Предпринимательская деятельность и прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Максимизация прибыли является стратегией, по которой должно работать любое предприятие, занимающееся предпринимательством. Ведь только тогда оно не будет убыточным и будет работать эффективно.
Целью данной курсовой работы является изучение вопросов сущности прибыли, предельного дохода и путей максимизации результатов предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение 3
1. Предпринимательская деятельность и прибыль 4
2. Сущность, формы и факторы прибыли 7
3. Роль прибыли в рыночной экономике 14
4. Функции прибыли 17
5. Максимизация прибыли и предельный доход 23
6. Выручка от реализации продуктов и услуг 25
7. Взаимосвязь финансовых результатов деятельности организации 27
Заключение 33
Литература 34

Файлы: 1 файл

14 (1).doc

— 215.50 Кб (Скачать)

 


 


Оглавление

 

 

Введение

 

Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить.

Предпринимательская деятельность изначально создается для извлечения прибыли. Прибыль является основным фактором функционирования предприятия. Но при функционировании организации получаемый доход не сразу остается полностью у предпринимателя. Чтобы деньги стали настоящим чистым доходом, необходимы вычеты и расчеты.

Важной составляющей предпринимательской деятельности является несение экономической ответственности за ее результаты. Это ответственность за эффективное ведение производства и сбыта, за своевременное вознаграждение факторов производства, то есть ответственность перед предприятиями-поставщиками необходимых средств производства, перед землевладельцами, если земля арендуется, перед банками, если берутся ссуды, перед наемными рабочими.

Максимизация прибыли является стратегией, по которой должно работать любое предприятие, занимающееся предпринимательством. Ведь только тогда оно не будет убыточным и будет работать эффективно.

 Целью данной курсовой работы является изучение вопросов сущности прибыли, предельного дохода и путей максимизации результатов предпринимательской деятельности.

 

1. Предпринимательская деятельность и прибыль

 

Под предпринимательством понимается инициативная деятельность под собственную материальную ответственность, направленную на получение прибыли. Эта деятельность обычно сводится к организации производства товаров, выручка от продажи которых позволяет после возмещения всех затрат получить доход в виде прибыли. Однако за столь общим представлением о предпринимательской деятельности не вполне ясно ее конкретное содержание. Между тем эта деятельность состоит из многих направлений.

Прежде всего любая предпринимательская деятельность начинается с выбора сферы своего осуществления. Одна из первейших задач предпринимателя . решить для себя вопросы: что, какие товары производить? для кого их производить?

В основе выбора конкретной сферы деятельности может лежать интуиция или строгий расчет, но во всех случаях выбор определяется стремлением к получению прибыли. Проще говоря, каждый предприниматель стремится производить то, что выгодно. При этом выгода может быть растянута во времени. Можно начать производство товара, дающего убытки в данный момент, но спустя какое-то время он может принести такую прибыль, которая с избытком перекроет первоначальные убытки. Вот почему любая предпринимательская деятельность начинается с составления бизнес-плана, в котором должны найти отражение как предстоящие расходы, так и ожидаемые доходы.

Выгодность производства того или иного товара непосредственно связана с его ценой, и поскольку повышенная цена, как правило, устанавливается на товары, пользующиеся большим спросом, то погоня предпринимателей за прибылью ведет к производству таких товаров. Тоже стремление заставляет их отказываться от производства товаров, не пользующихся спросом, так как на такие товары приходится снижать цены и, соответственно, получать низкую прибыль или вообще ее не иметь.

Тем самым предпринимательская деятельность способствует более полному удовлетворению существующих в обществе потребностей.

Не случайно как при выборе сферы деятельности, так и в процессе ее осуществления предприниматели стремятся проводить маркетинговые исследования, направленные на изучение спроса на товарных рынках, выявление возникающих здесь тенденций. Такие исследования начинающему предпринимателю помогают выбрать выгодную для себя и нужную обществу сферу деятельности, а уже действующему предпринимателю при необходимости внести изменения в номенклатуру производимых товаров и даже сменить профиль своей деятельности1.

