Понятие исследования и характеристика исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 05:36, курсовая работа

Краткое описание

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.

Оглавление

Введение
1 Понятие исследования и характеристика исследования систем управления
1.1 Исследования и их роль в научной и практической деятельности
1.2 Характеристика исследования систем управления
2. Основные подходы к исследованию систем управления…
Диалектический подход к исследованию систем управления
Процессный подход к исследованию систем управления
Ситуационный подход к исследованию систем управления
Функциональный подход к исследованию систем управления
Рефлексивный подход к исследованию систем управления
Системный подход к исследованию систем управления
Комплексный подход к исследованию систем управления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 171.07 Кб (Скачать)

Практика  показывает, что специалисты, имеющие  обычный опыт работы в научно-исследовательских  или хозяйственных организациях, не обладают специальными знаниями для подобных исследований.

Таким образом, с практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.

Исследователи должны:

- иметь опыт  работы в области управления  конкретными производственными объектами;

- обладать  знаниями современных методов  и техники управления;

- обладать  знаниями методов исследования  операций и системного анализа;

- иметь способности  к общению со специалистами  различных уровней и профилей;

Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации.

Выполнение  этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.

Исследование  систем управления1 включает:

- уточнение  цели развития и функционирования  предприятия и его подразделений;

- выявление  тенденций развития предприятия  в конкретной рыночной среде;

- выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной  цели и препятствующих ей;

- сбор необходимых  данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

- получение  необходимых данных для привязки  современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др.

 

2. Основные подходы к исследованию  систем управления

 

2.1 Диалектический подход  к исследованию систем управления

 

Выбор методологического1 подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов – динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Данный  подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих  связях явлений и  наиболее общих закономерностях  развития бытия и мышления. Базовым  законом этого учения выступает  закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом –  принцип всеобщих связей явлений. Это  значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все  его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком  уровне и все это осуществляется по спирали.2

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени  новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует  руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при  исследовании принципы восхождения  от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического  и исторического, выявления в  объекте разнокачественных связей и их взаимодействия. 

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость  использования соответствующих  принципов.

Принципы  являются средством конкретизации  подхода. Они, отражая практику успешного  исследования, влияют на его результат, а также выступают в качестве опорных моментов в проведении исследования, критериев промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движения к истине и практической значимости.

Система принципов диалектического подхода  к исследованию включает в себя по меньшей мере 9 следующих принципов, которые рассмотрены на  рисунке  Б1.1

 

    1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.
    2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.
    3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалектического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей.
    4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение-это высший уровень эффективности исследования. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.
    5. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный принцип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.
    6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
    7. Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.
    8. Важным принципом диалектического подхода является и принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
    9. Перечень принципов диалектического подхода был бы неполным, если бы не было указано и правило генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.

В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется  и в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. Полный состав диалектических методов исследования представлен на рисунке В1.

Исходной  позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности  анализа. Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать  в двойственности его свойств  и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т.д.

 

2.2 Процессный подход к исследованию  систем управления

 

Процессный1 подход известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы  общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

 

Рычаги (определяют и регулируют процессы, т.е. это процедуры, методы методики исследования, требования заказчиков, внутренней и внешней среды, законов и т.п.)


                                         


                     


                          Входы                                                                            Выходы (результаты 

                     (информация и пр.)                                                           преобразования входов


 


                   


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Основные составляющие процесса исследования 

 

Часто выход  одного процесса является входом для  другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых  функций. В рамках такого подхода  изучение СУ следует рассматривать  как выполнение исследовательских  работ  и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса – непрерывной серии взаимосвязанных  действий, т.е как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам  с их идентификацией и взаимосвязанным  общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации  и стимулированию, учету, контролю и  анализу), преобразующих входы в  выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.

Технологически  процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и  последовательно-параллельно, однако наиболее жизнеспособным из названных  подходов является последовательно-параллельный.1

Рисунок 2 - Виды процессного подхода к исследованию:

 

А – последовательный; Б – параллельный; В – последовательно-параллельный.

Преимущество  процессного подхода состоит  в следующем:

- непрерывности  взаимосвязанного проведения исследовательских  работ;

- получении  синергетического исследовательского  результата;

- более полном  выполнении требований к проведению  исследований;

- постоянном  улучшении процессов, основанных  на объективных результатах исследования.

 

2.3 Ситуационный подход к исследованию  систем управления

 

В настоящее время  для ряда целей исследования систем управления, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации систем управления и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований систем управления.

 В этих случаях  следует использовать ситуационный  подход к исследованию систем управления. Ситуационный подход – это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждогоиз элементов определены исходя из общего предназначения объекта.1 сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.1

В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с  аналогичным подходом  к управлению, который сформировался ранее  и внес существенный вклад в теорию управления.

Изучая  сложившуюся ситуацию можно лучше  понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут  в большей степени способствовать достижению целей исследования систем управления в конкретных условиях и обстоятельствах.

В реализации ситуационного подхода важно  представление исследователя о  рассматриваемой проблеме или задаче и соответствующих решениях.

В ситуационном подходе, также как и в системном, должен использоваться процессный подход.

Ситуационный  подход может использоваться в следующих  случаях:1

1. Если  сравнительно часто повторяются  типовые ситуации, требующие проведения  однотипных исследовательских работ  и этапов изучения систем управления, когда заранее вырабатываются стандартные исследовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско-управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения. В настоящее время это можно оперативно сделать с помощью специально разрабатываемых советующих компьютерных программ;

2. Когда  возникают ситуации, отличающиеся  от типовых и не имеющие  стандартных готовых исследовательских  процедур разрешения. Для данного  варианта возможно следующее: 

- при  отклонение от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью  имеющейся информации, можно использовать  специально разрабатываемые советующие  компьютерные программой с нечеткой  логикой; выполнение таких «советов»  позволит сделать исследовательские  выводы и принять оптимальное  решение, но только с определенной  вероятностью;

- при  полном отклонении от типовой  ситуации и отсутствии информации  для принятия исследовательских  выводов следует использовать  методы ситуационного анализа  (например, факторного, балансового), что  не исключает применение аналитических  компьютерных программ.

 При  использовании ситуационного подхода  объектами исследования могут  быть методы и стиль управления, стратегия развития организации,  внутренняя и внешняя среда  организации, подсистема управления  качеством, затратами и др. Однако, в ряде возникших ситуаций  объектом исследования может  быть и систем управления в целом.

Информация о работе Понятие исследования и характеристика исследования систем управления