Полезность и рациональное поведение потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Выходя на рынок, потребитель ставит перед собой целью максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления какого-либо блага. Так же как и производитель, потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе. Он вынужден учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры.
В нашей работе нами будут рассмотрены вопросы экономического поведения потребителя, проанализированы детерминанты его выбора (в том числе, в условиях неопределенности).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
I. Полезность и рациональное поведение потребителя………………………...5
Полезность и ее анализ в теории маржинализма. Закон
убывающей предельной полезности. Количественный (кардиналистский) подход. Законы Г. Госсена…………………….5
Порядковый (ординалистский) подход. Проблема
потребительского выбора. Кривые безразличия…………………..9
Модель равновесия (оптимума) потребителя. Реакция
потребителя на изменение дохода. Линия
«доход – потребление». Реакция потребителя на изменение
цены. Кривые Э. Энгеля………………………………………….….14
Линия «цена – потребление». Эффект замещения и эффект
дохода по Дж. Хиксу и Е. Слуцкому……………………………….22
II. Расчетно-графическая работа………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа полезность и рациональное поведение.docx

— 168.14 Кб (Скачать)

Рис. 11. Линия «цена-потребление» и линия индивидуального спроса 

 

На рис 11, а)  показано смещение оптимума потребителя из точки E1 в точку E2 в результате снижения цены товара Х с Рx' до Рx". Снижение Pxпредопределило поворот бюджетной линии АВ против часовой стрелки вокруг точки А. В результате этого, бюджетная линия заняла новое положение АВ' и стала касаться в точке E2 более удаленной кривой безразличия U2. В связи с этим товарный набор E2 стал доступен данному потребителю.

Если соединить одной линией все точки оптимума потребителя, получаемые в результате как снижения, так и повышения Рx, то получим кривую «цена–потребление» (линия ЕЕ). Она выражает множество оптимальных сочетаний (наборов) товаров Х и Y, которые возникают при изменении цены товара X.

С помощью кривой «цена–потребление» можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя. Здесь важно заметить, что определение линии индивидуального спроса в этом случае осуществляется исключительно на основе принципа заданности рыночных цен.

Поэтому построить линию спроса на новое благо, цена которого на данном этапе еще не известна, с помощью рассматриваемого метода невозможно. На рис. 11, б) представлена линия индивидуального спроса dd на товар X. Она построена с помощью двух точек L и М, каждая из которых определена исходя из заданной цены и объема спроса, определенного с учетом оптимума потребителя (E1 и E2). Линия, проведенная через эти точки (L и М), рассматривается в качестве кривой индивидуального спроса на товар X. Здесь важно также обратить внимание на следующее обстоятельство. Поскольку цена спроса, как было показано в разделе 1.1, имеет отношение не к предельной, а к средней полезности, то и рыночные цены, используемые при построении кривой индивидуального спроса, не могут отличаться по своей природе от цен спроса 11.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения(замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров,обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис.12.1 Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание с кривой безразличия U1 определяет оптимум потребителя Е2, которому соответствует объем потребления товара в количестве X1. В случае снижения цены X до Рх1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2.

Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с X1 до Х2.

Определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую K'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания Е3 и соответствующий объем потребления товара X3.

Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1. Значит, сдвиг от Е1 к Е3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности (Х3–X1). Следовательно, эффект дохода составит (Х2 - Х3) 12.

Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке Е2 выше, чем в точке Е3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара повышается.

Рис. 12.1 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу    
(Цена X снижается)

Рис. 12.2. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому 
(Цена X повышается)


 

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Выделение эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

Поэтому на рис. 12.2 вспомогательная бюджетная прямая KL, параллельная KL1,проводится не как касательная к прежней кривой безразличия U1, а строго через точку Е1, соответствующую оптимальному набору товаров X и У при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U1, кривой безразличия U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсациипотребителю – падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара X (Х1-Х3) разлагается на эффект замены (X1-Х3) и эффект дохода (Х3-Х2). Заметим, что движение от Е1 к Е2 происходит не вдоль кривой безразличия, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K'L' 13.

Сравнив два подхода, видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              II.  Данные для расчетно-графической работы.

 

 

1)

2) Определить равновесную  цену и равновесный объем продаж.

     

 

 

 

 

3) Определить излишек (ренту) покупателя и продавца.

Найдем ренту покупателя:

   1)

   2) (6-3)+(5-3)+(4-3) = 6

Найдем ренту продавца:

1)

2)  (3-1,5)+(3-2)+(3-2,5) = 3

Ответ: рента покупателя = 4,5; рента продавца = 2,25

4) Рассчитать эластичность  спроса на отрезках выше и  ниже точки равновесия, произвольно выбрав точки на линии спроса.

Эластичность спроса рассчитывается по формуле:

.

Эластичность спроса в точке рассчитывается по формуле:

 

Возьмем точку (5; 1)

Рассчитаем эластичность спроса в точке:

 = 5

Рассчитаем эластичность спроса на отрезке:

 

Рассчитаем доход фирмы:

 

Возьмем точку (2; 1)

Рассчитаем эластичность спроса в точке:

 = 2

Рассчитаем эластичность спроса на отрезке:

   ,5

Рассчитаем доход фирмы:

 

5) Показать на графике  результат введения налога и  субсидии для покупателей и  продавца. Выделить налоговую нагрузку. Величина налоговой ставки принимается  в размере 20% от равновесной цены.

Налоговая ставка t = 20% от 3; t = 0,6

А) Введение налога на покупателя.

 

Новая функция  спроса:

Найдем координаты новой точки равновесия Ɛ1:

 

 

 

Координаты Ɛ1 (2,8; 2,6)

Найдем налоговую нагрузку покупателя:

2,6∙(2,8 + 0,6) = 8,84

Найдем налоговую нагрузку продавца:

2,6∙0,2 = 0,52

Налоговые поступления:

 ; T = 0,6 ∙ 2,6 = 1,56

Рента покупателя:

 

Рента продавца:

 

Б) Введение налога на продавца

 

 

 

 

Найдем координаты новой точки равновесия Ɛ2: 

 

 

 

Координаты Ɛ2 (3,4; 2,6)

Найдем налоговую нагрузку покупателя:

2,6∙0,4 = 1,04

Найдем налоговую нагрузку продавца:

2,6∙(3,4-0,6) = 7,28

Налоговые поступления:

 ; T = 0,6 ∙ 2,6 = 1,56

Рента покупателя:

 

Рента продавца:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Микроэкономика   в своем анализе потребителя исходит из предположения рациональности его поведения. Рациональное поведение отдельного человека или группы людей проявляется в их стремлении достичь максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета. Подводя итоги в нашей выполненной работе нами были рассмотрены  полезность и рациональное поведение потребителя Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качетсв делает ее понятием относительным понятием, а не абсолютным.

Тем не менее, несмотря на относительный характер полезности, экономисты всего мира стремились сопоставить полезности различных товаров и услуг, что привело к появлению двух теорий полезности:

Количественный подход и так называемая кардиналистская теория полезности. В рамках данной теории выдвигается гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности.

Порядковый подход и так называемая ординалистская теория полезности. В рамках этой теории предполагается возможность лишь ранжирования полезностей человека — от лучшей к худшей, и отказ от количественного соизмерения полезности благ. В основе анализа лежит набор некоторого числа исходных гипотез (аксиом), на основе которых строятся кривые безразличия и рассматривается оптимум потребителя.

