Перспективы развития российского фондового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучить современное состояние фондового рынка.
Объект исследования — само совокупное понятие «фондовые рынки»
Предмет исследования - состояние фондового рынка.
В соответствии с проблемой, целью, предметом нами были определены следующие задачи исследования:
Изучить литературу и периодические издания касающиеся данной темы
Рассмотреть теоретические вопросы изучения понятия « фондовый рынок»
Проанализировать факторы, определяющие современное состояние российского фондового рынка
Разработать перспективы развития российского фондового рынка

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения понятия
«фондовый рынок» 5
1.1. Понятие фондового рынка и его функции 5
1.2 Этап развития российского фондового рынка, его плюсы и минусы 9
Глава 2. Факторы, определяющие современное состояние
российского фондового рынка 13
2.1. Тенденции развития мировой экономики и фондовый рынок России 13
2.2. Современное состояние и проблемы фондового рынка 18
2.3. Реальность экономики, ее зависимость от фондового рынка 25
2.3.1. Психологическая природа кризиса, фондовый рынок или
рынок доверия 26
Глава 3. Перспективы развития российского фондового рынка 29
3.1. О перспективах развития российского фондового рынка в
условиях кризиса мировой финансовой системы 29
3.2. Сценарий развития российского фондового рынка в 2009-2011 годы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР Современное состояние фондового рынка2.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

        По ряду оценок, текущий финансово-экономический кризис управляем со стороны мировой финансовой элиты. Его основная цель — сохранить доминирование нынешней элиты, заложить основы новой модели мировых финансов в условиях происходящих глобальных трансформаций: предстоящего в ближайшем будущем исчерпания разведанных запасов углеводородного сырья; глубокого изменения климата, ведущего к трансформации геополитического пространства; существенному изменению миграционных потоков населения планеты; появлению прорывных технологий в промышленности, способных кардинально изменить направление и темпы развития человечества. По сути, перед устроителями нынешнего кризиса стоят те же задачи, которые ранее решались военной силой в ходе Первой и Второй мировых войн. Иными словами, сегодня идет третья мировая война и ведется она средствами экономического давления, шантажа, спекуляций и подкупа. Как результат — геоэкономическая картина мира принципиально меняется, меняются потребности и связанные с ними интересы мировых держав [5, 118]:.

        В этих условиях встает вопрос о возможности и целесообразности сохранения национального финансового суверенитета страны, ее экономической безопасности. Анализ показывает, что возможны три основных варианта дальнейшего развития.

         Во-первых, можно принять существующее положение дел в мировой финансовой системе как данность и попытаться выстраивать стратегию собственного развития как маркетинговую стратегию завоевания большей доли рынка финансовых услуг. В этом случае приходится действовать в правовом и технологическом пространстве, изначально сформированном без участия России. В этом случае необходимо будет сосредоточиться именно на обеспечении конкурентоспособных условий деятельности мирового капитала в России. Однако результатом такой позиции станет утрата суверенитета национальным финансовым рынком, сохранение доминирования господства иностранной валюты в финансовых потоках страны и невозможность возрождения национальной валюты. Следствием этой позиции станет продолжение процесса встраивания российской экономики в мировую, путем ее жесткой специализации в рамках таких глобальных организаций, как ВТО, также являющейся элементом нынешней мировой финансово-экономической системы. Результат — российская экономика никогда не сможет изменить свой «сырьевой» статус, так как в мировой системе распределения труда «высокотехнологические» ниши уже заняты другими. Как показали результаты последнего саммита G20 — это именно тот путь, по которому сегодня пытаются направить развитие России [15]: .

        Второй путь — это участие России в одной из формирующихся сегодня региональных валютно-финансовых системах. Такими региональными системами являются на сегодня проекты «Евро», в перспективе реализация проекта «Золотого юаня» в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, реализация проекта «Динар Залива» странами Персидского залива, проекта единой южноамериканской валюты, и, наконец, североамериканский проект — «Амеро». Во многом этот путь схож с первым, хотя в условиях формирования региональных союзов Россия имеет больше шансов выторговать для себя более выгодные условия как поставщик углеводородного сырья.

          Третий путь — формирование и развитие в России самостоятельного национального финансового центра. Это — единственно верный в нынешних условиях путь. Основой в данном случае должно стать формирование именно в России цены на экспортное российское стратегическое сырье. Причем ценообразование должно осуществляться исключительно в национальной валюте — в рублях.

         В условиях, когда рушатся старые стереотипы, многие виды («тихая гавань», «налоговый рай» и др.) финансовых центров утрачивают свое значение, так как они являются во многом атрибутом нынешней валютно-финансовой системы. В качестве реальных центров притяжения останутся лишь центры реального производства или и транспортные узлы. Именно к этому классу и относится Москва, географическое положение которой позволяет выступать в качестве узловой точки торговых, транспортных, миграционных и иных путей между Европой и Азией. В дополнение к этому, в среднесрочной перспективе в результате глобального потепления, существенно возрастет значимость северных регионов России, активизируются процессы освоения Арктики, что станет дополнительным развитием в роли Москвы как транспортного узла не только «запад-восток», но и «север-юг».

