Преимущества и сложности вступления Кзахстана в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть вопрос вступления Республики Казахстан в ВТО и выявить преимущества и сложности.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть создание и развитие ВТО.
Проанализировать перспективы вступления РК в ВТО.
Определить проблемы вступления РК в ВТО.

Оглавление

Введение
Глава 1 Всемирная торговая организация – её цели, структура и принципы функционирования
1.1 Всемирная торговая организация: основные цели и задачи
1.2 Принципы Всемирной торговой организации
1.3 Органы ВТО и их деятельность
Глава 2 Анализ вступления Казахстана в ВТО
2.1 Цели и задачи присоединения
2.2 Преимущества вступления Казахстана в ВТО
2.3 Сложности вступления Казахстана в ВТО
Глава 3 Меры по вступлению в ВТО
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая работа Преимущества и сложности вступления Кзахстана в ВТО.docx

— 59.61 Кб (Скачать)

От расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены должны выиграть казахстанские потребители. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.

Для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции.

Создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и даст толчок для создания конкурентоспособной экономики. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Перспективы инвестиционного климата в связи с вступлением Казахстана в ВТО будут положительными. Приток иностранных инвестиций в экономику страны увеличится в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, открытости экономики Казахстана, улучшения законодательной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институтов, развитие фондового рынка. Инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, росту экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест, повышению уровня квалификации местных специалистов.

Ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции.

Членство в ВТО обеспечит Казахстану выход в унифицированное международное правовое пространство, которое создаст всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами. Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику. [1, с.134-135]

 

2.3 Сложности вступления  Казахстана в ВТО

 

Наряду с преимуществами, которые дает вступление Казахстана в ВТО, существуют некоторые сложности.

Основные недостатки, связанные  с вхождением в ВТО,  - это так  называемые издержки по внедрению и  корректировке. Страны, вступающие в  организацию, обычно вынуждены проводить  значительные изменения для соответствия требованиям ВТО, а также для  того, чтобы надлежащим образом исполнять  обязательства. Расходы на реализацию и корректировку можно разделить  на более широкие категории, так  называемые государственные и частные.

Государственные затраты, то есть бюджетные расходы по вхождению, будут оправданно значительными  и включают помимо остальных затрат, расходы, связанные с гармонизацией  инструментов регулирования самой  страны с нормами ВТО, а также  и затраты, связанные с институциональными изменениями по внедрению соглашений организации, например, СФС (Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер) и ТБТ (Соглашение по техническим  барьерам в торговле), которые подразумевают  существенные улучшения в административных функциях и дополнительные изменения в технологиях и новых инструментах.

Частные расходы являются наиболее противоречивыми. Они - следствие  изменения соответствующих цен  и условий конкуренции, связанных  с вхождением в ВТО. Либерализация  торгового режима страны ведет к  изменению местных цен на продукты и услуги, которые, в свою очередь, оказывают конкурентное давление на те отрасли промышленности, которые  были защищены тарифами или квотами. А это уже создает стимул для  ресурсов - капитала и труда - перемещаться в те отрасли, которые являются наиболее прибыльными и эффективными. Процесс  перетекания ресурсов проходит не без  затрат, так как трудовым ресурсам требуется переквалификация (или  необходимо учитывать расходы на безработицу в общие расходы  по корректировке).

Капитал более мобилен  по сравнению с трудовыми ресурсами, но инвесторы также подсчитают расходы  по корректировке и примут во внимание его невозвратимые издержки. Расходы  по корректировке на самом деле являются частными расходами, но на них оказывает сильное влияние экономическая политика. Конечно же, очень редко происходит, когда частные затраты по корректировке полностью финансируются только частными индивидуумами или компаниями. Обычная практика, когда правительства делят финансирование затрат для продвижения мер по регулировке к условиям ВТО. Данные меры включают, например, мероприятия по переквалификации трудовых ресурсов, поддержке безработицы, и т.д., все указанные меры, вынуждают правительства организовывать ведение бизнеса иначе, чем раньше.

Анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней  преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко  растет экспорт услуг. В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в импорте - готовая  продукция и услуги.

Все это несет угрозу экономической  безопасности страны, и предлагает сначала создать эффективную  экономику. Несомненно, вступление Казахстана в ВТО при крайне низкой доли экспорта готовой продукции и услуг  сильно ударит по неконкурентоспособным  отраслям и предприятиям. Очевидно, что в первую очередь это негативно  отразится на пищевой промышленности, машиностроении. Поток импорта раздавит, в частности, только становящееся на ноги производство нефтегазового оборудования. Отмена таможенных пошлин приведет и  к сокращению доходов от транзита товаров.

По  мнению ряда экспертов, глобализация превращает конкуренцию  из средства оздоровления слабых в  средство их уничтожения, поскольку  лишает неразвитые страны не просто доходов - самой возможности развития. Опыт показывает, что вступление в ВТО  открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и объясняется факт замедления развития стран после  вступления их в эту организацию).

     В этой связи  туманной остается перспектива   встраивания отечественных предприятий   в транснациональные технологические   цепочки. Во-первых, предприятия,  технологический  уровень которых  соответствует  потребностям  ТНК, уже включены в  их  состав и вступление Казахстана  в ВТО практически никак на  них не отразится. Во-вторых, так  или иначе, войдя в состав  ТНК, эти предприятия так и  не ощутили бурного притока  инноваций и инвестиций.

     Потери  же  казахстанских экспортеров от  антидемпинговых расследований  (в  частности, по экспорту  урана, антидемпинговым санкциям  США по казахстанской горячекатаной  стали) по сравнению с общим  объемом экспорта не настолько  велики, чтобы стать одним из  приоритетов государственной политики: в этом отношении стране значительно  проще и выгоднее сократить  (например, вдвое) невозвращение  экспортной выручки.

