Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 13:24, курсовая работа
Целью данного курсового исследования является выявление сущности, изучение механизма осуществления приватизации, нахождение противоречий. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
Определить понятие приватизации, ее формы и принципы
Исследовать предпосылки приватизации
Разобрать механизм осуществления
Выявить противоречия
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Приватизация: понятие, формы и принципы………...………………….......5
1.1 Понятие приватизации………………………………………………….....5
1.2 Формы приватизации…………...……………………………..………......7
1.3 Принципы приватизации………………………………………….………9
2. Этапы приватизации в России ……………………………………………...10
2.1 Первый этап приватизации(1992-1944)…………..……………..……10
2.2 Второй этап приватизации…...…………………………………….…12
2.3 Третий этап приватизации ……………………………………...……13
3. Механизм осуществления приватизации………………………………...…15
3.1 Субъекты и объекты приватизации……………………….……….…15
3.2 Разделение государственной собственности……………………..….16
3.3 Прогнозная программа………………………………………………..17
4. Противоречия процесса приватизации………………………………..……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...…………………………………………………….....…21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..
2.1 До середины 1992 года Верховным Советом РФ был принят ряд законов и постановлений, которые регламентировали процессы банкротства хозяйственных субъектов и приватизации, в том числе и Законы РФ "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР" и "О собственности в РСФСР" от 24/12/1991. Проведение единой государственной политики, а также организация приватизации, включающая в себя ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ) законом о приватизации. Российский фонд федерального имущества (РФФИ) был определен в качестве продавца и временного владельца государственного имущества. При этом ГКИ был подчинён Правительству РФ, а РФФИ в свою очередь - Верховному Совету РФ.
В Российской Федерации к приватизационной нормативной базе относились Государственные программы приватизации на 3 года, которые включали задания на текущий год и прогноз на два следующих. Основываясь на данных законах ГКИ (Государственный комитет России по управлению государственным имуществом) издавал нормативные акты, давал разъяснения данных актов, а также программы приватизации. Но приватизация земли и жилищного фонда, объектов культурного и природного наследия и социально-культурных учреждений была за пределами юрисдикции этих законов. Отдельные аспекты приватизации находились под действием других законов, например, "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25/12/1990.
В Российской Федерации Программа по приватизации предусматривала "малую", ваучерную и денежную приватизации. Согласно законодательно принятой программе крупные предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Что касается малых предприятий, то они должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы в частным лицам, которые работают на этих предприятиях. Корпоратизация предприятий, имеющих средний размер, то их разгосударствление оставалось на решение самих предприятий.
Программа по приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, которые были обязательны для всех органов местного самоуправления, государственной власти и управления. При этом запрещалось введение каких-либо дополнительных ограничений этими органами, а также расширенного толкования этих ограничений. Правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы при рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий обладали правом запретить приватизацию путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100% акций в собственности государства, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, которое бы финансировалось за счет источников государства.
В случае, если решение о приватизации принималось, способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия, стоимость активов которых составляла на 1/1/1992 не более 1 млн. руб., попадали под "малую" приватизацию через конкурс или аукцион. Объекты нежилого фонда, незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировались путем аукциона. Предприятия-должники оставляли до специальных указов президента Российской Федерации.
Основная масса предприятий должна была через приватизацию быть превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ).
Первый этап закончился в июне 1994 года6.
2.2 С 1.06.1994 года в соответствии начался новый период в приватизации - постваучерный или денежный.
Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы. Этот период приватизации ориентируется на экономическую целесообразность. Предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов в случаях с продажей наиболее крупных предприятий.
В способы денежной приватизации входят:
Первый способ предполагает осуществление покупателем ценных бумаг инвестиций в производство. Это делает конкурсы более целесообразными, так как цель денежной приватизации в экономике состоит в привлечении инвестиций, а не пополнение бюджета государства.
Механизм продажи акций на денежных аукционах аналогичный механизму продажи акций на чековых аукционах. Но главное отличие состоит в том, что оплата акций осуществляется деньгами.
Устойчивую тенденцию к снижению количественных показателей приватизированных предприятий объясняется факторами:
2.3 Иногда в процессе приватизации выделяют третий этап, связанный с понятием «индивидуальный проект». Заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах" оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. №363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.). Согласно данному постановлению, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, который направлен на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Темпы приватизации упали.
Финансовый кризис в августе 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной приватизацией". В том же 1998 г. процесс приватизации принимал все более "точечный" характер. Уже в 2000 г. приватизация, если ее рассматривать как элемент экономических реформ, становится все менее актуальной. Приватизация уступила место корпоративному управлении и реструктурированию приватизированных предприятий. Замедление процесса приватизации связано со множеством факторов:
В большинстве регионов существует две тенденции, которые сдерживают приватизацию:
Принятие нового закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" практически не ускорило приватизацию в 1998-1999 гг. Одним фактором, который повлиял на это, стал факт непринятия Государственной Думой проекта закона «Об утверждении государственной программы приватизации государственного имущества в РФ».
3 МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
Только при поддержке общественного мнения реализация целей приватизации может стать эффективной и популярной. Мировой опыт показывает, что наибольшего успеха в этом добились такие страны, как Франция и Англия, доказавшие, что обязательными принципами при процессе приватизации «сверху» должны стать добровольность и постепенность. Если потребители сомневаются в необходимости проведения приватизации, то, как правило, устанавливаются льготы региональных ставок; льготными ставками на покупку акций можно подавить сомнения рабочих; для политиков – сохранение контрольного пакета акций в их стране.
Нельзя не сказать, что процесс
приватизации предполагает наличие определенных
организационно-экономических условий,
которыми являются:
3.1 Субъектами приватизации
Объектами приватизации являются:
3.2 При осуществлении процесса приватизации государственную собственность разделяют на:
По поручению Правительства Российской Федерации от его имени одно или несколько специализированных государственных учреждений имеют право осуществлять функции по продаже приватизируемого федерального имущества. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 № 605-р функции по продаже приватизируемого федерального имущества поручено осуществлять Российскому фонду федерального имущества от имени Правительства Российской Федерации.
3.3 Ежегодная прогнозная программа содержит в себе перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций ОАО, которые находятся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, приватизировать которое планируется в соответствующем году. Разработка ее ведется в соответствии с основными направлениями внутренней политики государства, которые определяются Президентом Российской Федерации, а также в соответствии с программами по социально-экономическому развитию, принятыми Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти примерно за восемь месяцев до начала года направляют в Правительство Российской Федерации (или уполномоченный орган) их предложения о приватизации государственных УП, акций ОАО и иного федерального имущества, находящегося в их ведении. Далее план, утвержденный Правительством, направляется в Государственную Думу. Одновременно с ним направляется проект федерального закона о федеральном бюджете в составе прилагаемых к нему документов и материалов.
Информация о работе Приватизация: сущность, механизм осуществления, противоречия