Предпринимательская деятельность и прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Максимизация прибыли является стратегией, по которой должно работать любое предприятие, занимающееся предпринимательством. Ведь только тогда оно не будет убыточным и будет работать эффективно.
Целью данной курсовой работы является изучение вопросов сущности прибыли, предельного дохода и путей максимизации результатов предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение 3
1. Предпринимательская деятельность и прибыль 4
2. Сущность, формы и факторы прибыли 7
3. Роль прибыли в рыночной экономике 14
4. Функции прибыли 17
5. Максимизация прибыли и предельный доход 23
6. Выручка от реализации продуктов и услуг 25
7. Взаимосвязь финансовых результатов деятельности организации 27
Заключение 33
Литература 34

Файлы: 1 файл

14 (1).doc

— 215.50 Кб (Скачать)

До недавнего времени вопрос максимизации прибыли вставал только на тех предприятиях, которые стремились поднять курс котировок акций.

Даже не задумываясь о налоговых последствиях, администрация этих предприятий старалась увеличить бухгалтерскую прибыль, что приводило к росту налогооблагаемой базы, так как прибыль налогооблагаемая и бухгалтерская были равны. Остальные предприятия сводили роль прибыли как главной цели предпринимательской деятельности на нет, так как пытались уменьшить налоговое бремя. Введение 25 главы НК РФ провело различие между бухгалтерской и налоговой прибылью, тем самым бухгалтерская прибыль вновь стала основной целью предпринимательской деятельности.

Определение прибыли как основного внутреннего источника формирования финансовых ресурсов сводится к стимулирующей функции прибыли. Она заключается в возможности расширять производство, увеличивать масштабы бизнеса. Данную функцию выполняет нераспределенная прибыль, которая в свою очередь зависит от результата вычислений бухгалтерской и налоговой прибыли, поскольку представляет собой разницу между бухгалтерской прибылью и налогом на прибыль, рассчитанным исходя из налоговой прибыли.

При определении прибыли как критерия эффективности конкретной деятельности необходимо определится с тем, в результате каких вычислений будет получен именно тот показатель прибыли, который будет объективно отражать результат деятельности организации.

Однако определение прибыли как критерия эффективности конкретной деятельности в настоящее время вызывает много споров в среде экономистов. Некоторые ученые считают выполнение данной функции прерогативой бухгалтерской прибыли, другие – экономической.

Первыми отметившими деление прибыли на бухгалтерскую и экономическую были последователи англо-американской школы бухгалтерского учета. Они отмечали, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает экономического содержания – действительного результата хозяйственной деятельности. Бухгалтерская прибыль – это результат реализации товаров или услуг, экономическая прибыль – это следствие, результат работы капитала (концепции сохранения капитала).

В связи с определением прибыли как основного источника возрастания рыночной стоимости предприятия, увеличения стоимости собственного капитала можно рассмотреть статический и динамический подходы к исчислению прибыли.

Прибыль, сформированная в соответствии с теорией статического баланса отлична от прибыли по теории динамического баланса. Чтобы оценить статическую прибыль необходимо оценить все имущество по рыночной стоимости и затем рассчитать разницу между собственным капиталом на конец и начало отчетного периода.

В отличие от статического баланса, позволяющего определить ресурсный потенциал предприятия, динамический баланс позволяет оценивать действующий потенциал и определять финансовые результаты от использования собственности. Финансовый результат в динамической концепции – это изменение за определенный период величины вложенного в предприятие капитала.

Баланс, построенный на основании статической модели, считается ликвидационным, то есть такой баланс показывает какова будет стоимость предприятия в случае продажи всего предприятия или его элементов.

Однако Дон Уайлдмен (1928) отмечает, что, если предприятие не продается, то какой смысл выполнять большую учетную работу по переоценке и выводить фиктивную прибыль, ибо что не продано, то и прибыли не имеет.

В. Ригер (1928) считал возможным определить подлинную прибыль фирмы только после ее ликвидации. Он отмечал, что прибыль предприятия есть разность между средствами, полученными при его ликвидации, и средствами, вложенными в него на момент открытия.