Выбор сферы деятельности предполагает наличие у предпринимателя соответствующих факторов производства. Поэтому составной частью предпринимательской деятельности является приобретение таких факторов. Это означает, что предприниматель имеет необходимый для этого капитал как авансированную стоимость. Капитал может быть как собственным, так и заемным. На него приобретается или арендуется земля, покупаются нужные средства производства, нанимается рабочая сила. Ранее мы видели, что на рынках факторов производства предприниматели находятся на стороне спроса, противостоя их продавцам. Тем самым они обеспечивают занятость факторов производства и их вознаграждение.

Наличие необходимых факторов позволяет предпринимателям начать производство выбранных товаров. Так что организация производства и управление им предстают как важные составляющие предпринимательской деятельности. Это означает, что благодаря предпринимателям происходит соединение различных факторов производства и их функционирование. Здесь предприниматели дают ответ на вопрос: как производить?

Наиболее общий ответ на него прост: эффективно, то есть прибыльно. Это значит, что затраты факторов производства на единицу продукции должны быть минимальными, а будущая прибыль максимальна. С точки зрения общества, речь идет о рациональном использовании имеющихся на предприятиях ресурсов. В этом одно из общественных предназначений предпринимательской деятельности. В рамках такого предназначения предприниматель должен заниматься новаторством, совершенствуя организацию производства, систему управления, формы оплаты труда, производимый продукт и т.д.

Мы уже знаем, что стремление к максимизации заставляет предпринимателей, руководствуясь соответствующими правилами, определять объем производства, отвечая еще на один кардинальный вопрос: сколько производить? Тем самым объем общественного производства и его структура оказываются в зависимости от предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность предполагает не только производство, но и сбыт произведенных товаров. Эта деятельность может быть и чисто торговой, отражая наличие специализации между предпринимателями, при которой одни занимаются производством, а другие сбытом, посредничая между производителями и потребителями. Впрочем уже отмечалось, что микроэкономика и сбытовую деятельность рассматривает как производственную, производство услуг по доведению произведенных товаров до потребителей, также требующее вознаграждения в виде прибыли.

Субъектами экономической ответственности могут быть отдельные лица, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, и группа лиц, объединенных рамками партнерства или акционерного общества. На многих крупных предприятиях предпринимательская деятельность разделяется между несколькими лицами так, что один занимается вопросами стратегического планирования, решая вопрос о новых сферах деятельности предприятия, другой отвечает за организацию и управление производством, третий за сбыт и т.д. Соответственно каждый из них несет свою долю общей экономической ответственности предприятия.

Экономическая ответственность за результаты предпринимательской деятельности тесно связана с риском, характеризующимся вероятностью потерь. Риск, неизбежный атрибут хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, характеризующейся изменчивостью, непостоянством положения на рынках отдельных товаров, нестабильностью экономической конъюнктуры в целом. Несение такого риска характерная особенность предпринимательства. Предпринимательские решения могут быть ошибочными и тогда возможно не только понижение прибыли или ее отсутствие, но и убытки. Систематичность убытков неизбежно приводит к банкротству предприятия и утрате собственности предпринимателя на его имущество и к утрате личного имущества. При этом общество в целом может не понести никаких потерь, если, например, предприятие обанкротившегося предпринимателя перейдет в счет уплаты долгов в руки другого предпринимателя.

Необходимость несения риска предпринимателем обусловливает такую весьма характерную особенность прибыли как формы вознаграждения, как ее негарантированность в отличие от доходов, получаемых за факторы производства.

 

2. Сущность, формы и факторы прибыли

 

Рассмотрение содержания предпринимательской деятельности показывает, что она строится на принципе коммерческого расчета. Данный принцип предполагает сопоставление доходов, полученных от продажи товаров, и расходов, необходимых для производства и реализации этих товаров, и обеспечение того, чтобы доходы превышали расходы и таким образом получалась прибыль.

Однако бухгалтерский подход к прибыли как к как разнице между выручкой и издержками предприятия не раскрывает экономической сущности прибыли. Для этого необходимо раскрыть источник прибыли.

