Проблемы сочетания экономической и социальной справедливости

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории. В настоящее время в России широкое распространение получили нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических правил экономического поведения, и в частности требований социальной справедливости. В этих условиях система государственного регулирования нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ…………………………………………..4
Понятие экономической и социальной справедливости………………...4
Проблемы взаимодействия экономической и социальной справедливости……………………………………………………………..6
Эволюция современных взглядов на социальную справедливость……………………………………………………………..7
2.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ГОСУДАРСТВОМ……....................................................................................15
2.1Зарубежный опыт сочетания экономической и социальной справедливости..................................................................................................15
2.2 Черты пореформенной взаимообусловленности экономической эффективности и социальной справедливости..................................................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...……………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Копия (2) КУРСОВАЯ НА ПРОВЕРКУ.docx

— 85.09 Кб (Скачать)

Социальное государство - это государство, которое берет  на себя, прежде всего, определенные экономические обязательства перед своими гражданами и несет юридическую ответственность за выполнение этих обязательств. Как свидетельствует опыт западных стран, расчет на рыночную экономику, как универсальное средство для достижения всеобщего благоденствия, не состоятелен, потому что рыночная экономика сама по себе не может решить проблемы бедности, безработицы, контроля над природными ресурсами, демографического спада и многие другие. Социальная политика – не благотворительность, а необходимая инвестиция в будущее страны и будущее поколение. Создание реально функционирующего социального государства зависит от принятых решений уже сегодня, учитывая собственный исторический опыт и опыт зарубежных стран.

 

2.2 Черты пореформенной взаимообусловленности экономической эффективности и социальной справедливости  

Конец XX в. обнажил серьезные  противоречия в общественном развитии: обострилась дифференциация регионов и стран мира по экономическому уровню; произошли серьезные политические трансформации в большой группе стран Восточной Европы и Азии, относившихся ранее к социалистической системе; обострились финансовые противоречия между странами, проявились симптомы глубинных противоречий экономического развития внутри благополучных капиталистических  стран. «Ушли в прошлое первоначальные, наивные представления о развитии как инструменте социальной инженерии  на пути к светлому будущему. Целый  спектр задач сменил прежнюю однобокую  трактовку развития – так определяет современные задачи и основные пути развития стран  г-н Соеджатмоко,  бывший Президент Университета ООН – сегодня мы имеем более глубокое понимание взаимосвязи международных и внутренних факторов развития, а также роли в развитии человека, который является основой, главной целью и средством всего этого процесса».3

«Все страны стремятся  к развитию. Экономический прогресс – важный, но не единственный компонент  развития, это не просто чисто экономическое  явление, – продолжает известный  исследователь проблем экономического развития М. Тодаро. Оно охватывает не только материальную и финансовую стороны жизни. Развитие следует  понимать как многомерный процесс, включающий реорганизацию и переориентацию всей экономической и социальной системы. Наряду с ростом доходов  и производства оно предполагает радикальные перемены в институциональной, социальной и административной структурах, равно как и в общественном сознании, а в ряде случаев –  в традициях и привычках».4

Анализ различных теорий, описанных М. Тодаро, показывает, что  Россия в начале 90-х годов выбрала, не самое прогрессивное направление  развития. Капиталистический путь развития, принятый современной Россией, привел мир к не самым лучшим последствиям. Группа высокоразвитых стран в результате длительного индустриально-политического  превосходства устойчиво обеспечивает своим народам более высокий  уровень жизни, чем в остальной  части мира. На развитые страны с 20% населения мира приходится 80% потребляемых на планете природных и энергетических ресурсов. Доход жителя Швейцарии 1990 г. в 270 раз и более превышал доход  жителя одной из беднейших стран  – Эфиопии, и в 93 раза – жителя одной из крупнейших стран мира –  Индии.  Но этот путь развития пришелся в России по душе узкому кругу лиц, кому он принес вдруг колоссальное богатство и безмерную власть. В основе этой теории лежит максимизация прибыли, но она, как показали результаты «реформ»,  не может быть главным мотивом  принятия решений, так как часто содействует не общему росту благосостояния, а делает богатых еще богаче, а массу бедных – беднее.

