Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:51, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей государственной структурной политики в условиях глобализации.
Объектом исследования курсовой работы выступает структурная политика.
Предмет исследования - современные тенденции и особенности структурной политики в условиях глобализации.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, основные цели, задачи и направления структурной политики
- изучить понятие, направления и показатели глобализации
- осветить особенности, методы и направления структурной политики в России на современном этапе
- определить стратегии развития экономики в России, направления и показатели глобализации
Введение………………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты структурной политики и глобализации……….5
1.1. Понятие, основные цели, задачи и направления структурной политики…...5
1.2. Понятие, этапы, направления и показатели глобализации………………...…9
Глава 2. Практический анализ глобализации и выбора структурной политики
в современной России……………………………………………………………...20
2.1. Особенности, методы и направления структурной политики России
на современном этапе………………………………………………………………20
2.2. Выбор стратегии развития экономики в России, направления и
показатели глобализации………………………………………………..................23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы ..……………………………………………29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты структурной
политики и глобализации……….5
1.1. Понятие, основные цели, задачи и направления
структурной политики…...5
1.2. Понятие, этапы, направления и показатели
глобализации………………...…9
Глава 2. Практический анализ глобализации
и выбора структурной политики
в современной России…………………………………………………………….
2.1. Особенности, методы и направления
структурной политики России
на современном этапе………………………………………………………………
2.2. Выбор стратегии развития экономики
в России, направления и
показатели глобализации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ..……………………………………………29
Введение
Актуальность темы определяется тем, что сегодня Россия переживает серьезный кризис и причиной этому не только всемирная интеграция и глобализация, причины кроются в нашей исторически сложившейся структуре экономике, где мы импортируем практически всё, что связано с товарами общего потребления и высокими технологиями, а экспортируем природные ресурсы и сырье.
По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определённых, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их отношение. Таким образом, модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки её экономики. При этом следует учитывать, что подобные реформы не могут быть осуществлены на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Это объясняется многими причинами: рынок не решает социальных проблем, он не в состоянии обеспечить достаточно глубокий прорыв в области науки и технологий, не может справиться с экологическими проблемами. Следовательно, структурная политика играет очень важную роль в общей экономической политике государства. Те страны, которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики. В современной России, где целью экономических реформ является переход к социально ориентированной модели рынка, способной обеспечить подъём и развитие экономики, весьма актуальным стал вопрос о проведении необходимых преобразований в каждом секторе национального хозяйства, что и является сутью структурной политики.
Глобализация представляет процесс, в рамках которого между структурами национального производства и финансов устанавливается взаимосвязь, обусловленная увеличением числа внешних сделок. В результате происходит новое международное разделение труда, при котором создание национальных богатств всё более зависит от экономических субъектов других стран. Процессы глобализации существенно повлияли на развитие международных отношений и трансформацию финансовых отношений, их опосредующих, что, несомненно, подтверждает актуальность изучаемой темы курсовой работы.
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей государственной структурной политики в условиях глобализации.
Объектом исследования курсовой работы выступает структурная политика.
Предмет исследования - современные тенденции и особенности структурной политики в условиях глобализации.
Задачи работы:
-
рассмотреть понятие, основные
цели, задачи и направления
- изучить понятие, направления и показатели глобализации
- осветить особенности, методы и направления структурной политики в России на современном этапе
- определить стратегии развития экономики в России, направления и показатели глобализации
Информационной базой работы являются журналы, книги, учебные пособия таких авторов как: Алябьева А.М, Лутохина Э.А, Яковец Ю.В, Кураков Л. П., Савка. А, Барабанов В.В, Петрунина Ю.Ю.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
содержащих четыре параграфа, заключения
и списка использованной литературы.
Глава 1.
Теоретические аспекты
Под
структурной политикой
Цель
данного направления политики —
стимулирование научно-технического прогресса,
повышение
Структурную
политику можно рассматривать в
широком и узком смысле. В первом
случае подразумевается воздействие
на всю совокупность структурных элементов
в экономике. Речь идет о влиянии на отраслевые,
территориальные и организационно-
При
более узкой трактовке данного
термина принято понимать воздействие
лишь на изменения отраслевых и производственных
пропорций. Региональные аспекты деятельности
государства получают самостоятельное
лексическое обозначение «региональная
политика». Меры по отношению к организационно-
Смысл структурной политики государства состоит, естественно, не в том, чтобы заменить или продублировать роль частной экономики. Основная побуждающая сила структурных сдвигов — рынок. Однако государство помогает ему, поскольку процесс формирования новых пропорций порой необходимо интенсифицировать (например, под влиянием внешней конкуренции) или обеспечить ликвидацию социальных издержек, вызванных структурными переменами.
Общеэкономическая задача структурной политики – поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.
При решении этих задач существенно повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда – от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.
С точки зрения экономической теории в структурной политике можно выделить ряд факторов, которые обусловливают ее важность для последующих лет развития России. Это смена социально-экономической модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения; постепенный поворот экономики России к внешней сфере [11, с. 452].
В
настоящее время структура
Изменениям структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.
Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:
1) реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;
2) повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;
3) развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;
4)
создание особых экономических зон и технико-внедренческих
парков, формирование территориально-
5) формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.
Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:
1) стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 – 1,2 процента в год;
2) стратегии развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующие новые двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и “экономики знаний” сравняется с вкладом традиционных секторов;
3) стратегии развития человеческого капитала, предусматривающие в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов [3].
Новый
этап структурной перестройки должен
будет расширить спрос на инвестиции
и расширить участие
Все чаще в публикациях говорится о необходимости перейти на наукоемкие траектории развития и об использовании в стране инновационного механизма. Разработан документ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», но пока нет реальных сдвигов в формировании национальной инновационной системы и переориентации проводимой экономической политики обеспечения высокотехнологического промышленного роста [12, с. 7].
В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации стратегий и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию. После 2009-2010 годов можно ожидать значительного повышения роли автомобилестроения и высокотехнологичных производств на основе роста отечественных и иностранных инвестиций и развития международной кооперации.