Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа
Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории. В настоящее время в России широкое распространение получили нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических правил экономического поведения, и в частности требований социальной справедливости. В этих условиях система государственного регулирования нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ…………………………………………..4
Понятие экономической и социальной справедливости………………...4
Проблемы взаимодействия экономической и социальной справедливости……………………………………………………………..6
Эволюция современных взглядов на социальную справедливость……………………………………………………………..7
2.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ГОСУДАРСТВОМ……....................................................................................15
2.1Зарубежный опыт сочетания экономической и социальной справедливости..................................................................................................15
2.2 Черты пореформенной взаимообусловленности экономической эффективности и социальной справедливости..................................................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...……………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….38
По Роулзом, общество распределенный, по крайней мере, на две группы людей. Одни имеют лучшие способности и таланты, более ловкие в делах, другие - менее одаренные, имеют менее обеспеченное положение в обществе. Исходя из "принципа отличий" Роулз формирует "порядок" отношений между этими двумя основными социальными группами людей. Исходя из факта "неравенства", он считает, что социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы они вели к наибольшей выгоды для наименее обеспеченных граждан и при различиях в занятиях и социальном статусе предоставляли всем "условия честной равенству возможностей". Роулз доказывает, что "неравенство", организованная другим образом, вызовет нежелательную социальную напряженность в обществе и протест в бедной части общества.
Несмотря на некоторые
противоречия в теории Роулза, нельзя
отрицать его последовательности. Интересен
же подход Роулза к проблемам экономического
и социального неравенства. Всю
его концепцию ориентирован, с
одной стороны, на минимизацию социального
напряжения, а с другой - на стимулирование
общественного развития. Т.н. "справедливое
неравенство" он пытается организовать
таким образом, чтобы этим могли
воспользоваться все члены
Социальная справедливость
лежит в основе построения современного
общества с его экономическими механизмами
получения доходов и системой
налогообложения. Человечество на протяжении
своей истории постоянно ищет
механизмы для разрешения противоречий
между неровно одаренность
Сущность т.н. "прогрессивного налогообложения" заключается в том, что с ростом абсолютной величины доходов растет и доля, которую государство забирает в централизованный бюджет для последующего перераспределения. Цель прогрессивного налогообложения заключается как раз в том, чтобы перераспределить часть доходов наиболее состоятельных граждан в пользу бедных слоев населения. Поддержка нетрудоспособных граждан-инвалидов с детства, многодетных или неполных семей, всех, кто по объективным причинам не способен заработать себе на жизнь, осуществляется за счет налоговых и других поступлений в государственный бюджет.
Проблема "неравенства" и производная от нее - нищеты - не самая острая для правительств всех стран. Но фокус этой проблемы именно в ответе на вопрос: "Что лучше - обеспечить как можно большее социальное равенство путем" зривняльного распределения "или отдать предпочтение сугубо экономические рычаги, стимулирующие" экономическую эффективность ".
С одной стороны, степень цивилизованности той или иной страны определяется тем, насколько существования она может обеспечить своим бедным. С другой - чрезмерное попечительства о бедных ослабляет стимулы к труду наиболее одаренных, работоспособных и трудолюбивый граждан, а это неизбежно приводит к снижению общего уровня экономического развития страны. Это реальная противоречие. Все развитые страны мира все время пытаются найти ту грань, за которую социальная поддержка не должна выходить, чтобы не подорвать основу основ любой экономики - желание работать, обеспечивать себе и своей семье нормальное существование. Пример США демонстрирует роль государства в перераспределении доходов. Здесь существует довольно разветвленная система социальной поддержки беднейших семей. В США насчитывается около 75 программ социальной помощи, за исключением программ для матерей-одиночек. Эти программы предусматривают выплату денег, предоставление бесплатных талонов на питание, полностью или частично оплачиваемый жилье, бесплатное отопление, завтраки для детей в школах, питание для младенцев, бесплатную медицинскую помощь. Главная особенность этих программ - их "бесплатности". Однако экономисты метко замечают, что "бесплатных завтраков не бывает - за них всегда кто-то платит".
Одной из крупнейших по численности групп, которые получают разного рода помощи от правительства, являются чернокожие населения Соединенных Штатов. Это приводит, помимо прочего, к формированию особой психологии "утриманства" для многочисленных групп "бедных". Так, на вопрос "чего вы не работаете?" Чернокожий юноша ответил: "А почему я должен работать? Мои дед и бабка не работали, отец и мать не работали. Почему я должен работать?"
Проблемам "социальной справедливости
и равенства" много внимания уделяли
многие мыслители. Один из них, лауреат
Нобелевской премии Дж.Бьюкенен считал,
что это проблема сочетания индивидуальных
и общественных интересов. По его
мнению, единственным критерием справедливости
правительственных решений в
социально-экономической
Государство, по своей природе
являются "марнотратним диктатором",
не способствует общественному согласию,
а только вредит ей. Поэтому Дж. Бьюкенен
предлагает заменить централизованный
перераспределение доходов
Огромная заслуга Дж. Бьюкенена
заключается в том, что он возродил
идеи экономической свободы, гуманизма,
моральных критериев
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ГОСУДАРСТВА.
2.1 Зарубежный опыт сочетания экономической и социальной справедливости.
С началом нового века приходит и новое понимание социальных явлений,учитывая растущую глобализацию, воздействие которой на социально-экономические процессы и положение отдельных стран неоднозначно.
