Проблемы сочетания экономической и социальной справедливости

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории. В настоящее время в России широкое распространение получили нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических правил экономического поведения, и в частности требований социальной справедливости. В этих условиях система государственного регулирования нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ…………………………………………..4
Понятие экономической и социальной справедливости………………...4
Проблемы взаимодействия экономической и социальной справедливости……………………………………………………………..6
Эволюция современных взглядов на социальную справедливость……………………………………………………………..7
2.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ГОСУДАРСТВОМ……....................................................................................15
2.1Зарубежный опыт сочетания экономической и социальной справедливости..................................................................................................15
2.2 Черты пореформенной взаимообусловленности экономической эффективности и социальной справедливости..................................................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...……………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Копия (2) КУРСОВАЯ НА ПРОВЕРКУ.docx

— 85.09 Кб (Скачать)

В мировой практике (Программа  ООН) составляется ежегодный рейтинг  «Индекса человеческого развития». Индекс человеческого развития в  соответствии с условиями рейтинга ООН складывается из трех параметров: продолжительности жизни, уровня образования (процент людей, имеющих начальное, среднее и высшее образование) и  ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения. По данному показателю Россия в 2003 г., заняла лишь 63-е место  из 191 страны из всех континентов.13

Баланс экономической  целесообразности и социальной справедливости заключается в удовлетворении интересов  трех сторон: государство – субъекты предпринимательства – общество (население). Однако опыт показывает, что  это возможно только при условии  взаимной заинтересованности в достижении конечного результата, несмотря на то, что они в разной степени  стремятся к достижению социальной и экономической целей, хотя и  признают необходимость поиска компромиссного решения.

Роль государства, его  законодательной и исполнительной ветвей власти заключается в: 14

-формировании законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих правила и процедуры форм социального партнерства, определяющих правовое положение его участников;

-исполнении роли посредника и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами;

-распространении наиболее эффективных и результативных форм социального партнерства.

В настоящее время во всем мире происходит оценка социальной ответственности  бизнес-сообщества перед населением. Многие структуры в различных  странах пытаются представить сущность социальной ответственности: государства  перед обществом, собственника (администрации) перед трудовым коллективом.

Изучение теоретического и практического опыта западных концепций показывает, что Россия, следуя этому опыту, вынуждена будет  во многом возвращаться к своему историческому  прошлому.

Более чем за 70-летний период советского государства был наработан  значительный опыт реализации социального  партнерства:

-в 1918 году был принят  первый КЗоТ РСФСР, в котором  подтверждалась нормативно-правовая  основа коллективных договоров,  тарифных соглашений и определялись  представители сторон;

- экономические реформы 50-х – начала 60-х гг. были направлены на демократизацию сверх централизованной системы управления экономикой, расширения прав хозяйствующих субъектов экономики;

- со второй половины 60-х гг. были введены постоянно действующие производственные совещания (ПДПС), на которых обсуждались вопросы развития предприятия, планов социального развития коллективов, подготовки и повышения квалификации кадров, повышения качества продукции, экономии ресурсов, техники безопасности труда и др. Одновременно были решены вопросы усиления хозяйственной самостоятельности и ответственности предприятий в выполнении государственных планов (сентябрьский Пленум ЦК КПСС);

-с 1984 года предприятия были переведены на нормативные показатели деятельности предприятия, которые не подлежали пересмотру в течение пятилетки, что позволило расширить самостоятельность предприятий в решении хозяйственных и финансовых вопросов;

-в 1986 году был принят Закон СССР «О государственном предприятии», в соответствии с которым значительно возрастала роль рабочих собраний: на них избирались руководители предприятий, советы трудовых коллективов, утверждались планы социально-экономического развития предприятия и коллективные договора;

-в 1987 году была введена система самоуправления, самопланирования и самообеспечения материальными ресурсами, что, по сути, является переводом государством предприятий на рыночные отношения;

-в конце 1990 года принят Закон СССР «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», подтвердивший право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и договоров, а также проведение забастовок.

