Практический анализ глобализации и выбора структурной политики в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей государственной структурной политики в условиях глобализации.
Объектом исследования курсовой работы выступает структурная политика.
Предмет исследования - современные тенденции и особенности структурной политики в условиях глобализации.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, основные цели, задачи и направления структурной политики
- изучить понятие, направления и показатели глобализации
- осветить особенности, методы и направления структурной политики в России на современном этапе
- определить стратегии развития экономики в России, направления и показатели глобализации

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты структурной политики и глобализации……….5
1.1. Понятие, основные цели, задачи и направления структурной политики…...5
1.2. Понятие, этапы, направления и показатели глобализации………………...…9
Глава 2. Практический анализ глобализации и выбора структурной политики
в современной России……………………………………………………………...20
2.1. Особенности, методы и направления структурной политики России
на современном этапе………………………………………………………………20
2.2. Выбор стратегии развития экономики в России, направления и
показатели глобализации………………………………………………..................23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы ..……………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 67.73 Кб (Скачать)

     К факторам процесса глобализации можно отнести также оформление массового общества потребления, в культуре — кича и массовой культуры, в религии — экуменизма. Негативными последствиями является формирование общества массовой культуры с упрощением и принижением духовных ценностей, разрушающих мораль, развитие индивидуализма на грани асоциальности, культа тела и его страстей, рост индустрии удовольствий и гедонизма. Совершенствуются технологии обработки сознания и формирования нужного общественного мнения. 

     Все это создает максимально благоприятную среду для роста преступности, наркомании, алкоголизма, проституции. Человеческое поведение становится стереотипным, управляемым модой, рекламой, телевидением. Разворачивается война шоу-бизнеса с высоким искусством, духовностью и моралью.

     И, наконец, фактором глобализации можно назвать вестернизацию, ведущую к тиражированию и экспансии массовой культуры. В ответ развивается противостояние культур. Таким образом, общественные процессы, расширяя свои масштабы и все, более приобретая турбулентный характер, создают серьезную проблему управляемости в традиционных формах массовых организационных структур, которые становятся не способными оперативно и адекватно реагировать на растущую динамичность изменений. Возникают более эффективные формы организационных структур, построенных на принципах субсидиарности. В условиях глобализации эти принципы могут стать доминирующими не только для управления общественными организациями и структурирования общества, но и для взаимодействия их с государством.

     Глобализация  экономической деятельности развивается  по следующим основным направлениям:

     - становление глобальных монополий (олигополии);

     международная торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;

      международное движение факторов производства (капитала в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и в виде «утечки умов»);

     международные финансовые операции — кредиты (частные, государственные, международных организаций), основные ценные бумаги (акции, облигации и другие долговые обязательства), производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и др.), валютные операции;

     процессы регионализации экономики.

     При этом соотношение, как между перечисленными направлениями, так и между разными формами в рамках каждого из них в последние годы существенно меняются. Следует отметить, прежде всего, общую закономерность: все сферы международной экономики по темпам роста опережают темпы роста реального сектора, т. е. валового внутреннего продукта. Отсюда рост их удельного веса в ВВП: это касается и торговли, и движения капитала, и финансовых операций.

     Процесс становления глобальных монополий (олигополии) развивается по двум направлениям:

     1) формирование глобальной монополии  на глобальном финансовом рынке и рынке информационных инструментов;

     2) формирование единой глобальной  монополии в результате интеграции указанных рынков.

     Структуру приоритетных для глобальных монополий  сфер можно охарактеризовать направленностью на:

     -  добывающую и наукоемкую промышленность;

     -  телекоммуникации;

     -  производственную инфраструктуру.

     Что касается международной торговли, движения факторов производства и финансовых операций, то превалирует следующая структура:

     1) международная торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;

     2) международное движение капитала: капитала (в виде прямых инвестиций); рабочей силы (в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих в виде «утечки умов»);

     3) международные финансовые операции: кредиты (частные, государственные, международных организаций); основные ценные бумаги (акции, облигации и другие долговые обязательства); валютные операции.

     Как и в других экономических явлениях, важно измерение глобализации экономической деятельности. Здесь можно выделить следующие параметры: те, по которым можно судить об уровне глобализации всей мировой экономики; степень открытости экономики отдельной страны (или группы стран), уровень ее (или их) участия в глобальных экономических процессах.

     Самыми  простыми и очевидными показателями в этом смысле являются темпы роста международной торговли, которые за последнее десятилетие в 2 раза превышали темпы роста производства; прямые иностранные инвестиции в те же годы росли в 3 раза более высокими темпами, а международные операции с акциями — в 10 раз.

     В силу всех этих обстоятельств глобализация экономической деятельности обычно захватывает не только какую-то обособленную часть национальной экономики, непосредственно вовлеченную в систему внешнеэкономических связей, но и гораздо более глубокие ее основы, пронизывает в большей или меньшей степени все или почти все слои экономической жизни. Это справедливо в первую очередь именно для развитых стран, где в отличие от многих развивающихся стран нет какого-то особого экспортного сектора, изолированного от остальной экономики, не связанной ни прямо, ни косвенно с внешним миром.

     Выводы: Структурная политика – проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении  отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта.

     В ближайшей и среднесрочной перспективе  на пути достижения высоких и устойчивых темпов экономического развития Россия сталкивается с двумя основными  проблемами: ресурсными ограничениями (в частности, энергетическими) и низкой конкурентоспособностью отечественных товаров, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Эти проблемы с “утяжеленной” структурой экономики, основанной на традиционных отраслях промышленности, а с низкой производительностью труда и высокой ресурсоемкостью большинства секторов российской обрабатывающей промышленности. Негативные структурные сдвиги в российской экономике, проявляющиеся в усилении её сырьевой направленности, деградации высокотехнологичных секторов повышают необходимость изучения инструментария структурной политики для преломления подобной тенденции.

     В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему  международного разделения труда решение  этих задач требует активной государственной политики, направленной на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения прогрессивных структурных сдвигов является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе. 
 
 

Глава 2. Практический анализ глобализации и выбора структурной политики в современной России

     2.1. Особенности, методы и направления структурной политики России на современном этапе 

     Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание  макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.

     При решении этих задач существенно  повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда - от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.

     С точки зрения экономической теории в структурной политике можно  выделить ряд факторов, которые обусловливают  ее важность для последующих лет  развития России. Это смена социально-экономической  модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования  играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения; постепенный поворот экономики России к внешней сфере [11, с.452].

     В настоящее время структура российской экономики не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети.

     Изменениям  структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.

     Комплекс  указанных мер включает следующие  основные направления:

     1) реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;

     2) повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;

     3) развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;

     4) создание особых экономических зон и технико-внедренческих парков, формирование территориально-производственных кластеров, реализация программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, разработка стратегий развития отдельных секторов экономики.

     5) формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.

     Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:

     1) стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;

     2) стратегии развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующие новые двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и "экономики знаний" сравняется с вкладом традиционных секторов;

     3) стратегии развития человеческого капитала, предусматривающие, в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.

     Новый этап структурной перестройки должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных  производителей оборудования в осуществлении  инвестиционных проектов. Во многом структурная  перестройка будет опираться на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста.

Информация о работе Практический анализ глобализации и выбора структурной политики в современной России