В.И. Ленин, исходя из марксистской теории, считал справедливым такое  общественное устройство, при котором  производство нацелено на обеспечение  «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества».5Политика ориентации на рыночные отношения (установление приоритетности экономической эффективности при забвении принципа социальной справедливости) в результате реформ с начала 90-х годов Россию привела к углублению дифференциации регионов по многим макро-экономическим показателям. В ряде регионов доля населения с доходами ниже прожиточного минимума доходит до 60 %, разница в уровне зарегистрированной безработицы от численности экономически активного населения превышает     20 раз.6Такая огромная внутренняя дифференциация уникальна для одного государства, она превышает даже разрыв между странами «золотого миллиарда» и остальной беднейшей частью человечества.[В экономическом пространстве РФ, в хозяйственных системах немало регионов, где подорваны основы  воспроизводства.7У нас нет государственной политики регулирования развития регионов, – пишет  В. Бобков в 2005 году.8 «Мы живем в одной стране, но как будто на разных планетах: одни скупают дворцы, яхты и футбольные клубы, другие экономят на колбасе. За чертой бедности в России – пятая часть граждан. Дифференциация регионов увеличивается. Если в 2001 году доля беднейшей части населения растет. Например, вот в Усть-Ордынском округе ниже черты бедности оказались 83%, в Ингушетии – 78%. В Ивановской области и Калмыкии в нищете – более половины. А что на другом полюсе? В Москве ниже прожиточного минимума живет 17,1% населения, лучший показатель – в Ямало-Ненецком округе – 7,7%. Разрыв по количеству бедных между разными частями нашей страны достигает 11,2 раза! Вместо того чтобы постепенно выравниваться, сглаживаться, уровень жизни в российской глубинке все больше отстает от среднего по стране. Ямало-Ненецкий автономный округ производит на душу населения 29 тыс.долл. С другой стороны, у нас  есть территории, где валовый продукт не доходит и до 400 долл. на душу населения. По этому показателю разрыв между российскими регионами примерно 80 раз! Огромный разброс существует не только между сырьевыми и несырьевыми регионами, но и внутри каждого федерального округа. Вот, скажем, Центральный. Ярославская область – там нет природных богатств, однако люди живут относительно хорошо по российским меркам: на средний доход можно купить 2,5 прожиточного минимума. Бедных – 17,9%. И рядом Ивановская область – средний доход еле дотягивает до черты бедности. Больше половины населения проваливается за эту черту. Приволжье: у Самары, Татарстана хорошие показатели, у Марий Эл – отвратительные. Самый сильный российский округ – Урал, но и тут два полюса: на одном Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский округа, на другом – Курганская область. В Сибири: Кемерово, Омск – вверху, Эвенкия, Усть-Ордынский – внизу. Огромный разрыв».

«Вопрос о будущем типе социального и экономического развития поставлен вновь в концептуальную плоскость, – пишет академик В.И. Кушлин, – под большим сомнением  оказалась бытовавшая уверенность, что поступательный характер современного социально-экономического развития есть вполне надежная общественная закономерность. Если ранее сложившийся перекос  в распределении ресурсов и экономических 

потенциалов казался естественным и, отражавшим вклад в мировое  развитие соответствующих народов, то в последнее время он вызывает не только недоумение у отставших  по уровню потребления народов,  но и активный протест». 9

Академик Э. Е. Дроздовский  высказал убеждение в том, что  «главным объектом управления, должно стать само население или общество, а предметом управления – качество жизни. Человек в этой системе  взглядов не может быть только рабочей  силой, а должен быть тем центром, вокруг развития и потребностей которого должны создаваться планы, прогнозы».10

Директор Института проблем  глобализации М. Делягин развивает  эту мысль с точки зрения необходимости  практической реализации принципов  экономической эффективности и  социальной справедливости. «Принцип эффективности не противоположен принципу социальной справедливости. В долгосрочной перспективе, которая наиболее важна  при анализе развития человечества, они не отвергают, но взаимно подразумевают  друг друга. Например, Ф. Рузвельт в 30-е  годы прошлого века, следуя принципу эффективности, вытащил американскую экономику  из глубочайшей депрессии, именно задействовав принцип социальной справедливости, обозначив меру ответственности  бизнеса перед обществом –  причем до такой степени, что создателя  современной глобальной и безукоризненно капиталистической Америки современники считали чуть ли не коммунистом. С  другой стороны, Сталин, создавая общество социальной справедливости, добился  высокой эффективности советской  экономической модели». Он считает, что «возрождение России возможно на путях:

– восстановления минимально необходимой социальной поддержки, в первую очередь гарантирования прожиточного минимума всем;

–формирование демографической политики;

–формирования единого культурно-идеологического поля;

–модернизации ЖКХ, удешевления перевозок;

–  восстановления образования и здравоохранения, которые есть не сфера услуг, а сфера создания важнейшей производительной силы  

– человеческого капитала и развития науки и технологий».11

 

Политика ориентации на рыночные отношения (установление приоритетности экономической эффективности при  забвении принципа социальной справедливости) в результате реформ с начала 90-х  годов Россию привела к углублению дифференциации регионов по многим макроэкономическим показателям.