Точкой отсчета усиления интереса к социальному партнерству  со стороны государства в России можно считать вступление в силу в 2002 году Трудового кодекса РФ, в  котором впервые дано законодательное  определение понятия «социальное  партнерство» и появился специальный  раздел «Социальное партнерство  в сфере труда». Это, несомненно, должно поднять значимость социально-трудовой сферы, так как процессы, происходящие в ней, имеют огромное значение для  достижения высоких конечных результатов  и экономической эффективности  не только деятельности субъектов предпринимательства, но и бюджета государства (табл.2).

Реализация принципов  социального партнерства должна происходить и на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Однако на сегодняшний момент особо настораживает  проблема различия интересов работников и субъектов предпринимательства (работодателей), и, как следствие, в  данном направлении работы существует ряд препятствий развитию социального  партнерства.

Если в советский период работодатели ответственно выполняли  обязанности по своевременной выплате  заработной платы и обеспечению  работников предприятия социальным пакетом услуг, то в современной  России эти функции практически  сняты с субъектов экономики. Но нынешний уровень обеспеченности муниципальных образований, доходов  населения и размеров оплаты труда  работников таковы, что они не компенсируют весь пакет услуг, которые предоставляло  государство в прежние годы. Большую  долю стоимости социальных услуг  государство брало на себя, так  как социальная сфера всегда была доходопотребляющей сферой, а не доходопроизводящей.

Примером подобной ситуации может служить опыт работы  ОАО «Ульяновскцемент». Большинство подразделений социальной инфраструктуры предприятия убыточны. Так, расходы на содержание социальной инфраструктуры завода, включающей 13 подразделений, составляют ежегодно около 12 млн.руб. Доходы же, приносимые деятельностью данных подразделений, не превышают и 5 млн.руб.

В 2004 году убыток от обслуживания и функционирования социальной сферы  ОАО «Ульяновскцемент» составлял 7 449 тыс. руб., прибыль в размере 127 тыс. руб. принесла только деятельность профилактория предприятия, что видно из данных табл.3.

На многих предприятиях, благополучных колхозах (8-10 %) сохранилась  традиция обеспечения членов трудового  коллектива социальным пакетом. Например, в Цильнинском районе Ульяновской  области колхоз «Волга» ежегодно направляет на содержание социальных объектов и социальную поддержку  работников колхоза около 1 млн. руб. (см.табл.4).

Также об уровне развития социального  партнерства можно судить по тому, насколько реализованы права  работников в управлении предприятием. В социально-трудовой сфере интересы работодателя и наемных работников противоположны по своей природе. Участие в управлении предприятием напрямую связано с собственностью, оно в первую очередь отражает имущественные права на ведение дел, в управлении принадлежащими собственнику объектами производства. Но даже если работник не является акционером предприятия (то есть, юридически не имеет имущественных прав на управление данной собственностью), он в любом случае находится в общем трудовом процессе и должен участвовать в управлении предприятием.

Сущность перехода к частной  собственности заключалась в  приобретении предприятием настоящих  хозяев, которые бы развивали его, реинвестировали прибыль в расширение и развитие предприятия. Однако многие крупные собственники пришли на предприятие  с целью получения немедленной  выгоды от приобретения собственности, и не всегда уделяют должного внимания вопросам обеспечения социальных услуг  и интересов работников данного  предприятия. Собственники предприятий  зачастую, пренебрегая интересами работников, не только не оказывают им социальные услуги, но и могут уволить их в случае неблагоприятной экономической ситуации, включая и обладателей акций данного предприятия. Это показывает, насколько формальными оказываются права работников как партнеров бизнеса по социальному диалогу. Например, в ходе реструктуризации производства ОАО «Ульяновский автомобильный завод», собственник, обладающий управляющим пакетом акций, уволил в начале 2006 года свыше трех тысяч работников данного предприятия, так как они не вписывались в экономические интересы собственника. И этот случай не единичен. Имеются и другие примеры ущемления прав миноритарных (мелких) акционеров. Так в подразделении «ЮКОС» мажоритарными (крупными) держателями акций было принято решение о консолидации акций предприятия. Консолидация акций – это что-то вроде их конвертации. Когда акций слишком много, скажем 300-400 тысяч, проводят консолидацию, меняют, допустим, 100 акций на 1 для уменьшения их количества. Этот институт существует во всех странах, где есть акционерные общества. Случай же «ЮКОСа» можно отнести к «запредельному», так как коэффициент консолидации был установлен на уровне 300 тысяч акций к одной. В результате все миноритарные акционеры потеряли свои акции, а вместе с ними и собственные вложения.15

