Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности международной миграции рабочей силы на современном этапе, а также рассмотрение проблем, связанных с регулированием международной миграцией рабочей силы. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, и виды международной миграции рабочей силы
-изучить причины возникновения миграционных потоков
- изучить основные центры притяжения мигрантов
-исследовать проблемы регулирования миграции в России и на международном уровне.
Введение……………………………………………………………………….…- 2
Глава 1. Теоретические аспекты международной миграции рабочей силы….-4
1.1. Сущность и виды миграций рабочей силы. Причины возникновения
1.2. Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы
1.3. Современное состояние миграционных процессов в России
Глава 2. Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы …..…-15
2.1 Тенденции развития международной трудовой миграции
2.2. Проблемы и пути регулирования миграции на международном уровне
2.3.Социально – экономические последствия трудовой миграции. Недостатки и преимущества миграции на современном этапе
Заключение………………………………………………………………......…-34
Список используемой литературы…………………………………………...-36
В экономически развитых стран существует дефицит высококвалифицированных работников в «знаниеемких» отраслях промышленности, особенно в стремительно развивающемся секторе ИТ. Согласно исследованию, проведенному в 2000 г., с 1998 г. Западная Европа потеряла 110 млрд евро в ВВП из-за дефицита рабочей силы высокой квалификации.
Влияние иммиграции на занятость, безработицу и заработную плату в принимающих странах если и существует, то весьма скромное. Наиболее уязвимыми являются неквалифицированные работники; иностранцы, которые ранее обосновались в стране, старшие возрастные группы, обладающие низкой квалификацией, а также женщины. К такому выводу пришло большинство исследователей, занимающихся данными проблемами на примере США и других стран ОЭСР. Мигранты занимают традиционные сегменты рынка труда (иногда ими же и созданные), либо смягчают дефицит квалифицированной рабочей силы. Миграция способна даже увеличивать общее число рабочих мест. Это, прежде всего, относится к использованию труда высококвалифицированных мигрантов. В частности, в США корпорация, производящая полупроводники Cypress Semiconductor Corporation, сообщила, что приблизительно 40% научно-исследовательских рабочих мест были заняты иммигрантами, и что каждый из них создал 9 дополнительных рабочих мест для местного населения.
Воздействие миграции на заработную плату местного населения является незначительным. В США увеличение на 10% доли иммигрантов в регионе снижает уровень заработной платы местных работников на 0,2%, и зачастую этот показатель приближается к 0. Хотя в Европе и наблюдается незначительное отрицательное влияние иммиграции на заработную плату в пределах от 0,3 до 0,8%, в ряде исследований отмечается, что заработная плата местных работников, особенно высококвалифицированных, напротив, немного увеличивается. В таких странах, как Великобритании и Германии, заработная плата местных работников оставалась практически неизменной. Более того, исследование, проведенное в Германии, показало, что увеличение доли иностранных рабочих на 1% вело к увеличению на 0,2% заработной платы синих воротничков, и к 1,3%-ному росту заработной платы белых воротничков.
В последние
годы активно обсуждается перераспре
По мнению большинства исследователей в результате использования труда иностранцев повышается эластичность рынка труда. «Новые иммигранты», отличающиеся гораздо большей региональной мобильностью, способствуют переливу рабочей силы из районов с несбалансированным рынком труда в более благополучные. В то же время несколько проведенных исследований свидетельствуют, что иммиграция увеличивает эффективность рынка труда, если этот рынок гибкий, но может несколько усугубить его недостатки, если он не обладает данным качеством. В Европе, где рынок труда отличается большей жесткостью, чем в США, иммиграция оказывает на него незначительное негативное влияние. Например, в строительной промышленности Германии, которая использует, большой контингент как местных, так и иностранных рабочих (в т.ч. и нелегальных), профсоюзы указывают на существующую опасность вытеснения местных работников. Проблема усугубляется жесткостью рынка труда и низкой подвижностью немецких рабочих11.
Доля лиц старше 65 лет к лицам, находящимся в трудоспособном возрасте 20-65 лет12
Страны |
2005 г. |
2050 г. |
КНР |
0.12 |
0.43 |
Италия |
0.33 |
0.75 |
Япония |
0.32 |
0.78 |
Корея |
0.16 |
0.70 |
Великобритания |
0.27 |
0.47 |
США |
0.21 |
0.37 |
Использование иностранной рабочей силы в экономике экономически развитых стран характеризуется не только ростом масштаба, но и диверсификацией форм ее использования. В экономике данных стран широкое распространение получила самозанятость мигрантов. Во многих развитых странах-членах ОЭСР, за исключением Бельгии и Франции, в период с 1998 по 2003 г. количество самостоятельно занятых мигрантов от общего числа самостоятельно занятого населения выросла как в абсолютном, так и относительном выражении.
