Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности международной миграции рабочей силы на современном этапе, а также рассмотрение проблем, связанных с регулированием международной миграцией рабочей силы. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, и виды международной миграции рабочей силы
-изучить причины возникновения миграционных потоков
- изучить основные центры притяжения мигрантов
-исследовать проблемы регулирования миграции в России и на международном уровне.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…- 2

Глава 1. Теоретические аспекты международной миграции рабочей силы….-4
1.1. Сущность и виды миграций рабочей силы. Причины возникновения
1.2. Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы
1.3. Современное состояние миграционных процессов в России

Глава 2. Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы …..…-15
2.1 Тенденции развития международной трудовой миграции
2.2. Проблемы и пути регулирования миграции на международном уровне
2.3.Социально – экономические последствия трудовой миграции. Недостатки и преимущества миграции на современном этапе

Заключение………………………………………………………………......…-34
Список используемой литературы…………………………………………...-36

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 82.24 Кб (Скачать)

В экономически развитых стран существует дефицит высококвалифицированных работников в «знаниеемких» отраслях промышленности, особенно в стремительно развивающемся секторе ИТ. Согласно исследованию, проведенному в 2000 г., с 1998 г. Западная Европа потеряла 110 млрд евро в ВВП из-за дефицита рабочей силы высокой квалификации.

Влияние иммиграции на занятость, безработицу и заработную плату в принимающих странах если и существует, то весьма скромное. Наиболее уязвимыми являются неквалифицированные работники; иностранцы, которые ранее обосновались в стране, старшие возрастные группы, обладающие низкой квалификацией, а также женщины. К такому выводу пришло большинство исследователей, занимающихся данными проблемами на примере США и других стран ОЭСР. Мигранты занимают традиционные сегменты рынка труда (иногда ими же и созданные), либо смягчают дефицит квалифицированной рабочей силы. Миграция способна даже увеличивать общее число рабочих мест. Это, прежде всего, относится к использованию труда высококвалифицированных мигрантов. В частности, в США корпорация, производящая полупроводники Cypress Semiconductor Corporation, сообщила, что приблизительно 40% научно-исследовательских рабочих мест были заняты иммигрантами, и что каждый из них создал 9 дополнительных рабочих мест для местного населения.

Воздействие миграции на заработную плату местного населения является незначительным. В США увеличение на 10% доли иммигрантов в регионе снижает уровень заработной платы местных работников на 0,2%, и зачастую этот показатель приближается к 0. Хотя в Европе и наблюдается незначительное отрицательное влияние иммиграции на заработную плату в пределах от 0,3 до 0,8%, в ряде исследований отмечается, что заработная плата местных работников, особенно высококвалифицированных, напротив, немного увеличивается. В таких странах, как Великобритании и Германии, заработная плата местных работников оставалась практически неизменной. Более того, исследование, проведенное в Германии, показало, что увеличение доли иностранных рабочих на 1% вело к увеличению на 0,2% заработной платы синих воротничков, и к 1,3%-ному росту заработной платы белых воротничков.

В последние  годы активно обсуждается перераспределительный аспект миграции. Одним из отрицательных последствий миграции считается растущее неравенство в доходах в ЭРС.

По  мнению большинства исследователей в результате использования труда иностранцев повышается эластичность рынка труда. «Новые иммигранты», отличающиеся гораздо большей региональной мобильностью, способствуют переливу рабочей силы из районов с несбалансированным рынком труда в более благополучные. В то же время несколько проведенных исследований свидетельствуют, что иммиграция увеличивает эффективность рынка труда, если этот рынок гибкий, но может несколько усугубить его недостатки, если он не обладает данным качеством. В Европе, где рынок труда отличается большей жесткостью, чем в США, иммиграция оказывает на него незначительное негативное влияние. Например, в строительной промышленности Германии, которая использует, большой контингент как местных, так и иностранных рабочих (в т.ч. и нелегальных), профсоюзы указывают на существующую опасность вытеснения местных работников. Проблема усугубляется жесткостью рынка труда и низкой подвижностью немецких рабочих11.

Доля лиц старше 65 лет к лицам, находящимся в трудоспособном возрасте 20-65 лет12

Страны

2005 г.

2050 г.

КНР

0.12

0.43

Италия

0.33

0.75

Япония

0.32

0.78

Корея

0.16

0.70

Великобритания

0.27

0.47

США

0.21

0.37


 

Использование иностранной рабочей силы в экономике  экономически развитых стран характеризуется не только ростом масштаба, но и диверсификацией форм ее использования. В экономике данных стран широкое распространение получила самозанятость мигрантов. Во многих развитых странах-членах ОЭСР, за исключением Бельгии и Франции, в период с 1998 по 2003 г. количество самостоятельно занятых мигрантов от общего числа самостоятельно занятого населения выросла как в абсолютном, так и относительном выражении.

Оценки влияния иммиграции на рост неоднозначны. Большинство проведенных исследований свидетельствуют, что влияние иммигрантов на рост позитивно. Так, для США увеличение в уровне чистой миграции на 1 п. п. связано с повышением темпов роста на 0,1%. В соответствии с оценками правительства Великобритании, на чистую миграцию приходится примерно 0,4 п. п. прогнозируемой долгосрочной тенденции роста на 2,75% в год. Увеличение населения на 1 % за счет иммиграции может привести к 1,15%-ному росту ВВП. Анализ тенденций развития экономики западных земель Германии подтверждает, что в 1992 г. ВВП был на 6% больше, чем при предполагаемом отсутствии иммиграции, и превышение доходов над расходами в государственном секторе достигло 14 млрд. марок, по сравнению с исходными показателями.