Каждый человек пытается удовлетворить в первую очередь те потребности, которые имеют для него наибольшую полезность. 
Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Полезность - понятие индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть лишним для другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2010.-528 с.
  2. Бордовский В.П. Экономическая теория. М.: Инфра, 2010. -399с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт, 2010. -535 с.
  4. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие / Н. Л. Зайцев. – Москва: Инфра–М, 2009. – 453 с.
  5. Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. – Москва: Инфра–М, 2011. – 393 с.
  6. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2009.- 416 с.
  7. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2009.- 399с.
  8. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2009.- 448 с.:ил.-(Серия «Учебное пособие»).
  9. Микроэкономика: практический подход(Managerial Economics): учебник-2-е изд., испр./под ред.А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.:КНОРУС,2008.-672 с.
  10. Микроэкономика: Учебник / С.Г. Серяков; Всероссийская академия внешней торговли. - М.: Магистр:  ИНФРА-М, 2011. - 416 с.
  11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.  М: Норма, 2009. -447с.
  12. Призраки экономики: очерки экономических явлений: Монография / К.К. Чарахчян. - М.: ИЦ РИОР:  НИЦ Инфра-М, 2012. - 160 с.
  13. Теория организации, самоорганизации и управл.: Новые подходы и методы..: Уч. пос./В.И.Подлесных, Н.В.Кузнецов и др.; Под ред. проф. В.И.Подлесных - 3 изд. - М.: ИНФРА-М, 2012-304с.:
  14. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. – Москва: Юрайт, 2011. – 347 с.
  15. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. – 600 с.
  16. Шестакова К.Д. Микроэкономика. Учебное пособие. М.: Риор, 2010. -126.с.
  17. Экономика организации (предприятия): учебник / Е. В. Арсенова и др.. – Москва: Экономистъ, 2009. – 617 с.
  18. Экономика организации (предприятия, фирмы): учебник / О. В. Антонова и др.. – Москва: Вузовский учебник, 2008. – 534 с.
  19. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС:  НИЦ Инфра-М, 2013. - 448 с.
  20. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 293 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение А.

                                       Теория предельной полезности.

В 1854 г. в книжных лавках Германии появилась книга с длинным названием "Развитие  законов  общественного  обмена   и   вытекающих   отсюда   правил человеческой деятельности". Ее автором был Герман Генрих Госсен. Книга  была написана   тяжелым   языком,   переполнена   многочисленными   формулами   и утомительными примерами. Произведение Госсена  долго  не  раскупалось,  и  в 1858 г. огорченный неудачей автор почти полностью изъял из  обращения  тираж и уничтожил его. Лишь спустя четверть века,  после  того  как  увидели  свет работы  У.  Джевонса,  К.  Менгера  и  Л.  Вальраса,  она  получила  широкую известность. В 1878 г. после четырехлетних поисков экземпляр  книги  Госсена был найден в библиотеке Британского музея  другом  У.  Джевонса  профессором Адамсом. В 1889 и 1927 гг. книга Госсена была вновь переиздана.

        Работа  Госсена открыла  новое  направление  экономической  мысли.  В сокровищницу экономической мысли вошли два постулата, которые  впоследствии, по инициативе Ф. Визера и В.  Лексиса,  стали  называться  первым  и  вторым законами  Госсена.  Посредством   этих   законов   Госсен   описал   правила рационального поведения субъекта, стремящегося извлечь  максимум  полезности из своей хозяйственной деятельности.

    Первый  вопрос,  возникающий  при  решении   данной   задачи,   -   чем  определяется  величина  полезности?  Госсен  обратил  внимание  на  то,  что полезность зависит не только от  потребительских  свойств  блага,  но  и  от процесса его потребления.

 

 

 

                                                                                                           Приложение Б.

                                                       Закон Энгеля.

Закон Энгеля - зависимость доли расходов на продукты питания в доходах семьи от их уровня, установленная в XIX в. немецким статистиком и экономистом Э. Энгелем. Согласно этому закону по мере роста доходов семьи падает доля расходов на продовольствие, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, отопление, освещение, одежду; зато растет доля расходов на прочие нужды.

Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. Статистические ряды показывают, что в структуре расходов американских семей за 1909-1985 гг. устойчиво снижается доля физических и материально-вещественных потребностей (продуктов питания - на 35%, расходов на жилище - на 5,5%, предметов домашнего обихода - на 26%, расходов на одежду и обувь - на 47%).

Информация о работе Полезность и рациональное поведение потребителя