Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности международной миграции рабочей силы на современном этапе, а также рассмотрение проблем, связанных с регулированием международной миграцией рабочей силы. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, и виды международной миграции рабочей силы
-изучить причины возникновения миграционных потоков
- изучить основные центры притяжения мигрантов
-исследовать проблемы регулирования миграции в России и на международном уровне.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…- 2

Глава 1. Теоретические аспекты международной миграции рабочей силы….-4
1.1. Сущность и виды миграций рабочей силы. Причины возникновения
1.2. Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы
1.3. Современное состояние миграционных процессов в России

Глава 2. Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы …..…-15
2.1 Тенденции развития международной трудовой миграции
2.2. Проблемы и пути регулирования миграции на международном уровне
2.3.Социально – экономические последствия трудовой миграции. Недостатки и преимущества миграции на современном этапе

Заключение………………………………………………………………......…-34
Список используемой литературы…………………………………………...-36

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 82.24 Кб (Скачать)

Надо сказать, что МОТ  является уникальной среди всемирных  организаций. Это проявляется в  том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством  голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций  — это принятие конвенций и  рекомендаций, устанавливающих международные  трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность  рабочего дня и условия труда, вознаграждения трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со времени основания МОТ  было принято 172 конвенции и181 рекомендация. Верховный комиссариат ООН по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения и в первую очередь проблемы репатриации.15

 

2.3.Социально –  экономические  последствия трудовой  миграции.

В настоящее время около 2,0% населения мира (примерно 140 млн. чел.) проживают не в той стране, где они родились. В США за 1970-2000 гг. число иммигрантов увеличилось  с 10 до 31 млн. чел., а их доля в населении  страны возросла с 5,0 до 11,0%. Доля иммигрантов  в составе занятых в экономике  США в 2005 г. приблизилась к 15,0%.

В настоящее время иностранные  специалисты играют видную роль в  развитии передовых отраслей США. В  Силиконовой Долине иммигранты составляют около трети научного и инженерного  персонала, а примерно в четверти новых компаний, связанных с информационными  технологиями, они занимают высшие управленческие должности. С точки  зрения американской экономики в  целом, использование знаний, творческого  потенциала, международных связей этих специалистов весьма выгодно и может  рассматриваться как одно из проявлений геоэкономического перераспределения ресурсов – в данном случае ресурсов интеллектуальных. США все в большей степени превращаются в главного потребителя и одновременно главного производителя знаний. Страна концентрирует усилия на вузовском и послевузовском уровнях, экономя при этом значительные средства на школьном образовании. Система высшего образования США влияет на формирование международного рынка рабочей силы. Ее роль не ограничивается подготовкой специалистов, обеспечивающих технологическое превосходство национальной экономики. Ежегодно в США заканчивают университеты сотни иностранных студентов, усваивающих в процессе обучения американскую культуру, систему ценностей, язык. Вернувшись в свои страны, они обеспечивают принятие управленческих и политических решений, способствующих тесному сотрудничеству с США.

Готовя специалистов для  многих стран мира, США одновременно получают возможность использовать наиболее перспективных из них. В 90-е  гг. более половины докторских степеней в стране присвоено иностранным  гражданам. Из них 47,0% остались в США. Специалисты привлекаются и из развитых стран. Например, в США ежегодно уезжает почти четверть выпускников лучших французских вузов, хотя Франция испытывает нехватку специалистов в области компьютерной техники. Объясняется это тем, что выпускник университета получает во Франции лишь половину стартового оклада молодого американского специалиста. Еще в более худшем положении выпускники российских вузов, хотя качество их профессиональной подготовки не уступает уровню стран Европы и США.

Безусловно, увеличение притока  иностранных специалистов обостряет  конкуренцию на рынке интеллектуальной рабочей силы и ухудшает перспективы  занятости для американцев. Периодически отмечается некоторый рост безработицы  среди американских математиков, физиков, астрофизиков, но такая конкуренция  – это конкуренция качества и  в целом положительно сказывается  на эффективности научных исследований. Она вызывает определенную озабоченность  в стране. За последние годы в  США и по линии администрации, и по линии университетов предпринимаются  энергичные меры для повышения уровня школьного образования, увеличения набора студентов по специальностям, связанным с вычислительной техникой, расширения программ подготовки магистров  и докторов. Немало делают для повышения  качества рабочей силы и корпорации, организующие собственные курсы  и финансирующие обучение сотрудников. Тем не менее, сохранение дефицита высококвалифицирован-ных кадров прогнозируется и на ближайшие годы – при условии, что начавшаяся рецессия не окажется слишком длительной, так как развитие процесса иммиграции тесно связано с состоянием конъюнктуры национального рынка труда.

