Причины, виды и сущность безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Предметом настоящей курсовой работы являются такие понятия, как «занятость населения» и «безработица».
Целью курсовой работы является исследование вышеуказанных явлений.
Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
* определение понятия занятости, выявление ее сущности и структуры, анализ основных видов занятости;
* определение понятия безработицы, характеристика основных ее типов и видов;
* анализ причин возникновения и роста безработицы в Республике
* исследование особенностей безработицы в Республике Казахстан;
* Казахстан, ее последствия и определение влияния на экономику;
* изучение причин необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономике;
* характеристика приоритетов политики занятости населения Республики Казахстан и механизмов ее реализации.
* сделать выводы по изученному материалу.

Оглавление

Введение (стр. 3)
Раздел Ι. Занятость и безработица
1. Занятость: понятие, сущность, виды (стр. 6)
2. Безработица: понятие, виды, формы (стр. 11)

Раздел ΙΙ. Проблема безработицы
2.1. Причины возникновения и роста безработицы в Республике Казахстан, социально – экономические последствия (стр. 23)
2.2. Особенности и уровень безработицы в Республике Казахстан (стр. 24)
Раздел ΙΙΙ. Государственное регулирование рынка труда
3.1. Причины необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономики (стр. 27)
3.2. Приоритеты политики занятости населения Республики Казахстан и механизм ее реализации (стр. 32)
Заключение (стр. 37)
Список используемых источников (стр. 39)

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2010.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

2) ежегодное определение целевых групп и социальных мер по их защите;

3) поддержка создания дополнительных рабочих мест;

4) оказание социальной защиты безработным гражданам;

5) организация общественных работ;

6) выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы;

7) осуществление других мероприятий, способствующих занятости населения.

   Функции уполномоченный орган по вопросам занятости:

1) информирование о возможности получения работы и о возможности обеспечения рабочей силой;

2) оказание  содействия безработным в выборе работы;

3) формирование банка данных по рынку труда;

4) установление безработных на учет;

5) оказание  бесплатных услуг в профессиональной ориентации;

6) направление безработных на общественные работы;

7) направление безработных на профессиональное обучение в соответствии;

8) выдача безработному справку, что он зарегистрирован как безработный;

9) анализ, прогнозирование спроса и предложения рынка труда;

10) реализация региональных программы занятости населения.

    Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган и в частное агентство занятости за содействием в трудоустройстве.

    Уполномоченный орган  направляет на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации.

    Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке  труда) - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий  безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную   выдачу   недорогих   товаров   первой   необходимости, включая  продукты  питания;  организацию  дешевого  питания  в специальных столовых; некоторые другие мероприятия.

    Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социально ориентированной  рыночной экономикой главной целью  в области рынка труда провозглашают  активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.  Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации. Государство способствует созданию рабочих мест, принятию заявок от работодателей, трудоустройству на свободные вакансии обратившихся в центр занятости граждан.

    Задача  по регулированию рынка труда  будет решена успешно лишь в том  случае, если государственная политика будет исходить из реальных представлений о масштабах, структуре и остроте проблемы. Для этого необходимо опираться на данные не о регистрируемой безработице, предоставляемые центром занятости, характеризующие главным образом успешность ее работы, а об общей безработице, рассчитанные по методологии МОТ.

    Государственное вмешательство на рынке труда  должно носить поэтапный характер с  четким определением приоритетов каждого  этапа. В противном случае в центр  внимания попадают традиционные группы риска, безусловно, испытывающие трудности при поиске работы, или контингенты занятых, находящихся под прямой угрозой высвобождения. 

    3.2. Приоритеты политики занятости населения Республики Казахстан и механизм ее реализации.

    Вмешательство государства должно быть взвешенным и продуманным, так как малейшее превышение норм регулирования    чревато    серьезными    социально-экономическими последствиями: повышением инфляции, снижением гибкости рынка труда и, в конечном счете, ростом безработицы. Поэтому в решении этой сложной проблемы нет легких способов.

    Стратегия чрезмерно жестких мер регулирования  рынка труда может дать нежелательные  результаты. Также не всегда оправдана  стратегия дерегулирования рынка  труда, которая основана на автоматизации  взаимодействия рыночных сил.

    Регулирование рынка труда и занятости населения  Республики Казахстан предполагает формирование следующих его составляющих:

  1. создание устойчивой гарантированной законодательно-нормативной базы в сфере занятости и ее совершенствование;
  2. определение главных приоритетов национальной политики занятости населения РК;
  3. выбор модели казахстанского рынка труда и его основных параметров;
  4. разработка стратегии регулирования занятости и рынка труда на долгосрочную и среднесрочную перспективу;
  5. создание   социально-экономического   и   организационного механизма обеспечения занятости населения.