           Именно развитие проектов транспортных коридоров вместе с поставкой российского сырья на экспорт за рубли должно стать основой стратегии развития Москвы как национального финансового центра.

           Безусловно, выбор данного направления развития российской экономики вызовет обострение жесткой конкурентной борьбы на мировой арене. Существенно возрастет вероятность реализации ряда угроз экономической безопасности страны, в частности, будет предпринят ряд мер, направленных на дестабилизацию рубля. Обострятся проблемы взаимоотношения российского бизнеса с зарубежными партнерами. Начнутся процессы «брожения» в национальных элитах стран СНГ с целью саботировать продвижение российского бизнеса и блокировать транзит российских товаров и сырья на мировой рынок.

          Стремительное развитие и углубление кризисных явлений в стране показало высокую значимость инструментов фондового рынка в вопросе обеспечения устойчивости финансовой системы страны в целом. Именно с фондового рынка, как с наиболее динамичного сегмента финансового рынка страны, начался текущий кризис. Во многом и выход из кризиса будет связан со стабилизацией ситуации на нем.

          Нынешнее положение дел в отрасли не позволило российскому руководству использовать фондовый рынок в качестве эффективного инструмента стабилизации ситуации в экономике страны. Как результат — российский фондовый рынок в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не стал эффективным инструментом в руках руководства страны. Все свелось к периодической остановке торгов на биржах, что только добавляло нервозности российским и иностранным инвесторам. Частые остановки торгов в период кризиса привели к оттоку и без того малой ликвидности с российского рынка на рынки Великобритании и Германии.

         Оценивая ситуацию на российском фондовом рынке в период развития кризисных явлений, а также, принимая во внимание отсутствие эффекта от действий регулирующих органов, можно предположить, что в ближайшем будущем российский фондовый рынок полностью попадет под влияние мировых биржевых центров, что резко негативно отразится на суверенитете экономики страны в целом.

           Чтобы этого не допустить, необходимы срочные меры.

         Так, в условиях кризиса необходимо обеспечить консолидацию ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключив конкуренцию между российскими биржами. Объединение бирж позволит объединить их расчетные палаты и депозитарии, что существенно повысит устойчивости и снизит издержки на выполнение операций на фондовом рынке. Объединение биржевых депозитариев позволит, наконец, решить и проблему создания в России Центрального депозитария, что само по себе существенно улучшит инвестиционный имидж России.

          В рамках объединенной биржи крайне важно создавать и развивать товарное направление. Прежде всего, по созданию рынка российского стратегического сырья.

         Российское сырье на мировом рынке должно продаваться за рубли, а цена на него должна формироваться в России. И здесь участие государства должно проявляться в обеспечении государственных гарантий и увеличении капитализации расчетной инфраструктуры для создания условий, адекватных текущей нестабильной ситуации на рынке.

         В непростых условиях кризиса значительно повышается роль государства как надзорного и регулирующего органа. Поэтому государственное участие в стабилизации фондового рынка должно выражаться в усилении контрольных функций за государственными средствами, направленными на поддержку рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечить надежный контроль за оборотом средств эффективнее при наличии одной современной торговой площадки.

          Государственное участие в процессе модернизации инфраструктуры фондового рынка должно быть направлено не столько на адресную поддержку участников рынка «живыми» деньгами, сколько на обеспечение государственных гарантий и увеличение капитализации элементов биржевой инфраструктуры. Приход государства на фондовый рынок не как игрока в лице государственных банков, а как гаранта стабильности, даст возможность существенно снизить риски при размещении в инструментах фондового рынка финансовых средств пенсионной системы, средств системы ипотечного кредитования и др.

        Также крайне важно создать условия, не позволяющие в условиях малого числа сделок на рынке манипулировать основным индексом России — индексом РТС. Объединение бирж в холдинг прописано в стратегии развития финансового рынка до 2020 года, представленной ФСФР осенью прошлого года. Однако в документе не указаны цели и задачи создания такого холдинга. Более того, в сложившихся российских условиях с учетом разной формы собственности российских бирж и разным взглядам их акционеров на объединение, процесс консолидации «сверху» рискует затянуться надолго, а в нестабильных условиях кризиса процесс консолидации с участием двух ведущих фондовых бирж страны может привести к параличу национального фондового рынка. В этих условиях объединение бирж должно начинаться с объединения их технологических платформ и правил организации торгов. Биржи должны начать работать как единое целое, сохраняя текущую форму собственности, и только позднее имеет смысл говорить о завершении процесса объединения. По нашему мнению объединение бирж должно начинаться «снизу». Оценки показывают, что при наличии согласованной позиции технические работы по объединению регламентов работы бирж могут быть завершены в течение четырех-шести месяцев.