Большой объем предложения  рабочей силы низкой квалификации дает существенный выигрыш использующим ее фирмам, позволяя не повышать заработную плату и экономить на издержках  производства. Отсутствие роста издержек производства ведет к отсутствию роста цен на производимые товары и услуги, что дает выигрыш потребителям. Этот чистый выигрыш оценивается специалистами в 10 млрд. долл. в год (0,1% от ВВП).

Уровень безработицы среди  малоквалифицированных иммигрантов  ниже, чем среди малоквалифицированных  коренных американцев, поскольку последние  зачастую не рассматривают эти рабочие  места как вариант для собственного трудоустройства в связи с  низкой оплатой. Об отсутствии серьезной  конкуренции говорит и позиция  профсоюзов. В последние годы они  не требовали ограничить въезд иммигрантов  и даже выступали за смягчение  наказаний для работодателей, использующих труд нелегалов. Вполне возможно, что  подобное отношение может измениться в ближайшее время – начавшаяся в США рецессия уже привела  к росту безработицы, причем среди  малоквалифицированных групп это  увеличение значительнее, чем в среднем  по стране. В такой ситуации иммигранты могут стать нежелательными конкурентами для коренных американцев.

Иммиграционная политика стран Европейского союза в настоящее  время идет по тем же основным направлениям, что и в США, так как перед  европейскими странами стоят аналогичные  задачи: привлечение квалифицированных  специалистов, социальная и культурная ассимиляция приезжающих, сдерживание  потока прибывающих нелегально. Неблагоприятная  демографическая ситуация в Европе заставляет уделять все большее  внимание использованию иностранной  рабочей силы. В настоящее время  все  страны ЕС импортируют рабочую  силу. Это связано как с демографической  ситуацией, так и с увеличением  занятости. В 2000 г. в Европе число рабочих мест выросло на 1,9%. Единой иммиграционной политики Европейского союза пока не существует, но она находится в стадии разработки, и этот процесс близится к завершению. Нельзя игнорировать тот факт, что иммиграция превращается в важный фактор, определяющий социально-экономическую динамику в развитых странах. От того, насколько эти государства сумеют согласовать свою иммиграционную политику с потребностями производства, разработать и реализовать процедуры, обеспечивающие селективность и контролируемость иммиграционных потоков, в значительной степени будет зависеть состояние их экономики и социальной сферы в ближайшие годы.

Тенденция к увеличению внешней  трудовой миграции достаточно четко  проявляется во многих странах мира. При этом необходимо отметить, что интенсивность международной миграции существенно уступает внутренним миграционным перемещениям. По экспертным оценкам ООН, внутренняя миграция начиная с 1980-х гг. прошлого столетия составляет от 750 млн. до 1 млрд. человек .

На усиление миграционных процессов в будущем будут  влиять:

  • дальнейшая глобализация экономики;
  • различия в социальных, политических и религиозных свободах между странами;
  • возможные политические и гражданские конфликты;
  • прогрессирующая деградация окружающей среды;
  • различия в режимах демографического воспроизводства населения;
  • усиливающаяся поляризация жизненного уровня населения в развитых и развивающихся странах;
  • перенаселение в отсталых (в экономическом отношении) регионах мира;
  • различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, вызывающий, прежде всего, трудовую миграцию.

 Отношения между миграциями  и социальными изменениями стали  более сложными, чем на предыдущих исторических стадиях. Миграционные процессы стали одним из главных факторов социального преобразования и развития как в странах «получения», так и в странах «отдачи».

В современных условиях в  одних государствах более остро  стоит проблема вывоза рабочей силы, в других - привлечения работников со стороны. И в тех, и в других случаях возникают проблемы заключения многосторонних и двухсторонних  соглашений и управления этими процессами. Необходимо отметить, что отнесение тех или иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или негативным зависит от конкретной социально-экономической ситуации в стране.

Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной  миграции рабочей силы лежит в  основе определения направленной государственной  политики и построения системы эффективного регулирования этого процесса, предусматривающей  создание и совершенствование определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией  на различных уровнях.