На первый взгляд источник прибыли очень прост - это надбавка к себестоимости производимой продукции. Но мы видели, что такую надбавку в состоянии осуществлять только предприятия-монополисты. Предприятия, действующие в условиях совершенного рынка находят цену готовой на рынке. К тому же следует учитывать, что за денежной выручкой предприятий и каждой ее составной частью, включая прибыль, стоит стоимость материальных благ и услуг. Откуда она берется в обществе, если предприниматели просто делают надбавки к ценам на производимые товары?

Микроэкономический анализ использования и вознаграждения факторов производства показал, что каждый фактор принимает участие в создании чистого дохода, выступающего в виде разницы между расходами на факторы производства и приносимым им доходом. Мы видели, что часть чистого дохода идет на вознаграждение вещественных факторов производства в виде процента и ренты. Чистый доход, в свою очередь, является частью валового дохода, или чистого продукта, остающегося на предприятии после возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления. Разница между валовым и чистым доходом образует фонд заработной платы. Получается, что источником вознаграждения по факторам производства и прибыли является чистый продукт2.

Подобный подход не противоречит трудовой теории стоимости, согласно которой прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости, создаваемая трудом рабочих. Живой труд рабочих, впрочем как и предпринимателя как организатора и управляющего производством, создает вновь созданную стоимость, часть которой идет на заработную плату, часть на выплату процентов, ренты, а остаток образует прибыль.

Так что не только прибыль, но и процент, и рента предстают как формы прибавочной стоимости. Причем ее распределение происходит с учетом вклада вещественных факторов и предпринимательской деятельности в образование чистого дохода.

Обращение к трудовой теории стоимости для объяснения источника прибыли позволяет увидеть такой источник не только на предприятии, где она получается, но на других предприятиях. Это означает, что прибыль предстает не только как результат производства, но и распределения всей произведенной в обществе стоимости в результате внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция возникает между предприятиями, производящими однородные товары, по поводу сохранения и увеличения своей доли в производимой отраслью продукции и в ее предложении на рынке. В ходе этой конкуренции предприятия стремятся снизить издержки и, соответственно, иметь возможность продавать товары по более низким, чем у конкурентов, ценам, что позволяет им завоевывать рынок данных товаров, укреплять и расширять на нем свои позиции.

При этом, имея более низкие издержки, можно получать повышенную прибыль, так как рыночные цены отражают среднеотраслевые издержки и отраслевую стоимость. Так, если отраслевая стоимость какого-то товара равна 100 рублей, а предприятие сумело снизить стоимость своего товара до 90 рублей, то 10 рублей у него составит дополнительная прибыль. Чтобы получить преимущество на рынке, предприятие может предложить товар не за 100, а за 95 рублей. Это позволит быстрее реализовать товар и получить от каждого товара 5 рублей дополнительной прибыли.

Внутриотраслевая конкуренция проявляется и через стремление улучшить качество производимых товаров, их потребительских свойств.

Это делает товары более привлекательными для покупателей и позволяет завоевывать рынок. Кроме того, более качественная и привлекательная продукция может продаваться по цене выше рыночной, позволяя тем самым получать повышенную прибыль.

Межотраслевая конкуренция возникает между предпринимателями, занятыми в разных отраслях, по поводу наиболее прибыльного вложения своего капитала. Такая конкуренция проявляется через перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, если эта прибыльность обусловлена внешними факторами: устойчиво высоким спросом на товар и, соответственно, высокими ценами на него, дешевыми факторами производства: сырьем, рабочей силой и т.д.

Однако когда в высокоприбыльную отрасль устремляются капиталы из других отраслей, то в отрасли происходит перепроизводство товаров и их предложение начинает превышать спрос, что влечет понижение цен и прибыли. Зато в отраслях, из которых из-за низкой прибыли произошел отток капитала, происходит сокращение производства товаров и их предложения на рынках. Если предложение оказывается ниже спроса, то происходит повышение цен, делая производство товаров выгодным. Сюда вновь устремится капитал из других менее прибыльных отраслей. Конечным результатом такого рода межотраслевой конкуренции является установление относительного равновесия в экономике, при котором на одинаковые вложения капитала при прочих равных условиях получается одинаковая или средняя прибыль.

Информация о работе Предпринимательская деятельность и прибыль