Историческая память сохранила интересные концепции создания справедливого социального государства, в основе которых находятся плодотворные идеи о совместимости государства и личности,социальной справедливости, обеспечения достойного уровня жизни и равенства всех перед законом. Идеи справедливого государства интересовали
Платона, Аристотеля, Сократа, Канта, Дж.Локка, Дени Дидро и других великих мыслителей прошлого. Само понятие социального государства впервые ввел немецкий правовед и экономист Лоренц фон Штейн (1815-1890). В основе социального государства, по его определению, лежит
равенство всех граждан перед законом, а высшей ценностью является социальная справедливость, проводится активная политика, направленная на обеспечение достойной жизни, стирание имущественных и социальных различий между гражданами. Социальное государство - это прежде всего демократическое государство, которое обязано создать оптимальные условия для перехода низших обездоленных слоев и групп населения до уровня богатых и сильных. Теоретическое определение социального государства
Лоренца фон Штейна было значительно расширенно нашимисовременниками. На практике же закрепление факта существования социального государства, как правовой и политической реальности, получило распространение в различных статьях конституций следующих стран: Австрии, Германии, Испании, Франции, Швейцарии, Португалии,Румынии, Польши, Швеции, Дании, Норвегии и других западных стран. В конституциях Армении, Белоруссии, Украины, Грузии и России государства так же названы социальными. Существуют определенные требования и международные стандарты соотношения взаимодействия государств и граждан, обеспечения государством необходимого объема реализации прав граждан, которые отражены во Всеобщей декларации прав человека, многочисленных международных пактах и правах. Зарубежный опыт построения социального государства полезен не только в информационном плане, но и в качестве материала, на основе которого можно было бы
постепенно продвигаться к практическому построению реального социального государства провозглашенного в конституции России. При этом надо использовать все положительное, что имеется в практике зарубежных странах и стараться избежать повторения их ошибок. Наиболее интересными, в этом плане, предстают некоторые страны Европы. Одной из стран
Евросоюза, где придается большое значение не только экономическому подъему, но и улучшению социальной сферы, повышению уровня жизни населения, является Швеция. Социальная политика данного государства имеет старые традиции, когда обязательность ассигнований на социальные цели центрального правительства и местных органов власти датируется концом 17 века. На сегодняшний день социальная политика данного государства отличается наибольшей универсальностью социального обеспечения и страхования, а по удельному весу государственных ассигнований на образование и здравоохранение превосходит почти в два раза западноевропейские страны. Экономические проблемы, если они возникают, принято в Швеции решать, не подрывая основ существующей социальной политики. Считается, что добиться экономического подъема можно быстрее, если усовершенствовать инфраструктуру социальной сферы и продолжать инвестировать в основные социальные услуги. Основной задачей ставиться при помощи гибкой социальной политики стабилизировать общественный строй. Возможность существования социального государства во многом определяется наличием действующих демократических институтов в обществе, а так же способностью государства создавать благоприятные условия для трудовой и предпринимательской активности населения. Государство становится социальным не в результате принятия определенных политических решений, а в результате достижения определенного уровня экономического развития. Не обеспечив финансовую основу решить любую из социальных проблем в принципе невозможно.
Социальная сфера и экономика тесно взаимосвязана. Социальные задачи нельзя ставить без анализа экономических возможностей. Эффективная социальная политика невозможна без ресурсного обеспечения. Необходимо иметь четкое представление о прямой зависимости планирования отдельных социальных мероприятий от достижения экономического развития страны,региона или города. При разработке государственной социальной политики важно учитывать различную степень очередности решения объективных социальных задач. Здесь показателен опыт Германии, которая почти 60 лет является по конституции правовым социальным государством и имеет большой резерв для увеличения темпов экономического развития и социальной защиты населения. При этом после объединения страны в 90-х годах прошлого столетия наблюдается ряд обострившихся проблем, таких как безработица, закрытие многих крупных индустриальных предприятий в восточных территориях, перевод некоторых немецких корпораций в другие страны, где соответственно они и собираются платить налоги. Когда социальные вопросы не решены, они могут только обостриться и отрицательно повлиять на процесс европейской интеграции. Социальная политика сразу же превращается в приоритетную. Социальная несправедливость, разрыв между богатыми и бедными усиливается.
К сожалению, рыночная экономика, наличие демократии и большого ВВП сами по себе не решают всех проблем. Необходимо корректирующее
вмешательство государства, как в структуру экономики, так и в процесс
перераспределения доходов. Государство не должно избегать выполнения своих социальных функций или перекладывания их на общественные организации или своих граждан. Сфера регулирования социально-трудовых отношений, система налогообложения должна быть социально справедливой, прозрачной и понятной каждому члену общества. В социальном государстве необходимо разрабатывать социальные нормативы благосостояния и использовать их для регулирования уровня жизни населения. Социальная политика не должна быть загадочной, которую можно трактовать по-разному, она должна иметь четкие задачи и цели, а так же достаточное финансирование для их осуществления. Действующие сегодня модели социальных государств, их общие черты и национальные различия показывают, что существование социального государства реально и возможно. Важен полноценный анализ положительного опыта, учитывая собственную национальную специфику, интеллектуальные и экономические ресурсы, количество населения и территориальный масштаб. А для этого необходимы федеральные, региональные и местные программы решения вышеперечисленных задач. Социальная деятельность государства не только возможна, но и вполне реальна, так как защита основных прав человека относиться к главным обязанностям государства, которое обязано своей властью содействовать повышению уровня жизни, экономическому и общественному прогрессу всех граждан. Выполнение государством социальных функций требует соответствующих демократических организаций, участие всех социальных групп в формировании государственной власти, позитивных общественных инициатив, способствующих укреплению социальной солидарности в обществе.
Информация о работе Проблемы сочетания экономической и социальной справедливости