И. Фишер (1867 – 1947) сравнивал капитал, образующий прибыль, с садом, приносящим урожай. С экономической точки зрения сад стоит столько, сколько стоит его урожай. Для Фишера прибыль порождается капиталом, но не зависит от стоимости имущества, наоборот, оценка капитала прямо зависит от величины доходов фирмы, ибо капитал – актив, способный приносить прибыль.

Ф. Шмидт (1882 – 1950) разграничивал понятия результата хозяйственной деятельности и прибыли (убытка). Результат хозяйственной деятельности определялся приростом (уменьшением) реального объема имущественного комплекса предприятия, а прибыль исчисляется в абстрактных денежных единицах. При этом прямой зависимости между этими величинами нет; объем имущества может уменьшаться, а прибыль расти и наоборот. Поскольку, согласно Шмидту, цель прибыли сводится к поддержанию способности фирмы к предпринимательской деятельности, решающее значение имеет достижение такого положения, когда рост прибыли соответствует росту финансового результата.

Функция прибыли как базы экономического развития государства осуществляется через налоговую систему. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Данную функцию выполняет прибыль, представленная в виде базы налогообложения (налогооблагаемая прибыль).

Выполнение данной функции прибылью зависит как от учетной политики предприятия, так и от налоговой политики государства. По действующему законодательству в Российской Федерации ставка налога на прибыль является недифференцированной по величине прибыли.

Для целей стимулирования предприятий к увеличению объемов прибыли и сокращению фактов занижения объемов налогооблагаемой прибыли на предприятии, а соответственно и для большего проявления показателя прибыли как базы экономического развития государства, целесообразно было бы предложить ввести регрессивное обложение прибыли (опыт Нидерландов). Предложить взимать налог на прибыль по полной ставке только с уровня объема производства, достигнутого в предыдущем году, а с прироста объема производства в текущем году взимать налог на прибыль по пониженной ставке от суммы налога, зачисляемой в бюджет территории.

Таким образом, понятие «прибыли» в наибольшей степени раскрывается посредствам изучения выполняемых ею функций.

 

 

5. Максимизация прибыли и предельный доход

 

Случай максимизации прибыли - ситуация, в результате которой фирма получает экономическую прибыль в условиях такого объема производства, при котором убытки минимальны. Иначе говоря, это ситуация, при которой цена выше средних общих издержек производства или равна предельным издержкам.

Правило максимизации прибыли: фирма будет максимизировать прибыль, поддерживая величину выпускаемой продукции на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена продукции превышает средние совокупные издержки.

Главным стимулом деятельности фирмы является максимизация прибыли. А если фирма убыточная, то мотивом ее деятельности становится минимизация убытков, что, по сути, однотипно. Фирма должна выбрать такой объем производства, при котором прибыль максимальна (убытки минимальны).

Определение такого объема производства основано на сопоставлении предельного дохода MR и предельных издержек МС при разных объемах выпуска продукции. Пока предельный доход превышает предельные издержки (MR > MC), фирма увеличивает выпуск продукции, так как каждая дополнительно произведенная единица продукции приносит дополнительную прибыль, общая прибыль растет. Если МС > MR, общая прибыль сокращается, расширение производства нецелесообразно.

Своего максимума общая прибыль достигает при равенстве предельного дохода и предельных издержек. Объем производства, при котором MR = MC называется точкой оптимального выпуска.

Предельный доход (англ. marginal revenue) - максимальный доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции. Необходимо сопоставлять предельные издержки и П.д. Товар выгодно производить, когда пред. издержки ниже П.д. При слабой конкуренции П.д. сокращается, поскольку каждая дополнит, единица продукции продается по более низкой цене.

Коэффициент предельного дохода - отношение предельного дохода к выручке от реализации либо отношение предельного дохода на единицу продукции к ее цене за тот же период.