        Следовательно, можно сделать вывод о том, что происходящие в мировой финансовой системе процессы наглядно показали ведущую роль фондового рынка в зарождении и развитии кризиса. Кризис показал его высокую значимость в решении задач обеспечения экономической безопасности государства. Недооценка роли и значения фондового рынка повлекла за собой существенные финансовые потери для государства, снижение инвестиционной привлекательности и оттоку иностранных инвестиций из страны.

             Скорейшее принятие согласованного со всеми заинтересованными сторонами решения о технологическом объединении крупнейших российских бирж и создании на их основе прообраза единой мощной национальной биржи будет способствовать укреплению финансовой системы страны и активизации деятельности ее участников, что, в конечном счете послужит основой для выхода из текущего финансово-экономического кризиса и формирования в будущем в России самостоятельного международного финансового центра.

 

 

 

 

3.2. Сценарий развития российского фондового рынка в 2009-2011 годы

 

● Российский фондовый рынок оказался в числе наиболее пострадавших вследствие мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году. Более чем трехкратная просадка индекса РТС стала прямым следствием отток а зарубежного портфельного капитала и спровоцированных этим проблем в банковской системе.

● Если до начала кризиса средняя российская нефинансовая компания оценивалась при мерно на 10% дешевле среднестатистического конкурента в своей отрасли, то к началу 2009 года дисконт достигал уже 50%. При этом отток средств из бумаг российских эмитентов сопровождался их инвестированием в более надежные инструменты, и, в том числе, в акции зарубежных производителей.

● Перераспределение  капиталов между странами в пределах каждой из отраслей достигло пика в  конце 2008 года, и с начала нынешнего  года уже наметился обратный процесс. Е го темпы будут играть определяющее влияние на расстановку рыночных позиций игроков к концу года. Так, к середине апреля российские эмитенты уже сумели сократить отставание от своих зарубежных конкурентов до -39,9%, причем текущая динамика носит сугубо положительный характер.

● Разумно предположить, что срок восстановления растянется на два года, и тогда среднегодовые  темпы роста капитализации, которые  требуются, чтобы догнать конкурентов  и достичь уровня докризисной  оценки (дисконт -8,2%) составят 27,5% до конца 2010 года. При подобном сценарии индекс РТС на конец 2009 года может составить 970 пунктов. Эта оценка подразумевает, что капитализация остального мира в данный период будет оставаться на месте, т е. будет иметь место прямое перераспределение потоков в пользу российских компаний как наиболее дешевых, в силу именно этой их особенности. Разумеется, на практике это условие невыполнимо, однако восстановление глобальной экономики будет растянуто на более продолжительный срок, поэтому ожидать быстрого подъем а мировых фондовых индексов в 2009 году не следует. Тем не менее, если это будет происходить, возвращение доверия к российским эмитентам также будет осуществляться ускоренными темпами, и в этом случае значение индекса РТС на конец текущего года может составить до 1250 пунктов.

● Говоря о потенциале подъема, не следует забывать также  и о заметно возросшей волатильности  на фондовых площадках, которая несет  в себе ряд рисков. Если возвращение  средств покупателей на биржи  будет происходить быстрее, чем  это обосновано фундаментальными показателями в экономике, неизбежна новая коррекция, которая нейтрализует избыток денежных средств и приведет к новому падению индексов. Подобный сценарий лишь затянет процедуру рекапитализации рынков, хотя небольшие коррекции неизбежны и в известной мере способствуют процессу поступательного развития.

● В обозримой  перспективе (в течение 2009 года) можно  рассчитывать лишь на ограниченную реализацию данного потенциала. Большая его  часть будет воплощена лишь вместе с ростом капитализации мировых  рынков, который может начаться к моменту выхода глобальной экономики из рецессии, то есть не раньше 2011 года.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          В данной работе мы рассмотрели некоторые аспекты развития современного российского фондового рынка. Проанализированы факторы, определяющие современное состояние российского фондового рынка и выявлены перспективы его развития.

          На основании всего выше изложенного можно сделать некоторые выводы.

- необходимы кардинальные перемены  в ситуации, сложившейся в

макроэкономике России

         Не мало важно отметить, что  глобализация рынка капитала и развитие технологий привели к пересмотру всей концепции функционирования и развития денежного и фондового рынков. Можно с уверенностью сказать, что деньги частных инвесторов, массовый приход которых был обеспечен благодаря передовым электронными технологиями и введением во всеобщую практику электронных торгов, способствовали небывалому подъему фондового рынка в последние годы, поддержанию высокой ликвидности и расцвету инвестиционной активности.

Подводя общие  итоги можно сказать следующее:

  Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые  требуют первоочередного решения:

1. Преодоление  негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

2. Целевая переориентация  рынка ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение  своей главной функции - направление  свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

Информация о работе Перспективы развития российского фондового рынка