины:

1) специальная пошлина;

2) антидемпинговая пошлина;

3) компенсационная Антидемпинговая таможенная пошлина - специальная таможенная пошлина, применяемая для защиты национального производства от "недобросовестной конкуренции" со стороны иностранных поставщиков. Пошлина применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, обязательства которых были одобрены Правительством Российской Федерации. Такие пошлины повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уровня и обеспечивают доходы государственному бюджету.

Антидемпинговые таможенные пошлины в Российской Федерации  применяются, когда на таможенную территорию Российской Федерации ввозятся товары по цене значительно более низкой, чем их нормальная стоимость в  стране экспорта на момент ввоза товара. Такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным  производителям подобных товаров или  товаров-конкурентов, а также препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стране. Антидемпинговая  мера применяется по решению Правительства  Российской Федерации в размере  и в течение срока, которые  необходимы для устранения ущерба отрасли  российской экономики вследствие демпингового импорта. Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа демпингового импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры. Предпочтительная таможенная пошлина устанавливаемая государством для создания особо благоприятного режима для одного или нескольких государств при ввозе всех или отдельных групп импортируемых товаров. Вводится в пониженных размерах для одной или нескольких стран для поощрения импорта определенных товаров. В мировой практике используется Генеральная система преференций для развивающихся стран, что способствует повышению конкурентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран. Компенсационная таможенная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная таможенная пошлина призвана уравнять внутренние и импортные товары путем компенсации разницы в ценах и является формой защиты внутреннего рынка от субсидированного другими странами импорта. Компенсационные пошлины взимаются сверх ввозных пошлин и применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и тем самым играют протекционистскую роль. Ставка компенсационных пошлин зависит от величины субсидий и поэтому может значительно превышать ставку ввозной пошлины на тот же товар.

Для обобщающей оценки уровня тарифных барьеров в национальной экономике  используются показатели средненоминального и средневзвешенного таможенного тарифа. Первый исчисляется виде среднего арифметического всех тарифных ставок и определяет некий формальный уровень импортных таможенных барьеров. Средневзвешенный тариф базируется на объемах реально взимаемых импортных пошлин в привязке к объемным и структурным показателям фактического импорта. Это – реальный уровень таможенного барьера, показывающий фактическую степень защищенности внутреннего рынка от иностранных товаров. Данные ставки различаются по укрупненным группам товаров (табл. 1)

Таблица 1 - Средневзвешенные величины ставок действующего импортного тарифа и начального и конечного  уровней связывания ставок импортного тарифа (по статистике импорта 2000 г.)

Средневзвешенные ставки

Действующий тариф (Январь 2001, %)

Начальный уровень связывания ставки пошлины, %

Конечный уровень связывания ставки пошлины, %

Сельскохозяйственные товары

14,70

34,71

25,11

Промышленные товары

9,73

14,32

9,84

По всей номенклатуре товаров  ТН ВЭД

10,92

19,18

12,82


Средневзвешенные ставки по укрупненным группам товаров

Действующий тариф (Январь 2001, %)

Начальный уровень связывания ставки пошлины, %

Конечный уровень связывания ставки пошлины, %

Продовольственные товары и  сельскохозяйственное сырье (кроме  текстильного)

14,77

34,86

25,16

Минеральные продукты, в  т.ч. топливно-энергетические товары

5,43

11,06

5,43

Продукция химической промышленности, каучук

8,48

10,22

6,09

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

8,73

14,62

7,85

Текстиль, текстильные изделия  и обувь

11,69

18,31

12,37

Драгоценные камни. Драгоценные  металлы и изделия из них

20,00

25,00

20,00

Металлы и изделия из них

11,35

19,29

11,70

Машины, оборудование и транспортные средства

9,48

14,83

8,75

Гипс, стекло, керамика

15,51

20,18

14,39

Кожевенное сырье, пушнина  и изделия из них

14,94

21,13

13,25

Прочие (часы, муз. Инструменты, разное)

18,04

20,20

16,43


 

Пояснения:

·  Начальный уровень связывания ставки пошлины – уровень импортной пошлины, с которым страна присоединяется к ВТО.

·  Конечный уровень связывания ставки пошлины – уровень импортной пошлины, до которого страна должна снизить начальный уровень импортной пошлины в течение имплементационного периода (6-8 лет) и с которым страна будет существовать в ВТО

Информация о работе Проблемы вступления в ВТО