В целом иммиграция положительно влияет на бюджет. Иммигранты вносят значительный вклад в облегчение налогового бремени будущих поколений стран с низкой рождаемостью. В соответствии с Прогнозом ООН коэффициент демографической нагрузки (т.е. отношение пожилых людей в возрасте от 65 лет и выше и детей, моложе 15 лет, к населению от 15 до 64 лет) при допущении нулевой миграции к 2050 г. для большинства индустриально развитых стран увеличится примерно вдвое, а для Японии - почти втрое.

Оценки результатов миграционного  обмена между основными регионами  мира показывают, что, начиная с 1960-х  годов, более развитые регионы увеличивают  свое населения за счет эмиграции  из менее развитых регионов мира, став чистыми получателями мигрантов. В период с 1960 по 2000 год чистая миграция в более развитые страны неуклонно увеличивалась. В 1990-2000 годы развитые страны мира получали ежегодно по 2,7 миллиона мигрантов, причем более половины из них - 1,6 миллиона человека - направлялась в Северную Америку. В 2000-2010 годы величина чистой миграции в развитые регионы мира слегка выросла, достигнув пика в 2,9 миллиона человек ежегодно. Предполагается, что в прогнозный период чистая миграция в развитые страны будет составлять около 2,4 миллиона человек в год, в том числе 1,3 миллиона человек - в Северную Америку.

За 2005-2050 гг. миграционный прирост  населения развитых стран составит 96 млн. человек, что с лихвой перекроет  естественную убыль населения в  результате превышения числа смертей  над числом рождений, которое прогнозируется в течение этого периода, - 58 млн. человек. В 2000-2010 гг. 33 из 45 развитых стран  являются чистыми получателями мигрантов. В эту группу входят такие страны традиционной иммиграции, как Австралия, Канада, Новая Зеландия и США, большинство  стран Западной, Северной и Южной  Европы, а также Российская Федерация  и Япония.

В 2000-2010 годы наибольшие объемы чистой эмиграции были характерны для  Китая, Индии, Индонезии, Мексики и  Филиппин. В Пакистане и Иране  также регистрировалось большое  число эмигрантов, отчасти это  было результатом репатриации афганских  беженцев.

Что касается стран СНГ  и Балтии, то по душевому реальному  доходу населения они в целом  ближе к странам-экспортерам рабочей  силы - 4793,8 долларов США. При этом следует  отметить, что в Российской Федерации  реальный по душевой доход не только выше, чем у всех остальных стран  СНГ и Балтии, и превышает средний  уровень по этой группе стран в 1,7 раза. Кроме того, реальный по душевой  доход населения в РФ, составляя 7968 долларов, приближается к уровню стран-импортеров рабочей силы, таких  как Оман и Катар, и превышает  уровень таких стран, как Малайзия и Венесуэла.

Особенностями миграционного взаимодействия стран СНГ с государствами дальнего зарубежья являются значительное превышение эмиграции над иммиграцией и потери странами СНГ части трудового потенциала, как правило, высококвалифицированных специалистов, включая научных работников.

Особую остроту в условиях вхождения стран СНГ в мировой  рынок труда приобрела проблема «утечки умов», которая коснулась  всех государств Содружества.

2.2. Проблемы и  пути регулирования миграции  на международном уровне

Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживатся определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

     Важная особенность  международной миграции рабочей  силы состоит в том, что регулирование  данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

В странах-импортерах рабочей  силы система государственного регулирования  включает в себя законодательство о  юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения. Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию  иностранной рабочей силы. В области  регулирования миграции в странах-экспортерах  рабочей силы ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Целями государственного регулирования экспорта рабочей силы являются защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в странах-реципиентах; возмещение потерь, национальный рост симпатии за пределами страны; предоставление социальных гарантий трудящимся-мигрантам. Наиболее важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы, являются экономическая и социальная реинтеграция и адаптация возвращающихся мигрантов.

Следует отметить, что экономическое  регулирование трудовой миграции включает:

- уплату иммигрантом пошлины  за трудоустройство;

- первоочередной прием иммигрантов,  осуществляющих инвестиции в  экономику страны-реципиента;

- налог на предпринимателей, использующих  труд иммигрантов;

- ограничение времени пребывания  иностранных рабочих в данной  стране.13

В странах могут действовать  профессиональные и отраслевые ограничения  на использование иностранной рабочей  силы в форме запретов. Явные запреты  прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.

На международном уровне проблемой регулирования миграции занимаются несколько организаций.

Международная организация  по миграциям (МОМ) осуществляет разработку долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказывает помощь в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.

В настоящее время МОМ  в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возращение квалифицированных кадров на родину). В качестве основных целей международной  миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное местожительство.

Таким образом, МОМ — это  единственная организация, имеющая  глобальные полномочия; при этом она  не входит в учреждения ООН, но тесно  с ними сотрудничает.

Международная организация  труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов. Международная организация труда (МОТ) определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров следующим образом: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на  родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

На современную международную  трудовую миграцию оказывает влияние  активизация и рост стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные методы и средства для достижения целей эмиграции.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. Международная  организация труда (МОТ) была создана  в 1919 г. В 1946 г. МОТ образовалась как специализированное учреждение ООН. В МОМ входит 81 государство, из которых 46 — члены, 35 — наблюдатели.14 В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы