Проблемы безработицы в Рф и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 07:35, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда является важной составляющей экономической и социальной жизни общества. Он охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда не только получает оценку стоимость рабочей силы, но и возможность получения образования, профессионального роста, социальные гарантии, гарантии занятости, условия труда. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, безработица 2010 года носит не столько цикличный сколько системный характер. Ведь цифра в 2,2 млн. не занятого населения (данные Росстата) не отражают всю глубину проблемы в России. По данным экспертов, в России насчитывается 26 млн., человек, которые нигде не работают и при этом не считаются безработными. Они просто находятся за пределами рынка труда. Эти люди, живущие в основном в малых городах и сёлах, существуют за счёт приусадебных участков и огородов, пенсий своих родителей, детских пособий и случайных заработков. И данная проблема влечёт за собой в большей степени социальные последствия, нежели экономические.

В-третьих, безработица по области и в стране точно не пойдёт на спад в первой половине 2011 года. По официальным данным нашу страну ожидает еще, по крайней мере, полмиллиона увольнений. И рассчитывать, что дефицит рабочих мест уменьшится, не приходится. Даже по самым благоприятным сценариям роста глобального ВВП и прироста рабочих мест глобальный рынок труда восстановится не раньше чем через 3 года.

Но безработица 2010 –  это не вторая волна экономического кризиса, как может сложиться  мнение. Повышение уровня безработицы  в данном случае является этапом выхода из кризиса. Этапом, когда при снижении издержек предприятиями (ради выхода на рациональный уровень своего производства) и повышении производительности труда будет высвобождаться рабочая сила. 
Поэтому повышение уровня безработица в 2010 году - это грядущая проблема, которая всецело ляжет на плечи нашего общества. Нас могут ожидать такие негативные её последствия, как обострение криминогенной обстановки, усиление социальной напряжённости, рост количества физических и душевных заболеваний, расслоение общества, снижение трудовой активности. При этом снизится уровень жизни, а работники могут потерять свою квалификацию. 
Более всего безработица 2010 ударит по российской молодёжи, уже сейчас около трети молодых людей не могут найти работу. Данная проблема в России стоит очень остро и требует системных изменений, т.к., у нас практически не налажен механизм адаптации молодёжи на рынке труда. У молодых людей слишком завышены ожидания. А работодатели совершенно не спешат брать на работу человека без опыта. Данная проблема, на фоне мирового кризиса с серьёзным дефицитом рабочих мест, и таких проблем нашей молодёжи, как алкоголизм и наркомания, в России мы можем иметь «эффект потерянного поколения». 
Естественно все эти проблемы требуют решения. Причём правильные шаги нужны, как со стороны государства и власти, так и со стороны общества в целом и каждого его члена в отдельности.

 

Разработанная в начале года областная программа по стабилизации регионального рынка труда предусматривает  оказание помощи в трудоустройстве 37,6 тысячам человек. После запуска  данной программы  размеры вынужденной неполной занятости уменьшились  с 21,7  до 8,7 тысяч человек.

  В целях снижения напряженности на рынке труда разработана областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области. Общий объем финансирования программы - 638,5 миллиона рублей, в том числе, субсидии из федерального бюджета составляют 606,6 миллиона рублей, средства областного бюджета - 31,9 миллиона рублей. Численность участников областной программы по стабилизации ситуации на рынке труда составила 15746 человек. Программой предусмотрено опережающее профессиональное обучение 2,7 тысячи работников, находящихся под риском увольнения; проведение общественных работ для 8 тысяч человек; организация стажировки 1,9 тысячи выпускников учреждений профессионального образования и закрепление за ними опытных наставников.

Кроме того, запланировано  содействие самозанятости 3 тысяч безработных  граждан и стимулирование создания ими не менее 1,8 тысячи дополнительных рабочих мест, а также содействие трудоустройству 130 инвалидов. Как сообщил министр труда и занятости населения Оренбургской области, на сегодняшний день в регионе заключено 298 договоров, охватывающих 4,6 тысячи человек.

В частности, заключено 93 договора на опережающее профессиональное обучение 408 человек, из них фактически приступили к обучению 406 чел.; 129 договоров - на организацию общественных работ для 4 тысяч человек. Фактически к работам приступили 3,7 тысячи человек; 76 договоров - на проведение стажировки для 281 выпускника учреждений профессионального образования. Под руководством 77 наставников к ней приступили 122 молодых специалиста.

Во всех центрах занятости  и областном министерстве труда  и занятости населения действуют  комиссии по принятию решения о предоставлении финансовой помощи на открытие собственного дела. На 15 марта 2010г. на рассмотрение в областную комиссию представлено 100 бизнес-планов, 80 из них уже одобрено. Отмечается, реализация программы по стабилизации ситуации на рынке труда в 2010 году позволит удержать уровень стабилизации до 1,6 %. Однако, по данным Росстата, разрыв между реальными и официальными данными в среднегодовом исчислении остается одним из самых высоких, что не может не свидетельствовать о несовершенстве системы занятости в регионе. (приложение Б) [10]

 

2.3 Меры по преодолению безработицы в Оренбургской области.

 

По моему мнению, для  преодоления безработицы в регионе  и в стране, Первыми шагами должна стать социальная защита безработных – хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективная поддержка людей, оставшихся без работы (так называемая пассивная политика). Лишь затем правительство может идти дальше – сначала к стабилизации (сохранению) занятости, затем к стимулированию ее роста. При этом стимуляция роста занятости происходит по трем направлениям: работа с предпринимателями (например, налоговые льготы при создании рабочих мест), активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка самозанятости).

В настоящее время к активным экономическим методам регулирования занятости можно отнести следующие меры: общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности, стабилизация и в дальнейшем достижение экономического роста, создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости (расширение возможностей трудоустройства),а также приостановление роста безработицы и обеспечение безработным приемлемых социальных гарантий.

       Формирование рынка профессий как на федеральном так и на региональном уровнях – одно из перспективных направлений регулирования рынка труда, воспроизводства рабочей силы и социальной структуры общества в целом.

Одним из важнейших регуляторов  рынка труда является служба занятости населения. Поэтому очень важной задачей для государства должно являться укрепление и усовершенствование службы занятости, обеспечение ее соответствующими ресурсами: людскими, материально-техническими и информационными.

Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.

Правительство РФ разработало  комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в  социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям, предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.

Хочется отметить, что  все вышеизложенные меры по борьбе с безработицей  являются важным шагом вперед как для государства, так и для его граждан, нуждающихся  в поддержке и содействии.

Для решения задач  в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» промышленности; поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.[12]

Учитывая особенности  российского рынка труда в  переходный период, можно сделать  вывод, что официально провозглашенный  курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая  трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождается разрушением трудового потенциала. По-моему мнению, приоритет в проводимой политике занятости должен отдаваться активным методам регулирования, поскольку поддержание пассивных мер ведет к поддержанию безработицы на достаточно высоком уровне и требует значительных средств на выплату пособий, расширение льгот и т.д. Пассивная же политика должна опираться на систему социального страхования от безработицы за счет взносов работников и работодателей, а так же отчислений госбюджета. Подобная практика успешно действует во многих развитых странах мира.

 

    1. Безработица в развитых странах

 

 Опыт развитых стран свидетельствует, что уровень безработицы не является постоянной величиной. Он изменяется под воздействием целого ряда факторов макроэкономического, национального значения, а также зависит от фазы экономического цикла.

   В развитых странах естественный уровень безработицы на протяжении трех последних десятилетий менял свою величину, увеличиваясь с 3,5% до 4%, затем до 5%, а впоследствии до 6-7%. Социально приемлемым, естественным принято сегодня считать такой уровень безработицы, который соответствует приемлемым темпам роста цен. Эта концепция, получившая широкое распространение в развитых странах, отражает понимание того, что макроэкономическая политика, ориентированная на поддержание приемлемого прежде уровня безработицы, может иметь разрушительные инфляционные последствия.

  Современные социологические исследования на Западе показывают, что в развитой рыночной экономике, чем выше уровень образования людей, тем больше шансов иметь работу и, наоборот, наиболее высокий уровень безработицы наблюдается среди лиц с низким образовательным потенциалом. Повышение образовательного уровня в странах с развитой рыночной экономикой рассматривается на микроуровне как гарантия для каждой личности от риска безработицы, а на макроуровне расширение занятости в сфере образования, финансируемого за счет государственных средств, особенно в период спада производства, представляет собой высокий социальный амортизатор циклической безработицы.[11]

   Преобладающей тенденцией в системе ценностной и профессиональной ориентации является мотивация на работу в качестве "белых воротничков" в сфере госуправления и в частном секторе деловых услуг. Это приводит к перекосам в профессионализации университетского образования.

     В частности, социальные запросы населения на такие специальности с университетским образованием как юрист, экономист, менеджер, врач, намного превышают реальные потребности экономики и общества в кадрах такого профиля. В результате в развивающихся странах наблюдается высокий уровень безработицы среди выпускников университетов.

    Указанные две тенденции, характерные для развитых и развивающихся стран, одновременно проявляются в российской действительности. В экономике России причудливо сочетаются современный сектор производства, способный конкурировать на мировом рынке, с отсталым, неконкурентоспособным сектором производства. Структурные преобразования российской экономики будут способствовать преодолению ее колониальной направленности и сужению сферы действия тенденции девальвации образования и квалифицированного труда, тенденции роста уровня безработицы среди образованной части населения.

 

3.1 Безработица  в странах Европы

 

 В последние годы развитые страны столкнулись с трудностями решения проблемы безработицы и бедности в связи с несогласованностью государственных социальных программ поддержки уязвимых слоев населения. Возникло рассогласование между устанавливаемым размером минимума заработной платы и величиной трансфертных выплат для малообеспеченных. Нередко складывается ситуация, когда объем социальных выплат оказывается выше, чем получаемая ими заработная плата. Это создает антистимулы у малообеспеченной части населения к поиску работы и приводит к тому, что проблема бедности и безработицы становится хронической. Формируется специфическая культура бедности и ее локализация в гетто. Это создает питательную почву для преступности, алкоголизма, наркомании и других антисоциальных явлений.

 Уровень  безработицы   в  различных  развитых странах   различается  в  широких  пределах от 3-4%  в  Японии до 20%  в Испании. Наибольший рост  безработицы наблюдался в   странах Западной Европы. Рост  безработицы был вызван, во-первых, увеличением предложения рабочей силы за счет увеличения трудоспособного населения. Которое,  в свою очередь было вызвано иммиграцией и пополнением рабочей силы женщинами.

  Различие в уровне безработицы в развитых странах объясняется, прежде всего, разным уровнем естественной безработицы и отличием трудового законодательства. Во Франции закон обязывает выплачивать большие компенсации уволенным работникам, поэтому там чаще всего невыгодно увольнять работника. В Германии вплоть до 2008г. была низкая безработица. Однако в результате финансового кризиса последних лет экономический рост замедлился, соответственно увеличился уровень безработицы. В настоящее время Германия страдает от высокой безработицы. Одной из главных причин этого явления является слишком большая степень социализации экономики Германии. Большие пособия по безработице, в частности, способствуют развитию в немецком обществе иждивенческих настроений.

Информация о работе Проблемы безработицы в Рф и пути их решения