В настоящее время число  стран партнеров по трудовой миграции крайне ограниченно, несмотря на то, что  желающих поработать за рубежом очень много. В значительной мере это происходит из-за  недостаточного информационного знания международных рынков труда – Америки, Европы, Ближнего Востока, Австралии и так далее.

Возможные социально-экономические  последствия международной миграции рабочей силы

Страна 

Позитивные

Негативные

 

1. Приобретение работником  новой квалификации и профессионального  опыта

1. Потеря квалифицированной  рабочей силы

Страна-экспортер  рабочей силы

2. Облегчение структурной  и технологической перестройки  производства 

2. Определенная зависимость  от иностранного спроса на  рабочую силу

3. Ослабление напряжения  на внутреннем рынке труда

 

4. Сокращение дефицита  платежного баланса

 
 

5. Дополнительный приток  в страну иностранной валюты

 
 

1. Облегчение структуры  региональных сдвигов

1. Блокирует внедрение  трудосберегающей технологии

Страна-импортер рабочей силы

2. Содействие вертикальной  мобильности местных работников

2. Осложняет ситуацию  на внутреннем рынке рабочей  силы

3. Снижение стоимости  рабочей силы, общих издержек, связанных  с сокращением численности рабочей  силы

3. Увеличиваются расходы  на содержание безработных иностранцев  и их семей

4. Торможение роста цен,  благодаря склонности иностранных  работников к сбережениям

 

5. Повышение качества  рабочей силы путем отбора  более молодых, квалифицированных  работников

 

 

Беспрепятственный въезд  для временных трудовых мигрантов  имеется в Турции. В турецких отелях имеется множество вакантных  рабочих мест - уборщиков, барменов, ночных сторожей и смотрителей. В  летний сезон появляются дополнительные вакансии и временные рабочие  места. Поэтому турецкие города и  курорты привлекают большое число  иностранных работников. По сравнению  со странами СНГ здесь более высокая  оплата труда. На курортах Анталии, например, заработная плата сезонного рабочего составляет 200 долл. США в месяц плюс бесплатное жилье и одно- двухразовое питание, а гувернёров или домработниц 300 -450 долл. США.

 Трудовые мигранты  многих стран СНГ ездят на  работу в Новую Зеландию, население  которой сформировалось в течение  XX века, в основном за счет миграции, главным образом, из Англии и Ирландии. Коренные жители составляют лишь 7,0-8,0% всего населения. Здесь также имеются хорошие условия для трудоустройства иностранной рабочей силы.

Хорошие перспективы имеются  для расширения экспорта рабочей  силы в Австралию. В Австралии  имеются благоприятные условия  для вселения, здесь один из самых  низких в мире ценз оседлости, а получение  гражданства и паспорта вполне возможно в течение двух лет проживания. Австралия заинтересована в привлечении  деловых, предприимчивых людей.

Недостатки и преимущества миграции на современном этапе.

Следовательно, международная  миграция рабочей силы выявляет как  положительное, так и отрицательное  воздействие на экономическое и  социальное развитие стран-доноров (экспортеров  рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы).

Позитивными последствиями  для экономики в целом являются:

1) вследствие притока  иностранных рабочих, обладающих  высокой мобильностью, облегчаются  структурные, отраслевыми другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

2) достигается существенная  экономия средств на обучение  принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период  с 1965 по 1990 гг. на сфере образования  и науке сэкономили не менее  15 млрд. долларов;

3) иммигранты расширяют  емкость внутреннего рынка, а  собранные на их  счетах деньги  используются для развития экономики;

4) временно свободные  денежные средства иммигрантов,  хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для  финансирования экономики принимающей  страны;

5) иммигранты улучшают  демографическую ситуацию, особенно  в промышленно развитых странах  Западной Европы, которые характеризуются  старением коренного населения;

6) иностранные рабочие  часто играют роль определенного  амортизатора в случае кризисов  и безработицы, так как их  первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не  учитываются при реализации социальных  программ.16

Позитивные последствия  для отдельной фирмы при этом: импорт рабочей силы способствует повышению  конкурентоспособности товаров  принимающей страны вследствие уменьшения издержек производства, связанных с  более низкой оплатой труда иностранных  рабочих.

В свою очередь, выделяются следующие негативные последствия:

1) целые отрасли экономики  (сфера услуг, торговля, строительство)  при длительном использовании  иностранных рабочих попадают  в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

Информация о работе Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы