Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 07:35, курсовая работа
Рынок труда является важной составляющей экономической и социальной жизни общества. Он охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда не только получает оценку стоимость рабочей силы, но и возможность получения образования, профессионального роста, социальные гарантии, гарантии занятости, условия труда. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Во-вторых, безработица 2010 года носит не столько цикличный сколько системный характер. Ведь цифра в 2,2 млн. не занятого населения (данные Росстата) не отражают всю глубину проблемы в России. По данным экспертов, в России насчитывается 26 млн., человек, которые нигде не работают и при этом не считаются безработными. Они просто находятся за пределами рынка труда. Эти люди, живущие в основном в малых городах и сёлах, существуют за счёт приусадебных участков и огородов, пенсий своих родителей, детских пособий и случайных заработков. И данная проблема влечёт за собой в большей степени социальные последствия, нежели экономические.
В-третьих, безработица по области и в стране точно не пойдёт на спад в первой половине 2011 года. По официальным данным нашу страну ожидает еще, по крайней мере, полмиллиона увольнений. И рассчитывать, что дефицит рабочих мест уменьшится, не приходится. Даже по самым благоприятным сценариям роста глобального ВВП и прироста рабочих мест глобальный рынок труда восстановится не раньше чем через 3 года.
Но безработица 2010 –
это не вторая волна экономического
кризиса, как может сложиться
мнение. Повышение уровня безработицы
в данном случае является этапом выхода
из кризиса. Этапом, когда при снижении
издержек предприятиями (ради выхода на рациональный
уровень своего производства) и повышении
производительности труда будет высвобождаться
рабочая сила.
Поэтому повышение уровня безработица
в 2010 году - это грядущая проблема, которая
всецело ляжет на плечи нашего общества.
Нас могут ожидать такие негативные её
последствия, как обострение криминогенной
обстановки, усиление социальной напряжённости,
рост количества физических и душевных
заболеваний, расслоение общества, снижение
трудовой активности. При этом снизится
уровень жизни, а работники могут потерять
свою квалификацию.
Более всего безработица 2010 ударит по
российской молодёжи, уже сейчас около
трети молодых людей не могут найти работу.
Данная проблема в России стоит очень
остро и требует системных изменений,
т.к., у нас практически не налажен механизм
адаптации молодёжи на рынке труда. У молодых
людей слишком завышены ожидания. А работодатели
совершенно не спешат брать на работу
человека без опыта. Данная проблема, на
фоне мирового кризиса с серьёзным дефицитом
рабочих мест, и таких проблем нашей молодёжи,
как алкоголизм и наркомания, в России
мы можем иметь «эффект потерянного поколения».
Естественно все эти проблемы требуют
решения. Причём правильные шаги нужны,
как со стороны государства и власти, так
и со стороны общества в целом и каждого
его члена в отдельности.
Разработанная в начале
года областная программа по стабилизации
регионального рынка труда
В целях снижения напряженности на рынке труда разработана областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области. Общий объем финансирования программы - 638,5 миллиона рублей, в том числе, субсидии из федерального бюджета составляют 606,6 миллиона рублей, средства областного бюджета - 31,9 миллиона рублей. Численность участников областной программы по стабилизации ситуации на рынке труда составила 15746 человек. Программой предусмотрено опережающее профессиональное обучение 2,7 тысячи работников, находящихся под риском увольнения; проведение общественных работ для 8 тысяч человек; организация стажировки 1,9 тысячи выпускников учреждений профессионального образования и закрепление за ними опытных наставников.
Кроме того, запланировано содействие самозанятости 3 тысяч безработных граждан и стимулирование создания ими не менее 1,8 тысячи дополнительных рабочих мест, а также содействие трудоустройству 130 инвалидов. Как сообщил министр труда и занятости населения Оренбургской области, на сегодняшний день в регионе заключено 298 договоров, охватывающих 4,6 тысячи человек.
В частности, заключено 93 договора на опережающее профессиональное обучение 408 человек, из них фактически приступили к обучению 406 чел.; 129 договоров - на организацию общественных работ для 4 тысяч человек. Фактически к работам приступили 3,7 тысячи человек; 76 договоров - на проведение стажировки для 281 выпускника учреждений профессионального образования. Под руководством 77 наставников к ней приступили 122 молодых специалиста.
Во всех центрах занятости
и областном министерстве труда
и занятости населения
2.3 Меры по преодолению безработицы в Оренбургской области.
По моему мнению, для
преодоления безработицы в
В настоящее время к активным экономическим методам регулирования занятости можно отнести следующие меры: общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности, стабилизация и в дальнейшем достижение экономического роста, создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости (расширение возможностей трудоустройства),а также приостановление роста безработицы и обеспечение безработным приемлемых социальных гарантий.
Формирование рынка профессий как на федеральном так и на региональном уровнях – одно из перспективных направлений регулирования рынка труда, воспроизводства рабочей силы и социальной структуры общества в целом.
Одним из важнейших регуляторов рынка труда является служба занятости населения. Поэтому очень важной задачей для государства должно являться укрепление и усовершенствование службы занятости, обеспечение ее соответствующими ресурсами: людскими, материально-техническими и информационными.
Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.
Правительство РФ разработало комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям, предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
Хочется отметить, что все вышеизложенные меры по борьбе с безработицей являются важным шагом вперед как для государства, так и для его граждан, нуждающихся в поддержке и содействии.
Для решения задач
в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный
спектр мер, таких как: экспертная оценка
последствий вступления страны в ВТО;
налоговое стимулирование новых рабочих
мест в «перспективных отраслях экономики»;
разработка и реализация специальных
программ повышения производительности
труда; анализ возможностей повышения
занятости в «проблемных отраслях» промышленности;
поддержка малого предпринимательства
как для создания рабочих мест, в том числе
на селе, так и для развития инфраструктуры
военных городков, закрытых административно-
Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождается разрушением трудового потенциала. По-моему мнению, приоритет в проводимой политике занятости должен отдаваться активным методам регулирования, поскольку поддержание пассивных мер ведет к поддержанию безработицы на достаточно высоком уровне и требует значительных средств на выплату пособий, расширение льгот и т.д. Пассивная же политика должна опираться на систему социального страхования от безработицы за счет взносов работников и работодателей, а так же отчислений госбюджета. Подобная практика успешно действует во многих развитых странах мира.
Опыт развитых стран свидетельствует, что уровень безработицы не является постоянной величиной. Он изменяется под воздействием целого ряда факторов макроэкономического, национального значения, а также зависит от фазы экономического цикла.
В развитых странах естественный уровень безработицы на протяжении трех последних десятилетий менял свою величину, увеличиваясь с 3,5% до 4%, затем до 5%, а впоследствии до 6-7%. Социально приемлемым, естественным принято сегодня считать такой уровень безработицы, который соответствует приемлемым темпам роста цен. Эта концепция, получившая широкое распространение в развитых странах, отражает понимание того, что макроэкономическая политика, ориентированная на поддержание приемлемого прежде уровня безработицы, может иметь разрушительные инфляционные последствия.
Современные социологические исследования на Западе показывают, что в развитой рыночной экономике, чем выше уровень образования людей, тем больше шансов иметь работу и, наоборот, наиболее высокий уровень безработицы наблюдается среди лиц с низким образовательным потенциалом. Повышение образовательного уровня в странах с развитой рыночной экономикой рассматривается на микроуровне как гарантия для каждой личности от риска безработицы, а на макроуровне расширение занятости в сфере образования, финансируемого за счет государственных средств, особенно в период спада производства, представляет собой высокий социальный амортизатор циклической безработицы.[11]
Преобладающей тенденцией в системе ценностной и профессиональной ориентации является мотивация на работу в качестве "белых воротничков" в сфере госуправления и в частном секторе деловых услуг. Это приводит к перекосам в профессионализации университетского образования.
В частности, социальные запросы населения на такие специальности с университетским образованием как юрист, экономист, менеджер, врач, намного превышают реальные потребности экономики и общества в кадрах такого профиля. В результате в развивающихся странах наблюдается высокий уровень безработицы среди выпускников университетов.
Указанные две тенденции, характерные для развитых и развивающихся стран, одновременно проявляются в российской действительности. В экономике России причудливо сочетаются современный сектор производства, способный конкурировать на мировом рынке, с отсталым, неконкурентоспособным сектором производства. Структурные преобразования российской экономики будут способствовать преодолению ее колониальной направленности и сужению сферы действия тенденции девальвации образования и квалифицированного труда, тенденции роста уровня безработицы среди образованной части населения.
3.1 Безработица в странах Европы
В последние годы развитые страны столкнулись с трудностями решения проблемы безработицы и бедности в связи с несогласованностью государственных социальных программ поддержки уязвимых слоев населения. Возникло рассогласование между устанавливаемым размером минимума заработной платы и величиной трансфертных выплат для малообеспеченных. Нередко складывается ситуация, когда объем социальных выплат оказывается выше, чем получаемая ими заработная плата. Это создает антистимулы у малообеспеченной части населения к поиску работы и приводит к тому, что проблема бедности и безработицы становится хронической. Формируется специфическая культура бедности и ее локализация в гетто. Это создает питательную почву для преступности, алкоголизма, наркомании и других антисоциальных явлений.
Уровень безработицы
в различных развитых
Различие в уровне безработицы в развитых странах объясняется, прежде всего, разным уровнем естественной безработицы и отличием трудового законодательства. Во Франции закон обязывает выплачивать большие компенсации уволенным работникам, поэтому там чаще всего невыгодно увольнять работника. В Германии вплоть до 2008г. была низкая безработица. Однако в результате финансового кризиса последних лет экономический рост замедлился, соответственно увеличился уровень безработицы. В настоящее время Германия страдает от высокой безработицы. Одной из главных причин этого явления является слишком большая степень социализации экономики Германии. Большие пособия по безработице, в частности, способствуют развитию в немецком обществе иждивенческих настроений.
Информация о работе Проблемы безработицы в Рф и пути их решения