    Полная  продуктивная занятость во взаимосвязи  с экономическим ростом составляет одну из приоритетных целей развития республики.

    Обеспечение продуктивной и свободно избранной занятости граждан можно рассматривать в первоочередного условия выхода экономики и социальной сферы из кризисного состояния. Однако, это не исключает постановки конечной цели в области занятости -достижение полной занятости, имея в виду продуктивную и свободно избранную занятость, и поэтапную ее реализацию по мере экономического развития страны.

    Необходимые действия в области рынка труда:

    1. В области совершенствования действующего законодательства
  1. обеспечить социальные гарантии гражданам, потерявшим работу;- уточнить   полномочия   и   функции   государственных  органов, органов исполнительной власти, работодателей
  1. уточнить источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения;
  2. совершенствовать налоговое законодательство с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей.
  1. В области повышения конкурентоспособности:
  1. создать систему подготовки кадров, связанную с системой образования и работодателями;
  2. повысить конкурентоспособность рабочей силы на основе системы непрерывного профессионального образования;
  3. совершенствовать профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  4. ввести меры по профессиональной реабилитации безработных.
  1. В области содействия занятости, создания и сохранению рабочих мест:
  1. содействовать разработке и инвестированию современных технологий и увеличению производственного потенциала страны, способствующего увеличению возможностей трудоустройства населения страны;
  2. содействовать развитию малого и среднего бизнеса;
  3. организация      общественных      работ      для      обеспечения высвобожденных работников;
  4. предоставление другой работы работникам, которые потеряли ее в результате проведения структурных и технологических изменений;
  5. сохранять работу или содействовать предоставлению другой работы высвобождаемым работникам при продаже, передаче, закрытии или перемещении предприятия или оборудования.
  1. В области развития региональных рынков труда:
  1. разработка и реализация региональных программ содействия занятости населения;
  2. развитие общественных работ, прежде всего в строительстве дорог и лесопосадок.
  1. В области содействия занятости молодежи:
  1. разработка специальных программ, в которых профессиональная подготовка и труд чередовались так, чтобы оказывать помощь молодежи в поисках первой постоянной работы;
  2. введение мер, облегчающих переход от учебы в школе к труду и содействующих возможностям трудоустройства при завершении профессиональной подготовки.
  1. В области содействия занятости особо нуждающихся в социальной защите:
  1. реализация принципа адресности в работе этих служб занятости, ориентированного на инвалидов, многодетных и одиноких родителей, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет, уволенных с военной службы и т.п.;
  2. разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и обучения;
  3. содействие развитию семейного бизнеса.
  1. В области финансирования мероприятий по содействию занятости населения:
  1. координация действий государственных органов, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов;
  2. совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости;
  3. жесткий подход к проблемам занятости при договорах и контрактах, бюджетных закупках.

    Приоритетные направления Республики Казахстан:

    1. Эффективная интеграция в мировую  экономику как основа качественного  прорыва в экономическом развитии  страны.

    2. Дальнейшая модернизация и диверсификация  экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста.

    3. Современная социальная политика, нацеленная на защиту наиболее  уязвимых слоев населения и  стимулирующая производительное  развитие экономики. 

    4. Развитие современной системы  образования, процветание культуры  и развитие духовного потенциала народа.

    5. Дальнейшее развитие демократии  и модернизация политической  системы, сохранение межнационального  и межкультурного согласия.

    6. Укрепление государственности и  системы национальной безопасности, адекватной современным угрозам и вызовам.

    7. Дальнейшая реализация сбалансированной  внешней политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Занятость населения – это показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и др.

      Занятость важнейшая характеристика  экономики, благосостояния народа; уровень занятости - важный макроэкономический  показатель. Но занятость не только  экономическое явление. 

    Виды  занятости

  1. Глобальная
  2. Экономическая
  3. Вторичная
  4. Законная и незаконная.

    Формы занятости:

  1. Полную
  2. Эффективную
  3. рациональную.

    Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения), способного работать, не занята в производстве товаров и услуг по структурным, политическим или социальным причинам. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

    Типы безработицы.

  • фрикционная,
  • структурная,
  • циклическая,
  • застойная,
  • добровольная,
  • сезонная,
  • и т. д.

    Безработица в Республике Казахстан

   Естественно, что для Казахстана, безработица является такой же проблемой, как и для остальных стран, перешедших к рыночной экономике.

Информация о работе Причины, виды и сущность безработицы