В последние годы, когда  многие проблемы регионального управления и выработки механизмов их разрешения в России «спустились» с уровней  общегосударственных органов на уровень региональных и муниципальных  образований, роль соотношения экономической  эффективности и социальной справедливости и возможности подбора факторов и технологий достижения результатов  функционирования жизнедеятельности  территорий, как целостной системы, значительно возросла. Следовательно, возрастает необходимость выработки  теоретических механизмов и технологий эффективного управления отношениями  в общественном развитии.  Для успешного развития любой страны нужно в первую очередь общественное согласие. Общественное согласие может быть достигнуто на основе социальных стандартов, выработанных такой структурой как Союз промышленников и предпринимателей совместно с Союзом независимых профсоюзов при участии представителя Президента РФ, определяющих обязанность и ответственность сторон по обеспечению экономических интересов работодателей и социальных интересов работников предприятий. Национальные программы на социальное развитие страны, рекомендованные Президентом РФ и реализуемые сегодня Правительством (см. табл.1), показывает, что после 15 лет забвения возвращают  принцип социальной справедливости между властью и населением.

Важное место в системе  «государственная власть – общество» в условиях перехода на рыночные отношения занимает развитие малого предпринима-тельства. В определенной степени это дало возможность снизить социальную напряженность за счет того, что часть населения заняла себя в сфере торговли, мелких производств, в тех сферах, где крупные торговые посредники не видели экономическую целесообразность заниматься. Анализ состояния развития малого бизнеса показывает, что во многих сферах развитие малого бизнеса криминализировало экономическую ситуацию: это – создание множества «фирм-однодневок» по выводу из крупного бизнеса части дохода, имущества; вывод значительной части заработной платы из-под налогообложения и др.

Действующая современная  система управления территориями не обеспечивает эффективную текущую  деятельность, – считает  д.э.н. С. Мельников. Предложенная им программа «СЭПИН» (социально-экономическая поддержка интересов населения территорий), 12предполагает новые отношения к собственности и к доходам. Он справедливо, на наш взгляд, считает, что программа «СЭПИН» устанавливает не только принцип равного владения, но и равного пользования собственностью и результатами деятельности с использованием этой собственности. Это означает, что население данной территории, при достаточной информированности и создании адекватной структуры управления принадлежащему ему имуществом, будет работать на себя с максимальной результативностью для обеспечения собственных социальных, экономических  интересов  и  в  интересах  развития экономической структуры территории проживания.

Низкий уровень качества жизни населения и постоянно  растущие цены на жизненно необходимые  продукты и услуги всевозрастающие  объемы импорта продуктовых и  других потребительских товаров  создали условия социальной незащищенности большей части населения. Коэффициент  рождаемости 1,2 привел за последние  годы к 2-кратному превышению смертности над рождаемостью. Происходит сокращение числа детей (до 15 лет) и увеличение доли пожилых людей, что свидетельствует  о старении населения. Предполагаемая жизнь женщин составляет 72 года, а  мужчин – всего 59 лет. По средней  продолжительности жизни мужчин Россия в 2004 г. занимала 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е. Общее сокращение численности  населения, снижение его плотности  до параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность  ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации. Уменьшение численности молодежи, вступающей в  трудоспособный возраст, вызовет опасность  обострения проблемы комплектования вооруженных  сил, правоохранительных органов и  иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных  границ и проведения других мер, связанных  с национальной безопасностью. По сравнению  с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17–19 лет  сократится к 2016 году с 3,46 млн. человек  до 1,99 млн. человек. Сокращение численности  детей и подростков приведет к  возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие учебные заведения практически совпадает с численностью выпускников общеобразовательных учреждений. Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран Среднего Востока, Китая, Вьетнама. В связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий. Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению. Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности. Отток из России квалифицированных кадров ведет к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала страны.

Информация о работе Проблемы сочетания экономической и социальной справедливости