Предельный доход чистого монополиста

Кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с совокупной кривой спроса. Поэтому кривая спроса монополиста также имеет отрицательный наклон.  
Пусть, x - выпуск фирмы монополиста, P(x) - уравнение кривой спроса, тогда P'(x) < 0 (потому что кривая спроса имеет отрицательный наклон).

TR(x) = P(x) * x - общий доход фирмы.

Продифференцируем обе части уравнения:

TR'(x) = P(x) + P'(x)*x

MR(x) = P(x) + P'(x)*x, следовательно

MR(x) < P(x) (так как P'(x) < 0 и x > 0)

где, MR (x) - предельный доход монополиста.

Таким образом, мы вывели тот факт, что в случае монополистического рынка кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, то есть предельный доход монополиста ниже цены.

6. Выручка  от реализации продуктов и услуг

 

Реализация готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия.

В объем реализации не включаются стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот (исключение составляют лесная, пищевая, легкая промышленность).

Выручка от реализации продукции — сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий.

Кроме выручки от реализации основной продукции, предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, совместная деятельность, доходы по операциям с ценными бумагами и др.). Важным моментом в процессе поступления выручки является своевременность поступления средств. На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество, уровень цен, ритмичность отгрузки, формы расчетов и др.

В настоящее время для составления финансовой отчетности метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами -— при поступлении средств в кассу), либо по срокам отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов.

При определении для налогообложения выручки по мере оплаты продукции прибыль от реализации будет меньше, чем при исчислении по моменту отгрузки, если имеет место последующая оплата. При предварительной оплате сумма выручки не будет зависеть от выбранного метода, так как в реализацию будет включаться только отгруженная продукция. Определение выручки по отгрузке при последующей оплате принесет больше начисленной прибыли. Но использование этого способа может привести к дефициту реальных финансовых ресурсов, так как признание отгруженной, но еще не оплаченной продукции, реализованной для целей налогообложения, означает объявление прибыли и влечет за собой уплату налогов на прибыль, НДС и целый ряд других платежей.

По международным стандартам доходы и издержки накапливаются, т.е. принимаются к учету по мере возникновения, а не по мере поступления денег или совершения платежа, .т.е. используется метод определения выручки по отгрузке продукции. Считается, что данные по реализации и финансовым результатам по мере оплаты по счетам нарушают основной принцип учета — сопоставимость объема выручки и затрат на изготовление продукции.

Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг) — процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется рынком; на нее большое влияние оказывает соотношение спроса и предложения, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажной цены является калькуляция4.

Несмотря на коренные изменения, внесенные в систему ценообразования в связи с ее либерализацией, калькуляционный метод формирования цен остается основным, так как цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того — получение прибыли. Если рассчитанная калькуляционным методом цена окажется выше сложившейся на рынке, нужно изыскать пути снижения затрат или отказаться от производства данного товара.

Предварительно рассчитываются две цены каждого товара, производство которого предусматривается в планируемом году: продажная, обеспечивающая изготовителю нормальные условия воспроизводства, и минимальная, компенсирующая предприятию затраты при минимуме прибыли. При наличии крупных заказов или стабильных связей изготовителей с заказчиками последние вправе знакомиться с калькуляциями. Изготовитель может отказаться от представления калькуляции, а заказчик — от приобретения товара, цена которого ему представляется завышенной.

Наряду с калькуляционным применяются и другие методы формирования цен на впервые осваиваемые изделия: параметрический, основанный на зависимости цены от основного параметра изделия (мощности, грузоподъемности, быстродействия и др.); статистический, основанный на анализе динамического ряда цен аналогичных или родственных изделий, и др. Но при всех условиях цена должна возмещать затраты изготовителя, поэтому использование калькуляций необходимо. Иногда проектирование цен на крупные дорогостоящие изделия поручают специализированным консалтинговым фирмам, в объективности которых уверены обе стороны — изготовитель и заказчик. Подобного рода работы выполняет, например, американская фирма Rand Corporation.

Информация о работе Предпринимательская деятельность и прибыль