Понятие структурной политики и её содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:58, реферат

Краткое описание

На пути достижения высоких и устойчивых темпов экономического развития Россия сталкивается с двумя основными проблемами: ресурсными ограничениями и низкой конкурентоспособностью отечественных товаров, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Эти проблемы со структурой экономики, основанной на традиционных отраслях промышленности, с низкой производительностью труда и высокой ресурсоемкостью большинства секторов российской обрабатывающей промышленности. Негативные структурные сдвиги в российской экономике, проявляющиеся в усилении её сырьевой направленности, деградации высокотехнологичных секторов повышают необходимость изучения инструментария структурной политики для преломления подобной тенденции.

Файлы: 1 файл

эк.теория.docx

— 60.61 Кб (Скачать)

Анализ хозяйственного функционирования национальной экономики сегодня  основывается на технике Системы  Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей  развития экономики на различных  стадиях процесса воспроизводства  и взаимной увязке этих показателей  между собой. Каждой стадии воспроизводства  соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность  проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной  стоимости от производства до использования.

По СНС экономика состоит  из следующих основных секторов:

1. нефинансовые корпоративные предприятия,  занятые производством товаров  и услуг, реализуемых на рынке  (или реальный сектор);

2. финансовые учреждения и корпорации;

3. государственные предприятия  и учреждения;

4. частные некоммерческие организации,  обслуживающие домашние хозяйства; 

5. домашние хозяйства; 

6. остальной мир, в том числе  внешнеэкономические связи

Конечной целью развития национальной экономики является обеспечение  оптимальных условий жизнедеятельности  всех членов общества на основе экономического роста. Для достижения этой цели необходима постоянная работа всех звеньев экономической  системы по обеспечению развития науки и техники, рациональному  использованию ограниченных экономических  ресурсов, по сдерживанию инфляции и безработицы, по решению комплекса  социальных задач.

Главным критерием оценки осуществляемой экономической политики служат результаты функционирования национальной экономики. Важнейшим итоговым показателем  макроэкономического развития является темп прироста общественного продукта на душу населения. Именно в темпах экономического роста, в скорости и  размерах увеличения общественного  продукта и находит отражение  уровень эффективности национальной экономики, а следовательно, и оценка выбранных моделей, видов, типов  и методов экономического развития данного общества.

Оптимальная структура национального  хозяйства страны создается в  результате эффективной многолетней  экономической политики, учитывающей  как государственные условия  развития экономики, так и особенности  развития мирового хозяйства.

 

3.Основные цели, задачи и направления структурной политики

Общеэкономическая задача структурной  политики - поддержание макроэкономического  равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства  является формирование оптимальной  структуры хозяйственного комплекса  для наиболее эффективного использования  имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных  структурных сдвигов.

При решении этих задач существенно  повыситься доля производств с высокой  степенью переработки, производящих высокую  добавленную стоимость на единицу  используемых ресурсов, а также сферы  услуг; изменится место России в  мировой системе разделения и  кооперации труда - от вывоза сырья  к вывозу высоких технологий и  современных услуг.

С точки зрения экономической теории в структурной политике можно  выделить ряд факторов, которые обусловливают  ее важность для последующих лет  развития России. Это смена социально-экономической  модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования  играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении  спроса и предложения; постепенный  поворот экономики России к внешней  сфере.

В настоящее время структура  российской экономики не позволяет  в полной мере обеспечить высокие  и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с  этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе  темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые  могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли  промышленности, а также строительство  и связь), занимают в структуре  экономики менее одной трети.

Изменениям структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению  конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.

Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:

1)Реализация общесистемных мер,  направленных на снижение институциональных  барьеров, стимулирование спроса  на научно-техническую продукцию,  новую технику и технологии  и ускорение выбытия устаревшего  оборудования;

2)Повышение эффективности действующих  и формирование новых государственных  финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию  программ развития секторов экономики  и инфраструктуры;

3)Развитие программно-целевого  подхода к структурным преобразованиям  в экономике и развитию инфраструктуры  на основе реализации федеральных  и ведомственных целевых программ;

4)Создание особых экономических  зон и технико-внедренческих парков, формирование территориально-производственных  кластеров, реализация программ  содействия развитию инновационной  инфраструктуры, промышленного дизайна  и инжиниринговых услуг, разработка  стратегий развития отдельных  секторов экономики.

5) Формирование конкурентной среды,  создание равных и предсказуемых  условий экономической деятельности  в России в целом, на конкретных  отраслевых рынках.

