Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:51, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей государственной структурной политики в условиях глобализации.
Объектом исследования курсовой работы выступает структурная политика.
Предмет исследования - современные тенденции и особенности структурной политики в условиях глобализации.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, основные цели, задачи и направления структурной политики
- изучить понятие, направления и показатели глобализации
- осветить особенности, методы и направления структурной политики в России на современном этапе
- определить стратегии развития экономики в России, направления и показатели глобализации
Введение………………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты структурной политики и глобализации……….5
1.1. Понятие, основные цели, задачи и направления структурной политики…...5
1.2. Понятие, этапы, направления и показатели глобализации………………...…9
Глава 2. Практический анализ глобализации и выбора структурной политики
в современной России……………………………………………………………...20
2.1. Особенности, методы и направления структурной политики России
на современном этапе………………………………………………………………20
2.2. Выбор стратегии развития экономики в России, направления и
показатели глобализации………………………………………………..................23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы ..……………………………………………29
К факторам процесса глобализации можно отнести также оформление массового общества потребления, в культуре — кича и массовой культуры, в религии — экуменизма. Негативными последствиями является формирование общества массовой культуры с упрощением и принижением духовных ценностей, разрушающих мораль, развитие индивидуализма на грани асоциальности, культа тела и его страстей, рост индустрии удовольствий и гедонизма. Совершенствуются технологии обработки сознания и формирования нужного общественного мнения.
Все это создает максимально благоприятную среду для роста преступности, наркомании, алкоголизма, проституции. Человеческое поведение становится стереотипным, управляемым модой, рекламой, телевидением. Разворачивается война шоу-бизнеса с высоким искусством, духовностью и моралью.
И, наконец, фактором глобализации можно назвать вестернизацию, ведущую к тиражированию и экспансии массовой культуры. В ответ развивается противостояние культур. Таким образом, общественные процессы, расширяя свои масштабы и все, более приобретая турбулентный характер, создают серьезную проблему управляемости в традиционных формах массовых организационных структур, которые становятся не способными оперативно и адекватно реагировать на растущую динамичность изменений. Возникают более эффективные формы организационных структур, построенных на принципах субсидиарности. В условиях глобализации эти принципы могут стать доминирующими не только для управления общественными организациями и структурирования общества, но и для взаимодействия их с государством.
Глобализация экономической деятельности развивается по следующим основным направлениям:
- становление глобальных монополий (олигополии);
- международная торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;
- международное движение факторов производства (капитала в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и в виде «утечки умов»);
- международные финансовые операции — кредиты (частные, государственные, международных организаций), основные ценные бумаги (акции, облигации и другие долговые обязательства), производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и др.), валютные операции;
- процессы регионализации экономики.
При этом соотношение, как между перечисленными направлениями, так и между разными формами в рамках каждого из них в последние годы существенно меняются. Следует отметить, прежде всего, общую закономерность: все сферы международной экономики по темпам роста опережают темпы роста реального сектора, т. е. валового внутреннего продукта. Отсюда рост их удельного веса в ВВП: это касается и торговли, и движения капитала, и финансовых операций.
Процесс становления глобальных монополий (олигополии) развивается по двум направлениям:
1)
формирование глобальной
2)
формирование единой
Структуру приоритетных для глобальных монополий сфер можно охарактеризовать направленностью на:
- добывающую и наукоемкую промышленность;
- телекоммуникации;
- производственную инфраструктуру.
Что касается международной торговли, движения факторов производства и финансовых операций, то превалирует следующая структура:
1) международная торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;
2) международное движение капитала: капитала (в виде прямых инвестиций); рабочей силы (в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих в виде «утечки умов»);
3) международные финансовые операции: кредиты (частные, государственные, международных организаций); основные ценные бумаги (акции, облигации и другие долговые обязательства); валютные операции.
Как и в других экономических явлениях, важно измерение глобализации экономической деятельности. Здесь можно выделить следующие параметры: те, по которым можно судить об уровне глобализации всей мировой экономики; степень открытости экономики отдельной страны (или группы стран), уровень ее (или их) участия в глобальных экономических процессах.
Самыми простыми и очевидными показателями в этом смысле являются темпы роста международной торговли, которые за последнее десятилетие в 2 раза превышали темпы роста производства; прямые иностранные инвестиции в те же годы росли в 3 раза более высокими темпами, а международные операции с акциями — в 10 раз.
В силу всех этих обстоятельств глобализация экономической деятельности обычно захватывает не только какую-то обособленную часть национальной экономики, непосредственно вовлеченную в систему внешнеэкономических связей, но и гораздо более глубокие ее основы, пронизывает в большей или меньшей степени все или почти все слои экономической жизни. Это справедливо в первую очередь именно для развитых стран, где в отличие от многих развивающихся стран нет какого-то особого экспортного сектора, изолированного от остальной экономики, не связанной ни прямо, ни косвенно с внешним миром.
Выводы: Структурная политика – проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта.
В
ближайшей и среднесрочной
В
условиях открытой экономики и интенсивного
встраивания России в систему
международного разделения труда решение
этих задач требует активной государственной
политики, направленной на стимулирование
прогрессивных структурных сдвигов в
сторону менее ресурсоемких отраслей
и секторов, и мер, обеспечивающих повышение
эффективности и конкурентоспособности
всех отраслей экономики. Задача обеспечения
прогрессивных структурных сдвигов является
приоритетным направлением в среднесрочной
и долгосрочной перспективе.
Глава 2. Практический анализ глобализации и выбора структурной политики в современной России
2.1.
Особенности, методы и направления структурной
политики России на современном этапе
Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.
При решении этих задач существенно повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда - от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.
С
точки зрения экономической теории
в структурной политике можно
выделить ряд факторов, которые обусловливают
ее важность для последующих лет
развития России. Это смена социально-
В
настоящее время структура
Изменениям структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.
Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:
1) реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;
2) повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;
3) развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;
4)
создание особых экономических зон и технико-внедренческих
парков, формирование территориально-
5) формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.
Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:
1) стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;
2) стратегии развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующие новые двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и "экономики знаний" сравняется с вкладом традиционных секторов;
3) стратегии развития человеческого капитала, предусматривающие, в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.
Новый
этап структурной перестройки должен
будет расширить спрос на инвестиции
и расширить участие