Подобные случаи приводят к такому положению, что население (работники предприятий) постепенно выводится из участия в инвестировании производств, вложении своих сбережений в реальный сектор экономики. По сути, это противоречит рыночным принципам  хозяйствования субъектов экономики, так как нарушается принцип экономической  свободы населения. Следовательно, экономическую свободу следует  рассматривать в контексте не только максимального раскрытия  возможностей самого экономического субъекта, но и того, насколько от его экономической  деятельности проигрывает или выигрывает все экономическое сообщество.

Но существует и положительный  опыт реализации социального партнерства. В журнале «Стандарты и качество»  были приведены результаты исследования социального партнерства собственников  и работников ОАО «Московский  камнеобрабатывающий комбинат» (МКК), в котором действует система  менеджмента качества (СМК), соответствующая  требованиям стандарта ИСО 9001–2000. Этот стандарт носит социально ориентированный  характер, относящийся как к производителю, так и потребителю продукции. Каждый раздел и подраздел стандарта  в большей или меньшей степени  отражает требования социального направления.16 В ходе построения СМК работы, проводимые по социальному обеспечению работников комбината, были сгруппированы по основным направлениям производственного, морального и социального стимулирования.

Следствием внедрения  указанного комплекса  мероприятий на ОАО «ММК» стало сокращение текучести кадров в 2004 году на 14%. Кроме того, использование стандарта привело к улучшению организации и условий труда на комбинате, снижению внутрипроизводственного брака, сокращению внешних претензий на продукцию предприятия.

Рассмотренный опыт позволяет  с оптимизмом рассматривать перспективы  развития социального партнерства  между государством, регламентирующим через нормативные акты принципы социального партнерства, объектами  предпринимательства и населением, являющимися двигателями по реализации социального партнерства.

Политика ориентации на так  называемые «рыночные» отношения (установление приоритетности экономической эффективности  при забвении принципа социальной справедливости) в результате социально-экономических  трансформаций на рубеже двух последних  веков Россию привела к глубокому  кризису в экономике и социальной жизни населения России. 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая данную тему мы выяснили, что рыночные механизмы не обеспечивают нормального сбалансированного  развития всех отраслей экономики, поэтому  необходимо вмешательство государства. Вмешательство государства помогает сгладить циклические колебания  в экономике. Очень часто государство  является первопричиной изменений  экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или  не принимаемые) на микроуровне.

Правительственная политика достигает цели только тогда, когда  она поощряет, а не указывает в  директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с  интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной  для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Таким образом, государство  способствует более рациональному  распределению ресурсов и, тем самым, достигается Парето эффективность  в экономике.

Следует отметить, что государство  должно вмешиваться в те сферы  экономики, где его вмешательство  действительно является необходимым.

В целом трудно переоценить  роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное  вмешательство может в некоторых  случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х  годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался  отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

Как мне кажется, основная задача государства состоит в  том, чтобы удерживать "золотую  середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы  регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему  социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в  создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также  реализацию принципа социальной справедливости.

Итак, субъект социальной политики (социальные группы, имеющие  в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния а обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип  социальной справедливости, который, по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Справедливость - понятие о должном, связанное  с исторически меняющимися представлениями  о неотъемлемых правах человека.

Информация о работе Проблемы сочетания экономической и социальной справедливости