Основными факторами, сдерживающими  развитие потенциально конкурентоспособных  предприятий, помимо изложенных в предыдущем разделе, являются:

- низкий уровень управления  на предприятиях, связанный как  с небольшим опытом функционирования  в условиях рыночной экономики,  так и слабым развитием консалтинговых  услуг и системы подготовки  менеджеров;

- низкий уровень интеграции  отечественной экономики в мировую  экономическую систему, определяемый  не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами:  недостаточно активным участием  России в деятельности международных  экономических организаций, неразвитостью  инфраструктуры содействия экспорту;

- недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций  и т.п.;

- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей  коммерциализацию и освоение  инноваций;

- недостаточная гибкость рынка  труда, связанная с барьерами  на пути межрегиональной миграции  рабочей силы и недостатками  системы профессионального образования  и переквалификации.

В этих условиях первоочередными задачами структурной политики становятся:

- повышение инновационной активности  и опережающее развитие высокотехнологичного  сектора экономики; 

- стимулирование экономического  роста и повышение эффективности  производства на микроуровне  через поддержку формирующихся  цепочек импортозамещения, экспортных  контрактов и использование других  косвенных инструментов;

- снижение трансакционных издержек  деятельности предприятий за  счет развития институтов рынков  товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения  предпринимательской деятельности;

- прекращение прямого и косвенного  субсидирования неэффективных предприятий,  эффективная селекция работоспособных  предприятий, повышение действенности  института банкротств, реструктуризация  неэффективного сектора экономики,  решение проблем монопрофильных  городов;

- стимулирование процессов реструктуризации  и реформирования предприятий,  повышения их эффективности, в  том числе через развитие рынка  консалтинговых услуг, содействие  процессам интеграции и образования  крупных эффективных и конкурентоспособных  компаний при всемерном содействии  развитию малого и среднего  бизнеса;

- окончательное снятие с предприятий  бремени содержания некоммерческих  звеньев;

- сокращение и оптимизация государственного  сектора при росте эффективности  управления государственным имуществом;

- повышение эффективности естественных  монополий путем обеспечения  большей информационной прозрачности  и ужесточения контроля за  их издержеками; организационного  разделения естественно-монопольных  и немонопольных сегментов; формирования  конкурентной среды в немонопольных  сегментах; обеспечения равного  доступа к сетям; обеспечения  контроля за поддержанием необходимого  уровня инвестиций;

- реализация целевых программ  развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование  конкурентной среды, создание  равных и предсказуемых условий  экономической деятельности в  России, как в масштабе всей  экономики, так и на конкретных  отраслевых рынках.

В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться  на основе применения следующих базовых  принципов:

- конкурентный рынок как главный  регулятор экономического развития;

- минимизация и оптимизация  государственного вмешательства  в экономику;

- открытость экономики;

- либерализация экономической  деятельности на микроуровне.

Необходимость обеспечить решение  основных социально-экономических  задач – таких, как достижение устойчивых темпов экономического роста  при позитивных сдвигах в структуре  экономики и обеспечение роста  реальных доходов населения делает экономически рациональной и реализуемой стратегию структурного маневра, основанного на сценарии “активного позиционирования на рынках”. Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы.

Структурная политика будет направлена на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом  рынке. В рамках такого подхода можно  выделить "традиционные" экспортные отрасли (прежде всего, в сырьевом секторе  и перерабатывающей промышленности), а также "новые" экспортные отрасли  в сфере услуг.

Стимулирование экспортеров на использование прибыли и амортизации  для вложений в техническое перевооружение своих предприятий, должно сопровождаться мерами по повышению участия в  этом перевооружении отечественного машиностроения. Дополнительные заказы и финансовые инвестиции со стороны экспортеров, создают предпосылки для роста  внутреннего спроса, в первую очередь  на продукцию отечественного инвестиционного  машиностроения.

Будет поощряться переход компаний с крупными государственными пакетами акций (прежде всего естественных монополий) к закупкам оборудования на основе открытых конкурсов.

Основная задача, которую придется решать в отношении монопрофильных городов, состоит в том, чтобы  создать механизм изменения ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвития этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства.

Выведение в устойчивый режим работы и развития градообразующих предприятий  моногородов требует их реструктуризации, которая должна включать: мероприятия, направленные на погашение долгов; создание управленческих предпосылок  успешной реструктуризации предприятия; подготовку графика первоочередных мероприятий по реструктуризации.

Важнейшей задачей является диверсификация экспорта с постепенным увеличением  доли продукции обрабатывающих отраслей с относительно высокой добавленной  стоимостью, на конкретных узких сегментах  рынка, где имеются выраженные конкурентные преимущества. В частности, продукции  промежуточных и высоких переделов  лесопромышленного, металлургического  и химического комплексов, авиапромышленности, атомной промышленности, энергетического  машиностроения, отдельных сегментов  рынка судостроения, вооружений, услуг  космического комплекса.

Приоритетными направлениями государственной  инвестиционной политики станут комплексное  обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу, прежде всего, в сферах высоких  технологий.

Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные  изменения в экономике, имеющие  существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и  подразделяются на следующие группы:

Информация о работе Понятие структурной политики и её содержание