     Как уже  отмечалось, вхождение в ВТО   требует длительного подготовительного   периода. История же независимого Казахстана показывает, что наши попытки (как, впрочем, и России) получить уступки, аналогичные китайским, по разным причинам не удаются. А бороться есть за что. Так, уровень импортного тарифа после присоединения к ВТО должен способствовать конкурентоспособности отечественных товаров. Поэтому большинство стран перед вступлением ужесточают защиту собственных рынков: после вступления в Организацию повысить импортные тарифы уже невозможно. Казахстан поступает наоборот.

     Вместе  с  тем, защита отечественных товаропроизводителей (особенно в аграрном секторе  экономики) должна сочетаться  с режимом благоприятствования  прямым иностранным инвестициям  и защитой внутреннего рынка  от экспансии недобросовестных  торговых партнеров, что будет  способствовать созданию как  можно большего количества рабочих  мест в республике.

     Кроме того, для присоединения к ВТО Казахстану  придется отменять жизненно необходимые  трансферты регионам и низкие  тарифы на услуги естественных  монополий, поскольку согласно  требованиям ВТО они будут  рассматриваться как субсидирование  экспорта.

     Еще одной  проблемой становится региональная  интеграция. В условиях глобализации  все большее число стран ориентируется   именно на нее. В качестве  примеров можно назвать в Европе - ЕС, в  Америке - НАФТА (объединяющая Канаду, США и Мексику), у нас - ЕврАзЭС.

     В условиях  усиления регионального протекционизма  перестает быть редкостью пренебрежение   правилами ВТО и игнорирование   ее решений. В такой ситуации  Казахстан, вступив в ВТО и  открыв себя глобальной конкуренции,  гарантированно получит лишь  потери, поскольку не сможет предложить  практически ничего кроме сырья.  Положение усугубится и вступлением  в ЕС (куда идет основной поток  казахстанского экспорта) ряда стран  Восточной Европы (еще часть отечественного  экспорта). Все это неминуемо приведет  к негативным последствиям для  экономики Казахстана: сокращение  экспорта, рост импорта и выплата  внешних долгов сократят золотовалютные  запасы республики и создадут  угрозу масштабной девальвации.  Выход будет один - новые внешние  займы с крайне тяжелыми экономическими  и политическими последствиями  для страны.

Таким образом, вывод становится однозначным: не следует торопиться, поскольку  сегодня поспешное вхождение  в ВТО создает крайне высокую  угрозу экономической безопасности страны. [5,с. 18-22]

 

Глава 3 Меры по вступлению в ВТО

 

Сам процесс вступления Казахстана в ВТО начался 26 января 1996 г. с подачи в Секретариат ВТО официального заявления. В феврале того же года республике присвоен статус страны - наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО, в состав которой в настоящее время входят 37 стран – основных торговых партнеров, среди которых США, ЕС, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Китай, Республика Корея и др.

В целях проведения переговоров  по вступлению Республики Казахстан  во Всемирную торговую организацию  в 1996 году Постановлением Правительства  Республики Казахстан была создана  Межведомственная комиссия  по вопросам ВТО, которая позже была преобразована  в Межведомственную комиссию по вопросам таможенно-тарифной политики и участия  в международных экономических  организациях (Постановление Правительства  РК от 1 ноября 2001года № 1388), а в сентябре 2006 года – в Межведомственную комиссию Республики Казахстан по вопросам торговой политики и участия в международных экономических организациях. Комиссия насчитывает 25 человек и включает руководителей практически всех министерств и ведомств, а также депутатов Парламента Республики Казахстан.

В июле 1996 г. Казахстан подготовил и направил на рассмотрение членов Рабочей группы Меморандум о внешнеторговом режиме. Начальный этап вступительного процесса в ВТО можно характеризовать как ознакомительный для стран – членов ВТО с внешнеторговым режимом Казахстана и с позиции его совместимости с Соглашениями ВТО.

Переговоры по вступлению Казахстана в ВТО проводятся, в основном, в Секретариате ВТО в Женеве с участием заинтересованных стран – членов Рабочей группы по таким основным направлениям, как условия доступа на казахстанский рынок товаров, услуг, сельское хозяйство и по системным вопросам.

В настоящее время Правительство  Республики Казахстан ведет переговоры на многостороннем и двустороннем уровнях  по четырем основным направлениям:

1. Переговоры по системным вопросам.

2. Переговоры по вопросам  сельского хозяйства.

3. Переговоры по доступу на рынок товаров.

4. Переговоры по доступу  на рынок услуг.

 

I. Переговоры по системным  вопросам проводятся в рамках  заседаний Рабочей группы с  участием всех заинтересованных  стран-членов ВТО с целью рассмотрения  внешнеторгового режима и внешнеторгового  законодательства Казахстана на  предмет их соответствия многосторонним  торговым соглашениям ВТО, а  также определения мер, необходимых  для гармонизации национального  законодательства с нормами и правилами ВТО.

В ходе проведения двусторонних и многосторонних переговоров проходят согласование такие вопросы в  области экономической и торговой политики страны, как нормы и практика регулирования ценообразования, государственная  собственность и приватизация, система  налогообложения и применение налогов  к импортным товарам, субсидирование промышленности, режим иностранных инвестиций, система валютного обмена и платежей, импортный таможенный тариф, включая любые имеющиеся тарифные преференции, таможенные сборы, защитные меры и другие меры защиты национальных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры), импортное лицензирование, регулирование экспорта, техническое регулирование, система стандартизации и сертификации импортных товаров, санитарные и фитосанитарные меры, система охраны прав интеллектуальной собственности и т.п.

Информация о работе Преимущества и сложности вступления Кзахстана в ВТО