Оценки влияния иммиграции на рост неоднозначны. Большинство проведенных исследований свидетельствуют, что влияние иммигрантов на рост позитивно. Так, для США увеличение в уровне чистой миграции на 1 п. п. связано с повышением темпов роста на 0,1%. В соответствии с оценками правительства Великобритании, на чистую миграцию приходится примерно 0,4 п. п. прогнозируемой долгосрочной тенденции роста на 2,75% в год. Увеличение населения на 1 % за счет иммиграции может привести к 1,15%-ному росту ВВП. Анализ тенденций развития экономики западных земель Германии подтверждает, что в 1992 г. ВВП был на 6% больше, чем при предполагаемом отсутствии иммиграции, и превышение доходов над расходами в государственном секторе достигло 14 млрд. марок, по сравнению с исходными показателями.
В целом иммиграция положительно влияет на бюджет. Иммигранты вносят значительный вклад в облегчение налогового бремени будущих поколений стран с низкой рождаемостью. В соответствии с Прогнозом ООН коэффициент демографической нагрузки (т.е. отношение пожилых людей в возрасте от 65 лет и выше и детей, моложе 15 лет, к населению от 15 до 64 лет) при допущении нулевой миграции к 2050 г. для большинства индустриально развитых стран увеличится примерно вдвое, а для Японии - почти втрое.
Оценки результатов
За 2005-2050 гг. миграционный прирост населения развитых стран составит 96 млн. человек, что с лихвой перекроет естественную убыль населения в результате превышения числа смертей над числом рождений, которое прогнозируется в течение этого периода, - 58 млн. человек. В 2000-2010 гг. 33 из 45 развитых стран являются чистыми получателями мигрантов. В эту группу входят такие страны традиционной иммиграции, как Австралия, Канада, Новая Зеландия и США, большинство стран Западной, Северной и Южной Европы, а также Российская Федерация и Япония.
В 2000-2010 годы наибольшие объемы
чистой эмиграции были характерны для
Китая, Индии, Индонезии, Мексики и
Филиппин. В Пакистане и Иране
также регистрировалось большое
число эмигрантов, отчасти это
было результатом репатриации
Что касается стран СНГ
и Балтии, то по душевому реальному
доходу населения они в целом
ближе к странам-экспортерам
Особенностями миграционного взаимодействия стран СНГ с государствами дальнего зарубежья являются значительное превышение эмиграции над иммиграцией и потери странами СНГ части трудового потенциала, как правило, высококвалифицированных специалистов, включая научных работников.
Особую остроту в условиях вхождения стран СНГ в мировой рынок труда приобрела проблема «утечки умов», которая коснулась всех государств Содружества.
2.2. Проблемы и пути регулирования миграции на международном уровне
Правительство каждой страны
суверенно в своем праве
Важная особенность
международной миграции
Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.
В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения. Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы. В области регулирования миграции в странах-экспортерах рабочей силы ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Целями государственного регулирования экспорта рабочей силы являются защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в странах-реципиентах; возмещение потерь, национальный рост симпатии за пределами страны; предоставление социальных гарантий трудящимся-мигрантам. Наиболее важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы, являются экономическая и социальная реинтеграция и адаптация возвращающихся мигрантов.
Следует отметить, что экономическое регулирование трудовой миграции включает:
- уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;
- первоочередной прием
- налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
- ограничение времени
В странах могут действовать
профессиональные и отраслевые ограничения
на использование иностранной
На международном уровне проблемой регулирования миграции занимаются несколько организаций.
Международная организация по миграциям (МОМ) осуществляет разработку долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказывает помощь в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.
В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возращение квалифицированных кадров на родину). В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное местожительство.
Таким образом, МОМ — это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.
Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов. Международная организация труда (МОТ) определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров следующим образом: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.
На современную международную трудовую миграцию оказывает влияние активизация и рост стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные методы и средства для достижения целей эмиграции.
На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. В 1946 г. МОТ образовалась как специализированное учреждение ООН. В МОМ входит 81 государство, из которых 46 — члены, 35 — наблюдатели.14 В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы